Статья посвящена рассмотрению итогов сотрудничества Российской Федерации в рамках применяемого курса внешней политики на современном этапе, а также перспектив дальнейшего развития. Отмечается необходимость адаптации России к условиям изменяющегося мира в целях сохранения позиций одного из ведущих акторов глобальной политики.
Ключевые слова: Россия, внешнеполитический курс, международное сотрудничество.
Сфера международных отношений последние годы характеризуется неопределенностью своего дальнейшего развития. Возрастает напряженность и нестабильность, недоверие и конфликтогенность на глобальном уровне. Существуют тенденции ослабевания, потери эффективности институтов, инструментов и механизмов легитимного воздействия на возникающие угрозы мирового масштаба.
Прошедший 2019 год был насыщен событиями, которые также влияют на определение вектора направленности развития дальнейшей истории международных отношений. Происходящие в странах изменения внутреннего и внешнего характера являются прологом «передела» мира в утвердившемся понимании. Российская Федерация, являющаяся одним из ключевых игроков на международной арене, посредством продуманности внешнеполитического курса и выработанной позиции активного участника в разрешении геополитических разногласий, осуществляет мероприятия и способствует установлению всеобщего миропорядка.
Россия, глубоко вовлеченная в международные процессы, оказывает прямое влияние на политику, экономику, военную, социальную, а также иные сферы, составляющие целостность глобального сообщества. Как отмечают эксперты, внешнеполитический курс современной России характеризуется преемственностью и последовательностью, надежностью и предсказуемостью своих действий. Наряду с этим, безусловно, — как и раньше, так и сейчас и будет в дальнейшем — роль и решения России не будут являться «удобными» для руководств абсолютно всех стран на земном шаре.
Рассмотрим регионы мира в страновом разрезе относительно взаимодействия их с Российской Федерацией на текущий период и в ближайшей перспективе.
Россия и страны Ближнего Востока
Россия, как участница глобальной политики, является заинтересованной стороной по установлению баланса сил в разных регионах мира, стабилизации их внутреннего и внешнего положения. Одним из ярких примеров успешности реализуемого дипломатического курса можно отметить действия России на территории Ближневосточного региона — в Сирии, способствовавшие снижению давнего военного противостояния конфликтующих сторон. Как отметил Президент России В. В. Путин на пресс-конференции, организованной по итогам саммита БРИКС в конце 2019 года: «После начала российской операции по поддержке легитимного правительства Сирии 90 % территории страны было освобождено от террористов» [4]. Вопрос дальнейшего политического урегулирования в Сирии, а также поддержание общей стабильности в странах Ближнего Востока, является одним из ключевых в рамках внешнеполитического курса России на ближайший период времени.
Во взаимоотношениях России и Ирана с конца 2019 года наблюдается положительная динамика. В стране при поддержке правящей элиты усиливаются настроения пророссийской направленности. В ближайшем будущем возможно установление более тесных экономических связей по вопросам взаимодействия в нефтегазовой, нефтехимической и транспортной инфраструктурах. Развитие сотрудничества наших стран также подкрепляется существующей конфронтацией Тегерана с Вашингтоном и неопределенностью позиции ЕС касательно санкционной политики в отношении Ирана.
В 2020 году продолжится сотрудничество России и Турции в экономической, военно-политической и иных сферах. Россия, как заинтересованная сторона в сохранении контроля за ситуацией на границе Турции и Сирии, предпринимает шаги по восстановлению турецко-сирийского диалога. В 2020 году планируется завершение строительства второй ветки газопровода «Турецкий поток». На территории Турецкой Республики Россия строит первую в стране АЭС «Аккую», которую планируют запустить уже в 2023 году.
Значимыми для обеих стран остаются российско-израильские отношения. Между Россией и Израилем налажено торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в сфере инновационно-технического развития. Также весома роль России на территории всего Ближневосточного региона, что учитывает Израиль в рамках развития стратегического партнерства.
Сотрудничество Королевства Саудовская Аравия и Российской Федерации обещает быть плодотворным. Заинтересовать Королевства в поддержании отношений с Россией проявляется в части установления дальнейших контактов по вопросам поддержания стабильных цен на нефть в рамках организации ОПЕК+, а также нормализации политического диалога по актуальным проблемам Ближнего Востока.
На высоком уровне остается взаимодействие России и Египта: налажено военное и военно-техническое сотрудничество, существует единство позиций по многим вопросам регионального характера. Прогнозируется подписание соглашения о зоне свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом.
Россия старается развивать отношения со всеми странами на территории Ближнего Востока, сохраняя позиции одного из ведущих участников политического процесса в Ближневосточном регионе.
Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Российской Федерацией достигнуты значительные успехи в сфере развития межгосударственного взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Существенное внимание на мировой арене отводится российско-китайским отношениям, которые характеризуются как партнерские, нацеленные на сближение. Как отмечают в Китае: «…в условиях изменения мирового порядка партнерство Москвы и Пекина приобретает особую важность» [1]. Между Россией и Китаем установился интенсивный политический диалог, ведутся консультации по стратегической безопасности, углублению торгово-экономического (Китай признан крупнейшим торговым партнером России с 2010 года), военно-технического, гуманитарного, образовательного, научного и культурного сотрудничества, также значительное внимание уделяется вопросам развития Дальнего Востока.
Сформированы предпосылки к расширению состава участников Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС) [3]. В рамках председательства России в 2020 году предполагается создание Форума глав регионов государств-членов ШОС — нового механизма взаимодействия участников ШОС.
Развивается концепция БРИКС+, которая призвана расширить платформу объединения, образуя новое экономическое сообщество. В 2020 году председательство в БРИКС также перешло к России.
Актуальным остается процесс координации Евразийского экономического союза с китайской инициативой «Один пояс — один путь», который должен послужить стимулом в развитии российской экономики. Предполагается создать масштабные проекты в сфере развития инфраструктуры, которые в перспективе по линии Северного морского пути должны связать Китай и Восточную Азию с Европой. Ввиду того, что в текущем году ожидается проведение саммитов БРИКС и ШОС на территории Российской Федерации, России представляется возможность подтвердить свою лидирующую роль в рамках данного формата сотрудничества, расширить пакет совместных проектов.
В торгово-экономической, политической и гуманитарной отраслях сформировались успешные связи между Россией и Японией. При этом актуальными остаются проблемы территориальной несогласованности между странами. Существующие разногласия в части закрепления территории Курильских островов в границах Российской Федерации, и, как следствие, отказ японской стороны соблюдать российское законодательство при ведении совместной деятельности — являются «камнем преткновения» для дальнейшего успешного развития российско-японского взаимодействия. Вместе с тем продолжаются консультации сторон в целях достижения компромисса, укрепления доверия и определения направлений возможного сотрудничества.
С Южной Кореей у России продолжается этап поиска возможностей внешнеэкономического сотрудничества. К тому же, Южная Корея нуждается в поддержке со стороны России по вопросам организации межкорейского взаимодействия.
Ввиду утраты прежнего динамизма функционирования форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на текущий момент времени находится под вопросом перспектива формирования единой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.
Россия, страны Европы и постсоветского пространства
Отношения России и Европейских стран характеризуются неопределенностью, в том числе, ввиду имеющейся ситуации с введенными антироссийскими санкциями.
Вместе с тем, в июне прошлого года после пятилетнего перерыва Россия вернула себе присутствие в Парламентской ассамблее Совета Европы как члена Совета, обладающего полным набором и объемом полномочий. Остается востребованной перспектива развития политического диалога России с Европой по многим стратегическим направлениям.
2020 год — год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Одновременно с этим, анализируя события последних лет, данная юбилейная дата также может послужить основанием для очередных выступлений сторон, трактующих мировую историю в ином формате, результатом чего могут быть события ухудшения политического климата ряда европейских стран касательно взаимоотношений с Россией.
По инициативе В. В. Путина с участием Украины и Евросоюза были проведены переговоры по энергетическим вопросам. Наметился прогресс и конструктивность трехстороннего диалога по вопросам осуществления дальнейшего транзита газа.
При участии России восстановил свою работу саммит «Нормандской четверки», который выступил за урегулирование конфликта в Добассе по «формуле Штайнмайера», конституционно закрепляющей особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. По прогнозам экспертов, в сложившихся условиях, «замораживание» конфликта и прекращение боевых действий — наиболее вероятный сценарий развития украинского вопроса в ближайшей перспективе.
При совместных усилиях России и Запада был урегулирован возникший политический кризис в Молдавии, в результате чего Конституционный суд Молдавии признал легитимность правительства и парламента.
В 2019 году Россия и Белоруссия активно работали над развитием сотрудничества в рамках Союзного государства (договор от 08.12.1999 «О создании Союзного государства»). В 2020 году планируется продолжение обсуждения вопросов взаимной интеграции и унификации российского и белорусского законодательства. С 2021 года в рамках сотрудничества предполагается создание условий для функционирования общих рынков в следующих отраслях экономики: нефтегазовой, промышленной, сельскохозяйственной и транспортной. Также рассматривается вариант перехода России и Белоруссии на единое налоговое законодательство и общий внешнеторговый режим.
Приоритетными направлениями для России остаются экономические и политические связи с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном. Одна из ключевых целей взаимодействия России с перечисленными странами — обеспечение их безопасности и суверенитета, в том числе, в интересах самой России и в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.
Ситуация в отношениях с Соединенными Штатами Америки остается неоднозначной. Существует возможность расширения санкционного пакета в отношении Российской Федерации. 2019 год завершился принятием военного бюджета в США и введением дополнительных санкций для Российской Федерации, в результате которых завершение строительства газопровода «Северный поток-2» может быть осложнено. Вопросы военно-политической тематики продолжают оставаться основными в повестке дня российско-американского диалога. Также сложности возникают в установлении контактов на межпарламентском уровне. Остальное взаимодействие осуществляется в штатном режиме, согласно утвержденным договоренностям. Непосредственная возможность начала поэтапного налаживания рабочего взаимодействия России с западными странами находится в частичной зависимости от результатов предстоящих президентских выборов в США, запланированных на конец текущего года.
Новым этапом в развитии межгосударственного сотрудничества России стал впервые организованный саммит «Россия — Африка», проведенный в Сочи в 2019 году, в котором приняли участие все 54 африканских государства. Грандиозное по своим масштабам мероприятие призвано положить начало развитию взаимодействия, углублению и интенсификации российско-африканских отношений. По результатам проведенного саммита была принята декларация, закрепляющая дальнейшее сотрудничество России и стран африканского континента в политической, экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной сферах, а также по вопросам обеспечения безопасности.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что наступивший 2020 год стал однозначно новым этапом в истории мирового сообщества — мы становимся свидетелями и участниками построения нового миропорядка. Стабильность мировой системы резко снижается, формат старого взаимодействия будет, вероятнее всего, существенно трансформироваться. Причиной тому, помимо прочего, послужили процессы распространения нового вида вируса в масштабах всей планеты, уносящего множество человеческих жизней. В этой связи, к существующим в повестке дня международного сообщества не менее важным проблемам глобального характера таким, как: ухудшение климата, технологические изменения и проблемы социальной нестабильности, добавляется, пожалуй, самый актуальный вопрос сохранения человеческой жизни. И, вследствие чего, процесс организации международного сотрудничества также будет претерпевать корректировки.
Как пример, прошедший в новом формате 26 марта текущего года под председательством короля Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауда саммит «Большой двадцатки» (G20), стал первым совещанием глав государств, проведенным в режиме видеоконференции. Именно ситуация с распространением вируса, меры по борьбе с ним, его влияние на экономики всех стран — стали повесткой саммита. По итогам проведенного совещания обозначена готовность стран к единству в борьбе с глобальной проблемой, приносящей невосполнимый урон всему мировому сообществу. По заявлению В. В. Путина: «Похоже, что текущие проблемы, связанные с пандемией нового коронавируса, обернутся более масштабными потрясениями, чем финансовый кризис 2008–2009 годов»..
Перед руководством России стоит сложнейшая задача, требующая оперативного реагирования на происходящие в мире события, адаптации к возникающим изменениям во всех структурах и сферах общества, стратегического планирования. От продуманности каждого разрабатываемого решения зависит будущее страны.
Ввиду этого, руководствуясь принципами безопасности, минимизацией затрачиваемых ресурсов, а также быстротой проведения переговоров между странами возможно дальнейшее развитие внешнеполитического взаимодействия на принципиально новом уровне. Мир входит в иную эру межгосударственных взаимоотношений.
В то же время, веря в лучший исход текущего глобального потрясения, стоит отметить, что Россия, значительно укрепившая в последние годы свои позиции на арене мировой политики, призвана сохранить и продолжить стратегию независимости и самоопределения внешнеполитического курса, оставаясь открытой к сотрудничеству со всеми странами мира на основе признания и взаимной выгоды.
Литература:
- URL: https://eurasia.expert/preodolet-nedoverie-chto-budet-s-rossiysko-kitayskimi-otnosheniyami-v-2020-godu/
- URL: https://globalcentre.hse.ru/news/325111245.html
- URL: https://ria.ru/20191101/1560469354.html
- URL: https://www.rbc.ru/politics/15/11/2019/5dcde5639a79478520ab8c59
- Быков О. Н. Геополитический статус России (в двух книгах). — М.: ИМЭМО РАН, 2015. — 410 с.
- Иванов И. С. Российская внешняя политика на пороге 2020 года // Российская газета. — 2019. —№ 266(8024). — С. 6.
- Россия и мир: 2020. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: Дынкин А. А., Барановский В. Г.; отв. ред.: Мачавариани Г. И., Кобринская И. Я.. — М.: ИМЭМО РАН, 2019. — 172 с.
- Устинова Н. В. Геополитика: учеб. пособие / Устинова Н. В.; М-во образования и науки Росс. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 90 с.