Проблемы применения действующего законодательства при осуществлении проверок органами федерального государственного пожарного надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 20.02.2022

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Пахтусов, О. О. Проблемы применения действующего законодательства при осуществлении проверок органами федерального государственного пожарного надзора / О. О. Пахтусов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88930/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с применением Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», вступившего в силу 01.11.2020. В качестве результата работы приводятся пути решения выявленной проблематики с теоретической и практической точек зрения.

Ключевые слова: пожарная безопасность, государственный надзор, проверка, предписание, административная ответственность.

Пожарная безопасность является одной из важнейших функций государства [1].

Все имеют право трудиться в условиях обеспеченной безопасности [2].

Одними из задач КоАП РФ являются защита личности, охрана здоровья граждан, общественная безопасность, предупреждение административных правонарушений [3].

Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», предметом контроля являются соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами; соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации; исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений; незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения; принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности; принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения [4].

Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», обязывает до 01.01.2021 признать нормативно-правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти РСФСР и СССР, соблюдение которых оценивается при проверках, не действующими или утратившими силу. Оценивать соблюдение обязательных требований, перечисленных в указанных актах, запрещается по причине вступления их в силу до 01.01.2020. При этом с 01.01.2021 привлечение к административной ответственности за несоблюдение рассматриваемых требований безосновательно [5].

При этом Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором содержаться обязательные требования, установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования [6].

Учитывая, что львиная доля всех существующих объектов надзора в нашей стране построена либо запроектирована во времена РСФСР и СССР или еще раньше, выявляется явное противоречие положений двух федеральных законов, в части касающейся категорического запрета оценивания при проверках правовых актов РСФСР и СССР 247-ФЗ и обязательности применения этих актов 123-ФЗ.

Также видится определенный казус при организации проведения проверок с целью контроля исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований. Предписания, выданные до вступления в силу 247-ФЗ, срок исполнения которых был установлен на 2021 и последующие годы, не могут быть отконтролированы по причине уже отмененных нормативно-правовых актов или подлежащих отмене либо не содержащих обязательные требования в результате проведенной реформы в рамках «регуляторной гильотины», ссылки на которые содержатся в предписаниях.

В качестве примера можно привести Правила противопожарного режима в РФ 2012 года, утратившие силу с 01.01.2021 по причине утверждения 16.09.2020 других Правил.

Анализ результатов проверок надзорным органом по средствам Единого реестра проверок и Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий показал, что почти в 100 % случаев предписания содержат обязательные требования указанных Правил 2012 года, регламентирующие мероприятия режимного характера [7].

Однако, 247-ФЗ оставляет Правила 2012 года вне закона, а предложенные в предписаниях мероприятия, имеющие ссылки на теперь уже отмененные Правила, не действительными по ряду причин, упомянутых выше.

Привлечь к административной ответственности по той же причине оказалось также невозможным. Часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ с 07.03.2021 дополнена пунктом 5.1, административное дело не возбуждается, а возбужденное подлежит прекращению при несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах требований, согласно частям 3, 4 и 7 статьи 15 247-ФЗ основанием привлечения к административной ответственности быть не может [3].

С учетом сложившейся ситуации, в частности, невозможности осуществления надзора (контроля) и привлечения лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности, обеспечить пожарную безопасность, тем самым соблюсти в первую очередь положения Конституции Российской Федерации оказалось невозможным.

Решение проблемы видится в пересмотре 247-ФЗ, в частности исключении противоречий с положениями 123-ФЗ, а также дополнении этого закона статьей (частью статьи), предусматривающей переходный период для вступления в силу положений статьи 15, дающий возможность проведения проверок по контролю предписаний, являющихся законными и содержащими ссылки на нормативно-правовые акты, действующие на момент вынесения предписаний, по принципу «закон обратной силы не имеет». В законе также следует предусмотреть положение, которое закрепляло бы право быть действительными те нарушения в действующих предписаниях, которые нашли свое отражение в новых нормативно-правовых актах, изданных уже в рамках действующего законодательства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 36490, Российская газета, N 3, 05.01.1995.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Российская газета, N 256, 31.12.2001, Парламентская газета, N 2–5, 05.01.2002, Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // «Российской газете» от 5 августа 2020 г. N 171, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 31 (часть I) ст. 5007.
  5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5007, Российская газета, N 171, 05.08.2020.
  6. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3579, Парламентская газета, N 47–49, 31.07.2008, Российская газета, N 163, 01.08.2008.
  7. URL: https://proverki.gov.ru/portal.
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, пожарная безопасность, Российская Федерация, требование, РФ, СССР, акт, день вступления, Правило, соответствующее положение настоящего.


Похожие статьи

Административная ответственность за нарушение требований...

В настоящей статье анализируется привлечение к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима на материалах судебной практики. Автором предложено внести изменений в...

Российская Федерация, административная ответственность...

 Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Перспективы развития института административного...

С момента вступления в силу КоАП РФ в него вносилось большое количество изменений, как изменения санкций, так и изменения

В этих целях на основании пункту 1 статьи 202 и пункта 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических...

Негативные последствия эксплуатации объекта капитального...

Пленум ВАС РФ пояснил, что субъектом административного правонарушения по ч. 5 ст. 9.5

При наличии совокупности вышеуказанных доказательств исковые требования будут с

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за...

Сравнительный анализ понятий «общественный порядок»...

Административная ответственность за посягательства на общественную безопасность и общественный порядок предусмотрена в главе 20 КоАП РФ.

В 20-й главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] содержатся юридические составы...

Административная ответственность за нарушение...

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная

В случае выявления нарушений у субъектов, надзорные органы составляют акт проверки

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в...

К вопросу об охране труда в государственном органе

В итоге, после проработки актов законодательства Российской Федерации, формируется положение о

– контроль и ответственность за нарушение требований охраны труда.

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и...

Проблема определения подведомственности при обжаловании...

– п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением

Следовательно, требования правовой определенности и стабильности не являются

Административная ответственность — вид ответственности за административные...

Экологическое обеспечение безопасности военной службы

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» это нормативный акт

Обеспечение экологической безопасности деятельности войск в ВС РФ выполняется по

‒ изучение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации об...

Похожие статьи

Административная ответственность за нарушение требований...

В настоящей статье анализируется привлечение к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима на материалах судебной практики. Автором предложено внести изменений в...

Российская Федерация, административная ответственность...

 Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Перспективы развития института административного...

С момента вступления в силу КоАП РФ в него вносилось большое количество изменений, как изменения санкций, так и изменения

В этих целях на основании пункту 1 статьи 202 и пункта 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических...

Негативные последствия эксплуатации объекта капитального...

Пленум ВАС РФ пояснил, что субъектом административного правонарушения по ч. 5 ст. 9.5

При наличии совокупности вышеуказанных доказательств исковые требования будут с

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за...

Сравнительный анализ понятий «общественный порядок»...

Административная ответственность за посягательства на общественную безопасность и общественный порядок предусмотрена в главе 20 КоАП РФ.

В 20-й главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] содержатся юридические составы...

Административная ответственность за нарушение...

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная

В случае выявления нарушений у субъектов, надзорные органы составляют акт проверки

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в...

К вопросу об охране труда в государственном органе

В итоге, после проработки актов законодательства Российской Федерации, формируется положение о

– контроль и ответственность за нарушение требований охраны труда.

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и...

Проблема определения подведомственности при обжаловании...

– п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением

Следовательно, требования правовой определенности и стабильности не являются

Административная ответственность — вид ответственности за административные...

Экологическое обеспечение безопасности военной службы

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» это нормативный акт

Обеспечение экологической безопасности деятельности войск в ВС РФ выполняется по

‒ изучение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации об...

Задать вопрос