Россия — Армения: новый уровень отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 15.02.2022

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Агабекян, А. К. Россия — Армения: новый уровень отношений / А. К. Агабекян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 257-260. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88788/ (дата обращения: 16.11.2024).



Отношения между Россией и Арменией всегда имели особое непреходящее значение для обоих государств, уходя корнями и традициями в глубь истории, недавнее советское прошлое. Сегодня именно Армения является единственным, имеющим полноценное международное признание, стратегическим партнёром РФ в Закавказье.

Россия была и остается ключевым внешнеэкономическим партнером Армении, уверенно занимая позиции главного иностранного инвестора в экономику республики и оставаясь исключительным поставщиком газа в страну. Согласно статистике Евразийской экономической комиссии в ноябре-январе 2021 года объем взаимной торговли вырос на 32,4 %. В частности, был зафиксирован рост объемов экспорта во взаимной торговле в России на 35,2 %, в Армении на 27, 4 % [2].

Армения является участником Организации Договора о коллективной безопасности, эффективность которой подтвердила миротворческая операция ОДКБ во время недавнего политического кризиса в Казахстане. В условиях турбулентного мира обеспечение национальной безопасности является одним из приоритетов внешней политики страны и по заявлению Н. Пашиняна «важным фактором обеспечения безопасности Армении является армяно-российский стратегический союз, а также членство Армении в ОДКБ» [1].

На территории страны дислоцируется 102-я российская военная база, а ФСБ России совместно с армянскими пограничниками осуществляет охрану армянских границ с Турцией и Ираном. Ключевую роль сыграла Россия и при прекращении военных действий, эскалировавших Нагорно-Карабахскую проблему в 2020 году. Показательным и символичным стало решение об отправке в Сирию армянских саперов и медиков — Н.Пашинян стал единственным из лидеров государств СНГ, который оказал реальную поддержку усилиям России в борьбе с международным терроризмом, подчеркнув, что это «доказательство того, что мы движемся по пути выведения армяно-российских отношений на новый уровень» [3].

Между тем очевидно, что архитектура российско-армянских отношений, складывавшаяся сразу после распада СССР ещё в контексте привычных союзных параметров, в последующие годы и в силу новых возникающих реалий и обстоятельств претерпела значительные трансформации, высветив возникающие проблемы, усложняющие диалог Москвы и Еревана.

По нашему мнению правомерно полагать, что любые межгосударственные отношения не лишены возможных возникающих проблем и противоречий, и российско-армянские отношения не является исключением.

Следует отметить, что основным трендом внешнеполитической стратегии Армении в последнее десятилетие остаётся стремление к расширению её многовекторности, а сама она рассматривается как способность маневрирования между силовыми центрами. Об этом свидетельствует и принятая в 2020 году новая редакция Стратегии национальной безопасности Армении, которая признавая важность стратегических отношений с Россией, в то же время придает особое значение тесному сотрудничеству с США, Европейским Союзом, другими западными структурами [7].Таким образом, несмотря на значительные структурные изменения во внутриполитическом устройстве в результате смены власти в 2018 г., правительство Н. Пашиняна сохраняет приверженность расширению сотрудничества с ЕС и объединенным Западом в целом.

В таких условиях российской стороне сложнее вести доверительный диалог с Ереваном, который всё более склоняется к стратегии маневрирования между различными глобальными игроками.

При этом, подвергая ревизии ранее заключенные соглашения и партнерства, руководство Армении, подвергает переоценке российско-армянские взаимоотношения, транслирует открытое недовольство наиболее проблематичными их аспектами: зависимостью страны от российских энергоресурсов, недостаточно ясной позицией России по Нагорно- Карабахскому конфликту, продажей оружия обеим его сторонам и т. д.

Интересно, что декларируемые принципы армянской внешней политики в 2019 г. были уточнены и основываются на трёх позициях: суверенитет, панармянство и взаимодействие [4], предполагающих «рассмотрение Республики Армения, Арцаха и Диаспоры в качестве общей единицы с исходящей из этого общей национальной повесткой» [6].

По мнению политолога Ю. Л. Навояна существует и другие проблемы, негативно влияющие на российско-армянские отношения: их примитивизация, ограниченность лишь сферами геобезопасности, геополитики и геоэкономики в ущерб инструментам мягкой силы, публичной дипломатии; кризис взаимовосприятия двух народов в силу сложившегося ещё в СССР нарратива о братских народах, порождающего завышенные ожидания друг от друга. Наконец, персонификация действий отдельных политиков, проецируемых на государственный уровень [5].

На характер и состояние российско-армянских отношений сегодня накладывает отпечаток и внутриполитическая нестабильность вследствие наспех проведенной передачи основных властных полномочий в Армении от президента парламенту, создавшей парадоксальную ситуацию, когда президент, являясь гарантом государственности, лишен механизмов управления: не может вмешиваться в вопросы мира и войны, налагать вето на законы, «неблагоприятные для демократии». Правомерным исходом принятия такой властной модели, не имеющей аналогов ни в одном государстве СНГ, стал уход в отставку Президента А. Саркисяна, что, в общем-то, на наш взгляд, не повлияет существенно на состояние российско-армянских отношений. В то же время представляется, что у действующей власти, основанной на парламентском большинстве, все меньше оснований внутри страны для уверенности в своих силах по преодолению перманентного политического кризиса, решения возникающих социально-экономических проблем. С большим трудом власти пытаются отстаивать интересы Армении, невнятно позиционируясь и на внешней арене.

Подтверждение международного статуса Армении как суверенного и успешного государства на волне преодоления существующих противоречий и проблем в российско-армянских отношениях, имеющих вековые традиции, несомненно в интересах обоих государств и народов, Кавказского региона в целом.

Большой Кавказ является исключительно важным, но сложным регионом, привлекающим внимание и остающимся точкой пересечения и столкновения геополитических интересов таких глобальных движущих сил глобальной международной политики как США, Россия, ЕС и Китай, а также локально-региональных сил в лице Ирана и Турции, представляя собой и своеобразную буферную зону между странами НАТО и Россией.

В этом контексте Армении и России, как её союзнику, предстоит большая работа по совместному выстраиванию в общих интересах архитектуры региональной безопасности, противодействию укрепляющемуся здесь враждебному обеим странам турецкому влиянию, попыткам практической реализации Анкарой концепций неопантюркизма и неоосманизма как угрозы безопасности региона и суверенитету региональных государств.

Причем, чем слабее будет становиться Армения при росте агрессивности Турции, тем больше она будет зависеть от России. И наоборот, Армения, будучи сильной, даже при большей зависимости от России, чего так опасаются правящие элиты, может иметь больше суверенитета, поскольку будет более жизнеспособной и более способной к самообороне. Не случайно многие из тех, кто беспокоятся о суверенитете Армении, чаще обращают внимание на армяно-российскую интеграцию, а не интеграцию с западными структурами.

Представляется, что оптимальным и взаимоприемлемым форматом российско-армянских отношений может и должно стать взаимовыгодное союзничество, скрепленное общностью и единством интересов. Для этого нужны политическая воля и инициатива обеих сторон. В этом случае Армения может стать успешным примером, демонстрирующим потенциал евразийской интеграции, способной привести небольшую страну к процветанию.

Литература:

  1. Армения и ее отношения с Россией // Коммерсантъ, 18.08.2021. [Электронный ресурс]. https://www.kommersant.ru/doc/4947767
  2. ЕЭК. В январе-ноябре 2021 года объем взаимной торговли вырос на 32,4 %. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/v-yanvare-noyabre-2021-goda-obem-vzaimnoy-torgovli-vyros-na-32–4/?sphrase_id=74359
  3. Ереван представил подробности отправки в Сирию военных специалистов// Агентство REGNUM, 10.01.2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://regnum.ru/news/polit/2569608.html
  4. МИД Армении. 27.08.2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mfa.am/ru/speeches/2019/08/27/fm_opening_remarks/9782
  5. Навоян Ю. Л. На пути к системности в российско-армянских отношениях// РСМД, 07.11.2018. [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet/na-puti-k-sistemnosti-v-rossiysko-armyanskikh-otnosheniyakh/
  6. Панармянство является и принципом, и средством// Armenia Today, 27.08.2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://armeniatoday.news/politics/27099/].
  7. Сравнительный анализ старой и новой Стратегий национальной безопасности Армении// Armenian News, 18.08.2020. [Электронный ресурс]. — URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/236028547
Основные термины (генерируются автоматически): Армения, Россия, отношение, взаимная торговля, Ереван, проблема, США, Турция.


Задать вопрос