Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 02.05.2018

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Мейер Е. И. Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 75-77. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3331/ (дата обращения: 16.07.2019).



В статье раскрывается влияние музыкально-спортивных занятий на развитие чувства ритма у детей 6–7 лет. В статье отражена природа развития чувства ритма, а также его важность для полноценного музыкально-ритмического воспитания детей, выделены показатели и критерии развития чувства ритма детей. Статья содержит экспериментальное обоснование эффективности использования музыкально-спортивного досуга как фактора развития чувства ритма у детей 6–7 лет.

Ключевые слова: ритм, чувство ритма, музыкально-спортивный досуг.

Актуальность. Музыке принадлежит ведущая роль в развитии творческой личности. Она оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка, стимулирует его нравственно-эстетические переживания, подводит к активному мышлению, преобразованию окружающего.

Формирование и развитие чувства ритма у детей 6–7 лет — важная задача, т. к. ритм — это один из первоисточников, музыкальных первоэлементов, жизненно важный для музыкального искусства.

Обоснуем возможность использования музыкально-спортивного досуга в качестве одного из факторов развития чувства ритма у детей 6–7 лет.

Ритм — одно из выразительных средств музыки. Музыкальный ритм, по мнению Э. Б. Абдуллина, всегда выражение некоторого эмоционального содержания [1, с.158].

Чувство музыкального ритма имеет как моторную, так и эмоциональную природу: В его основе лежит восприятие выразительности музыки. Ввиду этого можно заключить, что вне музыки чувство музыкального ритма не может, как пробудиться, так и развиваться [2].

В специальных исследованиях доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается определенными двигательными реакциями. Так Э. Жак-Далькроз отмечал: «Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальныйВ образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело» [3, c.9].

Развитие чувства ритма у ребенка — одна из важных и наиболее сложных задач музыкальной педагогики. В процессе формирования музыкально-ритмических движений музыке принадлежит ведущая роль, а движению — второстепенная. Вместе с тем, исследователи сделали важный вывод о том, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Учитывая, что музыкально-спортивный досуг объединяет в себе несколько видов деятельностей: музыкальную и спортивную, а также то, что чувство ритма имеет, как моторную, так и эмоциональную природу можно предположить, что чувство ритма может развиваться посредством музыкально-спортивного досуга. Докажем это по результатам экспериментальных исследований.

Научные изыскания И. В. Лифиц, В. Н. Ягодинского [4; 5] использовались в качестве основы для выделения показателей и критериев чувства ритма детей. Методика А. Ф. Лобовой [6] была использована для диагностики сформированного чувства ритма у дошкольников. Но содержание заданий разрабатывалось с учетом имеющихся программ для старших дошкольников, возрастных особенностей.

На основании методик Д. Б. Богоявленской [7], Л. А. Венгера [8], А. Ф. Лобовой [6], Г. И. Щукиной [9] были разработаны уровни проявления чувства ритма. Ученые сошлись во мнении, что при выявлении уровней эстетического развития лучше проводить качественный анализ, а не количественный (низкий, средний, высокий). Только в этом случае можно выявить степень сформированности тех или иных качеств личности.

Содержание показателей нами определено качественными характеристиками: спонтанный, ситуативный, константный.

Показатели спонтанного уровня: случайно выделяет предложенные ритмы; не различает разнообразие ритмов; хаотично и эмоционально исполняет ритмы; иногда появляется желание быть ритмичным, чаще всего живет в своем ритме; с большим трудом или не может вовсе переключаться с одного ритма на другой; не чувствует полиритмии.

Показатели ситуативного уровня: выделяет услышанные и увиденные ритмы с помощью педагога; различает и создает ритмы с помощью педагога; но не всегда эмоционально, но свободно и выразительно исполняет ритмы; ритмичен только при условии выполнения простых заданий; переключение с одного ритма на другой затруднено; при многократном воздействии может почувствовать полиритмию.

Показатели константного уровня: выделяет услышанные и увиденные ритмы; создает и различает ритмические варианты; выразительно, эмоционально, предложенные ритмы исполняет свободно; при исполнении заданий ритмичен; быстрая переключаемость с одного ритма на другой; быстро адаптируется к ситуации и чувствует полиритмию.

Каждому уровню соответствуют баллы: спонтанному уровню — 1 балл; ситуативному уровню — 2 балла; константному уровню — 3 балла.

В исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6–7 лет, которых мы разделили на контрольную и экспериментальную группы. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента был исследован имеющийся уровень развития чувства ритма у дошкольников. Дети слушали музыкальные произведения и должны были прохлопать их ритм. 1-е произведение — знакомо детям (они учили его на музыкальных занятиях), 2-е произведение — не знакомо. Результаты этого этапа эксперимента представлены в табл. 1

В процессе формирующего эксперимента с детьми из экспериментальной группы были проведены занятия (музыкально-спортивный досуг). Проводилось 6 занятий.

Дадим краткую характеристику проведенных занятий:

  1. Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В мире ритмики». Проводится в виде соревнования между командами: домашнее задание (музыкально-ритмическая композиция), различные соревнования под музыку (хороводные игры, повтори наши движения, прохлопай наш ритм (дети задают задания друг другу), прохлопай ритм песни, которая звучит). По окончании награждение победителей, небольшие призы (например, киндеры или какой-то спортинвентарь).
  2. Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я — ритмичная семья». Детско-родительское мероприятие с различными соревнованиями, основу которых составляют задания типа «Повтори наши движения», «Прохлопай/протопай ритм некоторой песенки», «Угадай песенку по прохлопанному ритму» и т. д. В конце награждение победителей, выбор самой ритмичной семьи (вручение им медалей). Сладкий стол и чаепитие.
  3. Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Ритмический батл». Соревнование по ритмике между двумя командами. Оценивается ритмичность, синхронность, сложность, правильность выполнения движений, попадание в ритм музыки. В конце награждение победителей.
  4. Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Народный разгуляй». Дошкольники делятся на две команды. Мероприятие с различными соревнованиями, основу которых составляют задания типа «Коллективное выстукивание ритма русской народной песни на ложках», «Прохлопай по коленкам ритм некоторой русской народной песенки», «Коллективное выступление барабанщиков», ритмические спортивные танцы и т. д. Оценивается синхронность, правильность, ритмичность выступлений, попадание в ритм музыки. В конце награждение победителей.
  5. Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Этот ритм, ритм, ритм». Дошкольники делятся на две команды. Мероприятие с различными соревнованиями, основу которых составляют задания типа «Прохлопай ритм незнакомой звучащей композиции», «Повтори наш ритмичный танец», «Попади броском мяча в ритм песни» и т. д. Оценивается синхронность, правильность, ритмичность выступлений, попадание в ритм музыки. В конце награждение победителей.
  6. Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Алло, мы ищем таланты!». Сольное выступление детей (спортивные ритмические танцы). Оценивается правильность, ритмичность, сложность выступлений, попадание в ритм музыки. В конце награждение победителей.

На контрольном этапе эксперимента был выполнен повторный замер сформированного уровня чувства ритма. Использовались те же произведения, что и на констатирующем этапе. Результаты проведения эксперимента представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики сформированного уровня чувства ритма удетей 6–7 лет (в%)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Спонтанный

33

7

32

30

Ситуативный

54

53

55

56

Константный

13

40

13

14

Как видим из табл. 1, уровень чувства ритма повысился только в экспериментальной группе: наблюдается положительная динамика, т. к. количество детей, имеющих спонтанный уровень, снижается, а константный растет. В контрольной же группе, результаты диагностики, полученные на констатирующем и контрольном этапах, существенно не различаются.

Итак, учитывая положительную динамику уровня сформированности чувства ритма у старших дошкольников экспериментальной группы, можно заключить, что музыкально-спортивный досуг является эффективным фактором формирования чувства ритма у старших дошкольников.

Литература:

  1. Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки. -М., 2005–405 с.
  2. Теория музыки для всех — просто и доступно [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://muz-teoretik.ru/chuvstvo-ritma-chto-eto-takoe-i-kak-ego-proverit/, свободный. — Загл. с экрана.
  3. Жак-Далькроз Эмиль, Н. Гнесина. Ритм: его воспитательное значение для жизни и искусства. Том 6 / Жак-Далькроз, Эмиль, Н. Гнесина — М.: Книга по Требованию, 2011. — 156 с.
  4. Лифиц И. В.Ритмика [Текст] / И. В. Лифиц. — М.: Академия, 1999. –224 с.
  5. Ягодинский В. Н.Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии [Текст] /В. Н. Ягодинский. — М.: Искусство, 1985. — 192 с.
  6. Лобова А. Ф.Школа самовыражения [Текст] / А. Ф. Лобова. — Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 1998. — 248 с.
  7. Богоявленская Д. Б.Психология творческих способностей [Текст] /Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
  8. Венгер Л. А.Воспитание сенсорной культуры ребенка. От рождениядо 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер. — М.: Просвещение,1988. — 144 с.
  9. Щукина Г. И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкально-спортивный досуг, ритм, награждение победителей, развитие чувства ритма, ребенок, старший дошкольный возраст, экспериментальная группа, ритм музыки, чувство ритма, контрольный этап.

Ключевые слова

ритм, чувство ритма, музыкально-спортивный досуг

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации.

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства...

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Определено влияние ритмопластики на развитие чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, физическое воспитание, темп, ритм, чувство ритма, темпо-ритм, ритмопластика.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм, ритмопластика, игра. Ключевые слова. физическое воспитание, темп, ритм, старший дошкольный возраст, чувство ритма...

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

Воспитание и развитие чувства ритма — серьёзная и ответственная задача в работе с детьми. Ритм — один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха

Развитие чувства ритма. Для этого нами используются распевки. Обычно это знакомые детям попевки такие как, «Андрей-воробей», «Чики-чики-чикалочки» и др.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

ритмические упражнения, развивающие ритм, формирующие музыкально-ритмические движения под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой, развитие тембрового восприятия, выработки темпа и ритма речи, а также закрепление гласных звуков в свободной речи.

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного...

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации.

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства...

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Определено влияние ритмопластики на развитие чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, физическое воспитание, темп, ритм, чувство ритма, темпо-ритм, ритмопластика.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм, ритмопластика, игра. Ключевые слова. физическое воспитание, темп, ритм, старший дошкольный возраст, чувство ритма...

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

Воспитание и развитие чувства ритма — серьёзная и ответственная задача в работе с детьми. Ритм — один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха

Развитие чувства ритма. Для этого нами используются распевки. Обычно это знакомые детям попевки такие как, «Андрей-воробей», «Чики-чики-чикалочки» и др.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

ритмические упражнения, развивающие ритм, формирующие музыкально-ритмические движения под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой, развитие тембрового восприятия, выработки темпа и ритма речи, а также закрепление гласных звуков в свободной речи.

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос