Проблематика образовательных реформ в СССР в 1950–80-е годы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 06.02.2022

Статья просмотрена: 1110 раз

Библиографическое описание:

Руденко, Е. Ю. Проблематика образовательных реформ в СССР в 1950–80-е годы / Е. Ю. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88665/ (дата обращения: 02.05.2024).



1950–80-е годы являются знаковыми для образования. Именно в это время были заложены основы для развивающего, проблемного обучения. Были созданы новые методики преподавания.

В годы 4-й пятилетки создаются Академия художеств СССР, Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии, почти на треть увеличилось число научно-исследовательских институтов. Открылись новые университеты (и Кишиневе, Ужгороде, Ашхабаде), учреждается аспирантура при вузах. В короткий срок была восстановлена введенная в начале 30-х гг. система всеобщего начального образования, а с 1952 г. обязательным становится образование в объеме 7 классов, открываются вечерние школы для работающей молодежи.

Н. С. Хрущев поставил своей целью создать «общество без религии» [1, с. 405]. Этот факт не мог не сказаться на содержательной стороне образовательной сферы. В образовательных организациях всячески пропагандировался атеизм как помощник на пути к коммунизму.

В 1950-е гг. среднее образование в СССР имело 43 % населения, что было на 76 % больше показателей 1939 г. [1, с. 406] Страна продолжала держать курс на тотальную ликвидацию безграмотности, а именно на обязательное среднее образование. В 1958 г. началось проведение так называемой «хрущевской» реформы. Семилетняя школа превратилась в восьмилетнюю. После получения такого неполного образования, учащийся мог выбрать продолжение своего обучения, с целью получить среднее профессиональное образование. Ученик выбирал между средним профучилищем, техникумом, вечерней (заочной) школой рабочей молодежи, 3 годами обучения в средней школе с производственным обучением. С 1964 г. средняя школа вновь превратилась в семилетнюю. Об образовательной реформе Хрущева пришлось забыть. Период развитого социализма (1964–1985) проходил под девизом «подлинная демократия». Это был период навязчивой псевдокоммунистической пропаганды, бесконечных праздников с социалистической окраской. Во второй половине 1960-х гг. произошло усиление идеологического контроля за СМИ и учреждениями культуры и образования. К 1970-м гг. произошло важное событие: окончательный переход ко всеобщему среднему образованию. Постановление правительства «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» наметило дальнейший вектор развития, а именно подтвердило ориентацию на ученика, на развитие его познавательных способностей [2]. Высшее образование также расширило сеть своих учебных заведений к 1980-м гг. В 1984 г. вышло важное постановление ВС СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Средняя общеобразовательная школа объявлялась 11 летней. Обучение предлагалось начинать с 6-летнего возраста. Создание новых учебных мест требовало подготовки новых учительских кадров.

Таким образом, советское образование в 1950–80-х гг. следует считать идеологизированным и динамически меняющимся в реалиях смены руководства партии. Преобразования Хрущева Н. С. носили по сравнению с преобразованиями Сталина И. В. демократический характер в плане идеологизации преподавания. Однако Хрущев Н. С. больше стремился к массовости политехнического образования, чем к его качеству. Такой подход мешал ученику выбрать свое предназначение и не давал положительного прироста среди рабочих кадров страны. Контрреформы 1960–70-х гг. стабилизировали систему исторического образования. Образование стало более фундаментальным. Осуждалось понятие «специалист широкого профиля» [3]. Наука преимущественно концентрировалась в высших учебных заведениях и была второстепенным занятием преподавателей.

Наряду с сохранением преемственности в реформационных изменениях, наблюдались существенные проблемы, которые мешали прогрессу образования.

Очевидно, проблема идеологизации образования накладывала отпечаток прежде всего на его перекраивание в ключе, который был угоден власти. Постоянное переписывание программ, в которых упоминалось, какие именно понятия должны были вынести учащиеся менялись на столько часто и кардинально, что у людей уже терялась вера в идеализм понятий «социализм», «коммунизм» [4]. Это привело к поиску новых методов обучения, которые остаются актуальными даже сегодня [5].

В приоритете были абитуриенты, которые являлись рабочими или трудящимися в сельском хозяйстве [6]. Такой подход с одной стороны давал возможность выучить лояльную к власти молодежь, а с другой, незаметно, но к началу 90-х гг. вполне чувствительно, привел к стечению в вузы молодежь, которая хотела просто получить диплом. Такая массовость высшего образования привела к понижению качества образования на всех уровнях: от младшего школьного до высшего. Нельзя не отметить преобладание к началу 1990-х гг. городского населения над сельским. Данный факт нанес весомый урон прибыльности сельского хозяйства, и, конечно, способности обеспечить страну необходимыми продуктами питания в полном объеме.

Технический прогресс не стоял на месте и в 1980-х гг. встал вопрос о внедрении компьютеризации в образовательную сферу, в том числе и в историческое образование. Однако техническое отставание в этом вопросе от других стран не давало идти нашему образованию в этом вопросе в ногу со временем. Дорогостоящее оборудование было практически недоступно и не получило широкого распространения [1, с. 420].

Обмен опытом отечественных педагогов с зарубежными в советское время проходил в ограниченном режиме из-за обвинений просоветской гегемонии [1, с. 422]. В 1957 г. в Москве была проведен фестиваль молодежи и студентов. Это был самый массовый фестиваль за всю историю его проведения. Были установлены контакты отечественных молодых специалистов по педагогике с зарубежными специалистами.

Важно выделить проблему разрыва теоретической педагогики с практической. Практики привыкли решать проблему на месте, новые теории были недостаточно апробированы, что вызывало в исследуемый период непонимание у практикующих учителей и, как следствие, некорректное или неполное применение теоретических дидактических приемов. Вместе с этим процессом одновременно происходила методическая коррекция именно благодаря несостыковкам на практике. С появлением современных технологий в 2000-х гг. вопрос взаимодействия теории и практики стал решаться оперативнее и продуктивнее. Однако в 1960–80-е гг. дидакты и практикующие учителя продолжали исследование эффективных методов обучения с помощью проб и ошибок.

Данные проблемы — показатель движения образования в сторону эффективного развития.

Литература:

  1. Вдовин, А. И. СССР. История великой державы (1922–1991 гг.) / А. И. Вдовин. — Москва: ООО «Проспект», 2018. С. 405.
  2. Народное образование в СССР: сборник нормативно-правовых актов / под ред. Павлищева К. С. –Москва: 1987. С. 98.
  3. Терехов, А. Н. Система исторического образования в России: специфика эволюции в XX веке / А. Н. Терехов [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-istoricheskogo-obrazovaniya-v-rossii-spetsifika-evolyutsii-v-xx-v (дата обращения: 28.09.2021).
  4. Алексашкина, Л. Н. Лаборатория методики преподавания истории: из XX в XXI век / Л. Н. Алексашкина [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/laboratoriya-metodiki-prepodavaniya-istorii-iz-hh-go-v-xxi-vek (дата обращения: 30.12.2021).
  5. Ершова, И. А. Эволюция методов обучения истории в советской школе (1930-е — начало 1990-ч гг.). Автореферат. — Москва: 1994. С. 14.
  6. Тюрина, Ю. А. Власть как фактор социально-групповых изменений в образовании советской и постсоветской России / Ю. А. Тюрина [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/vlast-kak-faktor-sotsialno-gruppovyh-izmeneniy-v-obrazovanii-sovetskoy-i-postsovetskoy-rossii (дата обращения: 28.09.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): образование, высшее образование, историческое образование, образовательная сфера, общеобразовательная школа, сельское хозяйство, среднее.


Похожие статьи

История развития образования | Статья в журнале...

 История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Крещение с 988 г. проводилось Владимиром по всем городам и селам. И с этого времени начинается история образования на Руси.

Перспективы развития аграрного образования с использованием...

Сельское хозяйство – это образ жизни, и если этот образ жизни под влиянием каких-либо факторов (положительных или отрицательных)

Безусловно, некоторые выпускники изначально рассматривают получение высшего образования как определенную ступень личностного...

Проблема организации системы высшего сельскохозяйственного...

Понимая важность высшего сельскохозяйственного образования для развития практического сельского хозяйства, своё историческое исследование провел В. Г. Бажаев, комплексно раскрыв его значение в научной публикации «Высшее сельскохозяйственное образование в...

Образовательные учреждения в исторической парадигме...

Ключевые слова: образовательные учреждения, советское образование, век информатизации.

С укреплением Московского государства условия образования улучшились: стали возникать приходские и частные школы, в которых обучались дети духовенства...

Образование взрослого населения: история и проблемы развития

 Наряду с образованием в школах и дошкольных учреждениях важное значение имеет

Образование взрослых — это определенное направление в образовании, которое

С 1936 года вечерние школы для взрослых делятся на 2 вида — неполная средняя школа взрослых...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Имеет место исторические аспекты становления концепции непрерывного образования, отражаются его цели, задачи, функции, компоненты

Непрерывное образование — процесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально...

Проблемы развития высшего профессионального образования...

Проблемы высшего профессионального образования современной России находят свое отражение в тенденциях его развития на уровне малых и средних городов. Главной проблемой деятельности филиалов высших учебных заведений, расположенных в малых и средних...

Университетское образование в России: история вопроса

Высшее образование на протяжении своего исторического пути развивалось в прогрессии роста его доступности и массовизации. Рыночные реформы на пороге XXI века в России также реализовали социальные ожидания населения — количество высших учебных заведений...

Похожие статьи

История развития образования | Статья в журнале...

 История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Крещение с 988 г. проводилось Владимиром по всем городам и селам. И с этого времени начинается история образования на Руси.

Перспективы развития аграрного образования с использованием...

Сельское хозяйство – это образ жизни, и если этот образ жизни под влиянием каких-либо факторов (положительных или отрицательных)

Безусловно, некоторые выпускники изначально рассматривают получение высшего образования как определенную ступень личностного...

Проблема организации системы высшего сельскохозяйственного...

Понимая важность высшего сельскохозяйственного образования для развития практического сельского хозяйства, своё историческое исследование провел В. Г. Бажаев, комплексно раскрыв его значение в научной публикации «Высшее сельскохозяйственное образование в...

Образовательные учреждения в исторической парадигме...

Ключевые слова: образовательные учреждения, советское образование, век информатизации.

С укреплением Московского государства условия образования улучшились: стали возникать приходские и частные школы, в которых обучались дети духовенства...

Образование взрослого населения: история и проблемы развития

 Наряду с образованием в школах и дошкольных учреждениях важное значение имеет

Образование взрослых — это определенное направление в образовании, которое

С 1936 года вечерние школы для взрослых делятся на 2 вида — неполная средняя школа взрослых...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Имеет место исторические аспекты становления концепции непрерывного образования, отражаются его цели, задачи, функции, компоненты

Непрерывное образование — процесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально...

Проблемы развития высшего профессионального образования...

Проблемы высшего профессионального образования современной России находят свое отражение в тенденциях его развития на уровне малых и средних городов. Главной проблемой деятельности филиалов высших учебных заведений, расположенных в малых и средних...

Университетское образование в России: история вопроса

Высшее образование на протяжении своего исторического пути развивалось в прогрессии роста его доступности и массовизации. Рыночные реформы на пороге XXI века в России также реализовали социальные ожидания населения — количество высших учебных заведений...

Задать вопрос