Вопросы безопасности государства всегда были актуальны, а с усилением глобализации эти вопросы приобретают ещё более важный характер. На сегодняшний день ситуация такова, что «развитие международных отношений сопровождается борьбой за обеспечение экономических преимуществ в использовании природных, технологических и информационных ресурсов и конкуренцией за рынки сбыта и вложения капитала» [4, с.333]. Во всех странах сегодня тщательно прорабатываются национальные системы безопасности с целью противостояния всем вызовам развития современного мира. Однако процессы глобализации и развитие технологий способствуют формированию абсолютно новых угроз для международной безопасности.
Под международной безопасностью понимается «система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы» [1]. В данном определении мы видим, что основной акцент сделан на общепризнанные принципы и нормы международного права, а также то, что международные вопросы должны решаться без помощи силы и угрозы. Однако события недавних дней в Нагорном Карабахе в очередной раз доказали, что есть страны, которые в борьбе за определенные ресурсы способны переступить через принципы и нормы.
Вновь возникшее армяно-азербайджанское противостояние, которое сменилось с политического территориального спора на вооруженный конфликт, не может не беспокоить мировое сообщество. Несмотря на то, что были подписаны соглашения о прекращении огня, в регионе все еще продолжаются военные действия, что делает небезопасной обстановку не только в регионе, но и в ближайших государствах к этому конфликту, да и в целом в мире.
Конфликт вокруг Нагорного Карабаха длится целые десятилетия и имеет свою особую историю. Регион, большую часть жителей которого составляли армяне, в советские времена входил в состав Азербайджанской ССР. В конце 80-х годов ХХ века проармянские силы при поддержке Еревана взяли контроль над Нагорным Карабахом. В итоге противостояние между Арменией и Азербайджаном длится до сих пор и никакие соглашения, которые были приняты до последних событий осени 2020 года не могут их остановить. Никакие нормы, никакие принципы международной безопасности не работают в данном случае.
Одной из причин является то, что Нагорно-Карабахская Республика является непризнанным государством. В рамках этого конфликта международное сообщество больше склоняется в пользу компромиссного разрешения, которое наиболее выгодного Азербайджану. Однако местное армянское большинство, как и правительство Армении считают, что в данном случае происходит нарушение принципа национального самоопределения, а Нагорный Карабах, вернее, Арцах, должны остаться за армянской стороной.
Учитывая радикализм обеих сторон, соглашение между ними в двустороннем порядке стало невозможным, а противостояние будет длиться ещё долго. Радикализм сторон проявляется как раз в принципах международного права. Азербайджан в этом споре отстаивает принцип территориальной неприкосновенности, по которому Нагорно-Карабахская Республика должена перейти в состав их государства. Армения обращается в своих доводах к принципу права народов на самоопределение. Данный конфликт — это ярчайший пример того, как принципы международного права создают столкновение, которое если проанализировать данный конфликт затрагивает интересы большинства стран.
Особое влияние в данном конфликте и их невозможности примирения играют и закулисные игры на международной арене. В случае с событиями октября 2020 года всё чаще упоминаются боевики различных террористических группировок. Особое внимание в данном случае уделено сирийским боевикам и возможному пособничеству Турции, которая всегда оказывала покровительство своему младшему брату Азербайджану. При этом Турция в последнее время достаточно активно проявляет себя не только на востоке, но и в Закавказье. [2]. Однако анализ событий и информации от боевиков приводит экспертов к мнению о том, что Турцию вмешивают в данный конфликт специально другие закулисные игроки.
США и Россия входят в рабочую группу по данному конфликту и занимают нейтральную позицию по отношению к противникам. По мнению экспертов, в случае с Нагорно-Карабахская Республика их точка зрения едина, так как это позволяет вырабатывать единую стратегию по урегулированию конфликта, так как в данном регионе безопасность важна как для одних, так и для других. Однако не все участники ОБСЕ нейтральны к данному вопросу.
Например, между Францией, со стороны которой и появились упоминания о боевиках в Нагорно-Карабахская Республика, и той же Турцией интересы пересеклись в Ливии. Поэтому Франции выгоднее поддерживать Ереван (Армению). В Закавказье свои интересы и у Великобритании — вечном сопернике Франции, но по отношению к данному конфликту она демонстративно молчит. Может быть, именно поэтому в октябрьском конфликте так выделился обстрел Нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, который на 1/3 принадлежит британской компании BP. Это может послужить веским поводом для того, чтобы втянуть в конфликт и её. Великобритания является мнимым другом Турции и рассчитывает на аналогичный трубопровод в обход России в Европу только уже газа. Таким образом, если Турция окажется в глазах Старого света неугодным государством, то ей ничего не останется как сотрудничать с британцами.
Как мы можем увидеть, небольшой Нагорный Карабах способен нарушить безопасность не только близлежащих государств, но и в целом мировую безопасность.
Разрешение данного конфликта может стать той самой успешной практикой в международном праве, при помощи которой можно будет решать подобные конфликты, вызванные противостоянием указанных выше принципов.
Успех в данном вопросе в целом может быть. Это показали переговоры по мирному урегулированию конфликта в Москве с представителями российского МИД и Армении и Азербайджана. Но до окончательного примирения еще далеко. Московскую встречу министров иностранных дел в целом можно считать дипломатическим успехом России. Но, к сожалению, перемирие в Карабахе продержалось меньше, чем переговоры по его достижению — всего несколько часов [3].
Уже сам факт того, что противоборствующие стороны сели за стол переговоров, говорит о том, что конфликт в будущем может быть решен. Именно в этом и видится особая заслуга России, так как до этого момента Армения и Азербайджан были настроены категорически против попытки урегулировать данный конфликт путём переговоров. Итогом 11 часовых переговоров стало прекращение огня в гуманитарных целях.
Особая роль в успешном решении данного конфликта отводится тому, что вечные противники Россия и США имеют единые взгляды в данном вопросе. Некоторые штаты США даже уже неоднократно отправляли петиции в Вашингтон с требованием законодательно признать Нагорно-Карабахская Республика.
Многие политологи пока не оценивают серьезно данные настроения, однако, начало признания Нагорно-Карабахская Республика другими странами может существенно изменить диалог между Арменией и Азербайджаном при посредниках. Их нежелание сотрудничать в данном вопросе вполне естественно, но необходимо поэтапно привести данный конфликт, а точнее привести эти стороны к пониманию того, что их используют на мировой арене как пешек, а результат противостояния зависит сейчас уже не от них, а от тех, кто за кулисами. Причём этот результат будет невыгоден ни Армении, ни Азербайджану.
Литература:
- Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/193430 (дата обращения 16.10.2020)
- «Вечер с Владимиром Соловьевым». Эфир от 11.10.2020 // Официальный сайт телеканала Вести [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vesti.ru/video/2230495 (дата обращения 17.10.2020)
- «Карабахский клубок» // Официальный сайт телеканала «Звезда» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://m.tvzvezda.ru/schedule/programs/201510291058–7whr.htm/202010121618-GaX3j.html (дата обращения 17.10.2020)
- Чеботарев, Н. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Н. Ф. Чеботарев. — 3-е изд., стер. — Москва: Дашков и К°, 2020. — 350 с.
- Статья, опубликованная в электронном издании, не имеющим печатной формы: Исаев А.А Нагорный Карабах: мир до следующей войны // Международная жизнь. -2016-URL: https://interaffairs.ru/news/show/15053
- Монография: Ваграм Балаян Историография Арцаха (Нагорно-Карабахская Республика).-К:Юрист,2017
- Научная статья, опубликованная в электронном издании, не имеющем печатной формы: Маркедонов С.М Россия в процессе нагорно-карабахского урегулирования //Центр евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО.-2020-URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/ebb/rossiya-v-processe-nagorno-karabahskogo-uregulirovaniya.pdf
- Статья, опубликованная в электронном издании, не имеющим печатной формы: История нагорногокарабахского конфликта //ТАСС.-2020.-URL: https://www.google.com/amp/s/tass.ru/info/8979501/amp
- Научная статья в журнале: Кузнецов О//Кавказ&Глобализация.-2013-Том 7-С.93–108