Библиографическое описание:

Щукина Т. В., Гордиенко Е. А. Образовательные учреждения в исторической парадигме развития России // Молодой ученый. — 2016. — №7.4. — С. 42-44.



В статье раскрываются исторические аспекты развития российского образования со времен Киевской Руси и до современного периода времени. В статье представлен анализ деятельности правителей в сфере образования на различных исторических этапах.

Ключевые слова: образовательные учреждения, советское образование, век информатизации.

История развития российского образования берет начало со времен Киевской Руси. Образование древнерусских школ основывалось на изучении семи свободных искусств: тривиум — грамматика, риторика, диалектика; и квадратики — арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

С укреплением Московского государства условия образования улучшились: стали возникать приходские и частные школы, в которых обучались дети духовенства, ремесленников и купцов.

В XVI–XVII вв. стали основывать «братские школы», на базе которых в 1632 году была открыта Киево-Могилянская коллегия. Позже, в 1687 году, по образцу коллегии в Москве открыли Славяно-греко-латинскую академию.

Система профессионального образования стала развиваться с приходом к власти Петра I. К 20-му году XVIII в. по всей России были открыты около 42 «цифирных школ», в которых детей обучали математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовным школами [2].

Петр I мечтал создать единую всесословную школу, но, к сожалению, осуществить идею не получилось. Тем не менее в 1714 году было объявлено обязательное образование для детей всех сословий, кроме крестьян. После смерти Петра I в 1726 году в Санкт-Петербурге открылся первый российский университет, при котором была создана гимназия. В начале деятельности университета в нем обучались дети дворян, но уже вскоре были выделены особые места для «казеннокоштных» студентов — для тех, кто обучался за счет государства.

В 1755 году в Москве открылся университет, аналогичный Санкт-Петербургскому, с двумя гимназиями [3].

С 1762 года реформами образования занялась Екатерина II. Ею были изучены прусская и австрийская системы образования: было создано три типа школ — малые, средние и главные. Екатерина хотела, чтобы в школах воспитывали и обучали детей, а для этого требовалось изолировать их от родителей и передать их в руки учителя.

С развитием системы образования вставал вопрос подготовки преподавательских кадров. С этой целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище.

Реформа Екатерины II не была доведена до конца, но все же сыграла значительную роль в развитии российского образования. К началу XIX в. в стране было около 300 школ и пансионов, где обучалось около 20 тыс. учащихся, для которых преподавали около 720 учителей [2]. Минусом было отсутствие сельских школ, следовательно, крестьянство почти не имело доступа к школе.

После Екатерины II к власти пришел Александр I, который продолжил развитие российского образования. Впервые школьная система распределялась по «учебным округам» и смыкалась на университетах. Вводились три типа школ: приходские и уездные училища, которые были бесплатными и бессословными, а также гимназии или губернские училища. Основывались привилегированные учебные заведения для подготовки государственных чиновников — лицеи. Открывались университеты: Дерптский (1802 г.), Виленский (1803 г.), Харьковский (1804 г.), Казанский (1804 г.) Петербургский Педагогический институт (1804 г.).

С 1825 года трон занял Николай I, который поставил перед собой цель привести учебную систему к единству. Для этого в 1826 году был образован Комитет устройства учебных заведений. Образованию вновь был возвращен сословный характер, школы теперь находились в подчинении администрации учебного округа, была введена плата за обучение, форма и манеры студентов жестко регламентировались.

После Николая I к власти пришел его сын Александр II, и с этого момента началась перестройка российского образования: общедоступность и внесословность начального образования утверждалось «Положением о начальных училищах», принятым в 1864 году.

При Александре III школа вновь стала сословной. В1887 году был издан «Циркуляро кухаркиныхдетях», который запрещал поступление «неблагородных» слоев населения в гимназии и прогимназии.

К концу XIX века уровень образования улучшился, число учащихся увеличилось, повышался интерес к образованию, вследствие чего наблюдалось снижение процента неграмотности [3]. В начале 1918 года школа была объявлена общедоступной, единой, бесплатной и трудовой. Учителям предоставлялась возможность для педагогических экспериментов.

Советское образование в период с 20-х по 90-е гг. имело немало изменений, которые представлены в таблице 1.

Временной промежуток

Произошедшие события

20-е гг.

Основная цель школы − формирование нового человека, что означало обеспечение среднего и высшего профессионального образования, необходимого в условиях индустриализации страны.

30-е гг.

Разработка постановлений ЦК ВКП(б) о школе, согласно которым идея единой трудовой школы полностью упразднялась. Главным элементов вместо развития личности теперь считалась дисциплина.

нач. 40-х гг.

Резкое уменьшение количества национальных языков: 30-е гг. — 104 языка, 80-е гг. — 44 языка.

50–60-е гг.

Увеличение числа средних школ, преобразование семилетнего обучения в восьмилетнее.

нач. 80-х гг.

Ухудшение качества образования, жесткая унификация, упущение престижа образования, преподавателей ограничивали в их творческой деятельности.

80–90-е гг.

Проведение реформы высшего образования: гуманизация и фундаментализация образовательных программ.

XIX в. — век информационных технологий, которые затронули и сферу образования [1]. Основными направлениями информатизации образования можно назвать: оснащение образовательных учреждений современными технологиями; использование таких технологий в образовательном процессе; распространение дистанционного образования.

Широко применяемой и прогрессирующей системой образования является дистанционное обучение — заочное обучение с использованием современных программ и сети Интернет. Одно из главных преимуществ этой системы — предоставление возможности обучения по месту жительства обучающихся [1]. Связь с преподавателями поддерживается при помощи специально созданных удаленных учебных центров.

За всю историю России система образования подвергалась постоянным изменениям: присутствовали моменты, стимулирующие ее к прогрессу, но были и события, тормозящие развитие. Тем не менее, и положительные, и отрицательные исторические аспекты косвенно повлияли на условия образования сегодняшнего дня: присутствуют интерактивные средства образования, предоставляющие возможность обучения не выходя из дома.

Литература:

  1. Данилов, О. Е. Особенности дистанционного обучения / О. Е. Данилов, О. Г. Поздеева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф.  Пермь: Меркурий, 2014.  С. 34–37.
  2. Леонтьев А. А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века // Первое сентября. 2001. № 33. URL: http://www.rus.1september.ru/article.php?ID=200103304 (дата обращения 07.01.2016).
  3. Степашко, Л. А. Философия и история образования: учебное пособие / Л. А. Степашко. — М.: Флинта, 2011. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): российского образования, развития российского образования, времен Киевской Руси, условия образования, системы образования, развитие российского образования, развитии российского образования, перестройка российского образования, австрийская системы образования, государства условия образования, Система профессионального образования, направлениями информатизации образования, России система образования, реформами образования, развитием системы образования, внесословность начального образования, сфере образования, условия образования сегодняшнего, перспективы развития образования, века уровень образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос