Эффективная социальная политика является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального взаимодействия Русской православной церкви и государства.
Ключевые слова: Русская православная церковь, социальная политика, государство, конфликт, русская идентичность.
Религиозный ренессанс в урегулировании конфликтов в XXI веке является проявлением массового сознания, в котором доминирует именно стремление народов осмыслить себя субъектами национально-культурных традиций. Замеченные тенденции обострения религиозного чувства и активации религиозного поведения становятся защитными реакциями на трудности, которые переживаются обществом в данный момент времени. Рост религиозности людей обусловлен не мировоззренческими мотивами, а в большей степени чувством самосохранения, национальными чувствами, основанными на культуре этноса и исторически сложившихся традициях.
Качественные изменения во взаимодействиях этноса, культуры и религии оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной жизни. На состояние и трансформацию межэтнических отношений огромное влияние оказывает религиозный фактор. Это проявляется в виде устойчивых взаимоотношений между конфессиями, связанными с определенными этносами, претендующими на национальное правительство, деятельность религиозных организаций и служителей культа, апелляций к религии и религиозной аргументации в действиях конфессионально ориентированных политических партий, а также в религиозной мотивации поведения масс верующих или отдельных представителей этнических объединений в социуме.
Это может быть связано в первую очередь с ослаблением влияния традиционных ценностей на общественность. В качестве решения проблемы, с 2012 г. в России организована программа по поддержке традиционных ценностей [1]. Действия российского правительства в сфере политики в области нравственности направлены на внешнюю и внутреннюю дипломатию страны. В 2013 году были приняты законы о защите религиозных чувств и запрет на пропаганду нетрадиционных отношений [2], а за пределами России — отстаивание традиционных ценностей в контексте международной политики прав человека. Важно отметить, что в действительности традиционные ценности отстаивались также посредством лоббирования последних Русской православной церковью.
Сейчас же в России наблюдается рост заинтересованности людей в религии, именно среди людей, причисляющих себя к верующим. Это происходит из-за сложных, глобальных процессов, происходящих во всем мире. При этом, на межэтнические противоречия накладываются противоречия религиозные. Запоздалая реакция властных структур, невнимание к религиозному фактору в такого рода столкновениях, чревата принятием неправильных решений, которые могут привести к усилению этноцентристских или даже сепаратистских настроений в социальных группах, а порой может даже привести и к серьезным межэтническим конфликтам. К последствиям таких событий можно отнести, в первую очередь, дестабилизацию межконфессиональных, межнациональных отношений, а также возможность использования агрессивно настроенными элитами и экстремистскими группировками религиозного фактора для разжигания конфликтов.
Для сохранения общественно-политической стабильности необходимо вести межконфессиональный диалог, так как религия нормализует общественные настроения и всю общественную систему в целом. Именно религиозные организации сейчас обладают всеми возможностями для выполнения такой миссии.
Это обусловлено тем, что в основе мировых религий лежат принципы общечеловеческих ценностей, морализаторские функции религий напрямую влияют на сближение различных групп населения, призывают к миру и согласию.
Религиозные организации обладают огромным опытом сглаживания национальных, политических противоречий, они выполняют роль действенного фактора для обеспечения целостности общества.
Авторитет религиозных организаций среди населения гораздо выше авторитета других социальных структур или общественных институтов. Таким образом, составляющими религиозного фактора выступают учения мировых религий и религиозных организаций, а проявлением становится межэтнический диалог. Механизм взаимодействия этнического и культурного факторов выражается в состоянии уровня религиозности в обществе, взаимозависимости различных компонентов общественной жизни: морально-этического, политического и экономического. Совокупность данных условий позволила существовать устойчивой, саморегулирующейся, структурированной системе, действующей как в соответствии с общими законами, так и специфически. При этом, каждый элемент системы одновременно выполняет роль базового структурного элемента, так и одновременно является ядром собственной подсистемы.
Масштабные многоаспектные изменения, постоянно происходящие в современном мире, определяют необходимость учета именно межконфессиональных отношений в выборе политики государства.
Отношения государства и церкви регулируются в первую очередь на содержании документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» [3]. Данный документ отражает официальную позицию РПЦ в лице Московского Патриархата в сфере коммуникации с государством и обществом.
«В современном мире понятие «нация» употребляется в двух значениях — как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения Церкви и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова».
Роль церкви во взаимодействии с государством заключается в миротворчестве на международном и межэтническом уровнях, содействии во взаимопонимании между различными этносами, народами и даже государствами.
Подробнее эти положения выражены в «Концепции миссионерской деятельности РПЦ» [4]. Христианство рассматривается здесь как исключительно мирная религия, цели которой — повышение уровня христианской этики, и, соответственно, повышение общего уровня толерантности и терпимости людей, повышение престижа церкви в глазах граждан и так называемая «миссия диалога», обусловленная процессами миграции, столкновением различных культур на одной территории.
В данном контексте «миссию диалога» следует рассматривать как необходимый образ действия христиан в целях поиска ненасильственных путей разрешения конфликтов в духе любви к ближнему. Поэтому «миссия диалога» основывается на миссионерской приветливости, открытости, социальной отзывчивости. Для нее важно личное свидетельство о вере каждого христианина в повседневной жизни.
Всемирный русский народный собор, проходивший 11 ноября 2014 года был ознаменован принятием «Декларации русской идентичности» [5]. Это документ, в котором с точки зрения церкви рассматриваются критерии определения нацией своего самосознания. Важным фактором для формирования русской идентичности был определен язык. При этом, это сложный комплекс связей, ни один из которых нельзя выделить как господствующий или доминирующий. Таким образом, русским человеком является «человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.
Документы, официально принятые православной церковью и регулирующие ее отношения с государством, оказывают влияние не только на понимание такого термина, как «русская идентичность», но и на формирование этой идентичности. Таким образом, социальная политика Русской православной церкви ориентирована на сотрудничество с государством, и это подтверждается примерами, приведенными в данной статье.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Президент России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 4.07.2018).
- Федеральный закон от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» // Российская Газета. URL: https://rg.ru/2013/06/30/zashita-site-dok.html (дата обращения: 4.07.2018).
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 4.07.2018).
- Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 4.07.2018).
- Декларация русской идентичности // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html (дата обращения: 4.07.2018).