У родителей детей раннего возраста на консультации у педагога-психолога часто возникают удивление от того, что нужно развивать речь ребёнка в раннем возрасте. Многие родители говорят: в три года, четыре года сам заговорит. Иногда бывает поздно, поэтому мы с коллегами решили осветить важность развития речи ребенка в раннем возрасте.
Когда же необходимо начинать развивать речь ребёнка? Как только ребёнок начинает ходить у него появляется возможность самостоятельно передвигаться и осваивать пространство, ему становятся доступными те предметы, до которых раньше он не мог дотянуться, в связи с ограниченностью движений. Как только у ребёнка появляется возможность активно двигаться и не зависеть от взрослого у него активно развивается познавательная активность. Примерно на втором году жизни ребенка наблюдается развитие предметных действий, то есть манипуляция с предметами. Предметная деятельность становится ведущей уже к трем годам, в этом возрасте становится понятным какая же рука ребёнка является ведущей, у него появляется согласованность действий рук, ног и в целом движение всего тела. В связи с развитием предметных действий идёт процесс ознакомления ребёнка с предметами и их свойствами, также в этот период запускается активное развитие речи. Основным новообразованием возраста является предметное действие и формирование речи. Освоение речи является главным достижением ребёнка возраста 2–3 лет. Если к возрасту 1 года ребёнок мог обходиться совсем без речи, имея запас из нескольких слов, то к трем годам специалисты насчитывают уже до 300–400 слов, активно употребляемых ребёнком. На протяжении всего раннего возраста речь имеет решающее значение для развития общего психического развития ребёнка. По средствам речи происходит не только общение ребёнок-взрослый и ребёнок-ребёнок, но происходит передача опыта. Развитие речи ранее тесно связано с развитием познавательных процессов, по речи ребёнка судят об его общем психическом развитии. Речь способствует запуску и развитию всех интеллектуальных процессов ребёнка. Если в раннем возрасте нарушены коммуникативные взаимодействия взрослого с ребёнком, это влечёт за собой нарушение интеллектуального развития на других этапах развития и взросления. Именно поэтому в семьях неговорящих родителей при сохранной речи ребёнка важно присутствие взрослого, от которого ребёнок сможет перенимать опыт общения через речь. Психологи, логопеды и педагоги дошкольного образования на вопрос нужно ли развивать речь ребёнка в раннем возрасте однозначно говорят, что делать это нужно!
Нормы развития речи ребенка в 1 год:
– К году ребенок пытается подражать и быстро учится.
– Ребенок реагирует на обращение к нему и знает свое имя.
– В год понимает простые просьбы и может их выполнить.
– В год ребенок может говорить около десяти слов, но у каждого малыша все индивидуально, поэтому 5–6 или 20–30 слов он говорит — все индивидуально.
Чтобы помочь ребенку развивать речь, соблюдайте рекомендации специалистов:
- Взрослым необходимо разговаривать с ребёнком на различные темы, которые доступны для его понимания. С ребенком необходимо начинать разговаривать ещё до того момента, когда он произнёс свои первые слова либо же произнес лепетные фразы. Это будет способствовать и развитию его кругозора и будет способствовать овладению родной речи.
- Когда вы что-то делаете по дому, проговаривайте вслух, что вы делаете, таким образом, ребёнок увидит взаимосвязь действий и их речевое обозначение.
- Предоставьте ребенку возможность манипулировать предметами доступными и безопасными для его здоровья. Ребёнок будет слышать звуки, видеть откуда они возникают, тем самым развивая слух и речь.
- Пойте ребёнку детские песни, они важны в процессе овладения речью. От того, какие песни в раннем возрасте слышал ребенок и слышал ли он их, зависит в дальнейшем степень его психологической устойчивости. Песни развивают память ребёнка, успокаивают и одновременно развивают речь и словарный запас. Важно петь, а не только включать аудиозаписи песен, чтобы ребенок слышал знакомый для него эмоционально окрашенный голос родителя.
- Делайте массаж ладоней. Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что в головном мозге центры речи и центры, отвечающие за движение пальцев, расположены близко друг от друга, тем самым мелкая моторика развивает и активизирует отделы мозга. В дальнейшем, когда ваш малыш подрастёт и сможет сам манипулировать с мелкими предметами, давайте ему такую возможность — мелкая моторика запускает и развивает речь.
- Вы наверняка замечали, что в раннем возрасте важно не сколько то, что мы говорим, а насколько эмоционально окрашен наш разговор. Поэтому проговаривайте слова и фразы, которые имеют яркую эмоциональную окраску, таким образом, ребенок будет легче запоминать новые слова и фразы.
- Разговаривайте с ребёнком правильно. Что это значит? С ребенком нельзя «сюсюкать», так как это будет замедлять усвоения и овладение родной речью.
- Когда ребёнок произнёс неправильно какие-то слова, нельзя за ним повторять неправильное произношение, а также нельзя ругать ребёнка за неправильное произношение, это просто приводит к тому, что ребёнок перестанет употреблять слова либо же замкнется в себе.
- Как мы уже говорили ранее, нельзя поддерживать неправильно произнесённые слова. Не ругайте ребёнка и не смейтесь над ним, лучше повторите слова за малышом правильно, но произнесите слово корректно. Произносите слова утрированно, так, чтобы все звуки, которые слышит ребёнок, были отчетливыми, например не корова, а «кАрова», вместо коза мы говорим «кАза».
- Важно правильно проговаривать окончание слов, в дальнейшем, при освоении школьной программы, ребёнку этот навык очень пригодится, а следовательно, и родной язык будет даваться легче.
- Не злоупотребляйте словами в уменьшительно-ласкательной форме, Слова в уменьшительно-ласкательной форме употребляйте применительно к ситуации, например «экскаватор роет яму, а игрушечная машинка везёт песочек».
- Прежде чем спрашивать ребёнка, что изображено на картинке, расскажите ему о свойствах этого предмета.
- Называйте предметы своими именами, не используйте звукоподражание, например, вместо слова корова не используйте слово «му-му».
- Употребляйте конкретное название слов, не заменяя их указательным местоимением, например говорите «возьми чашку, поставь на стол» вместо «возьми чашку, поставь сюда».
- Следите за тем, что слышит ребёнок не только от вас, ну и что слышит из других источников информации. В современном мире практически невозможно оградить ребёнка от телевизора, смартфона, да и нужно ли. Если ребёнок смотрит мультфильм или детский видеоблог, смотрите вместе с ним вместе и рассказывайте, что происходит на экране.
- Читайте ребёнку книги, рассказывайте, что там изображено. Вам, конечно, захочется, чтобы ребёнок сразу проявил интерес книге, но не ждите этого сразу. Со временем, благодаря вашим систематическим действиям с книгой, у ребенка проявится интерес, и он сам начнёт просить вас почитать книгу.
- Хорошим помощником дома является логопедический альбом для самых маленьких. Занятия с детьми раннего возраста длится от 5 минут, постепенно по мере взросления ребенка продолжительность занятий доходит до 10 минут.
Именно первые годы жизни ребенка имеют важное значения для развития речи, а значит и развития интеллектуальных способностей.