Одним из условий реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей, поэтому в современной дошкольной педагогике актуальной является проблема поиска наиболее эффективных форм организации систематической индивидуальной работы с воспитанниками.
В педагогическом словаре понятие индивидуальная работа объясняется как: «Система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности» [7].
Н. В. Микляева под индивидуализацией дошкольника понимает: «Приобретение все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью полного самовыражения и самораскрытия» [2].
В настоящее время в дошкольной педагогике в построении образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста выделяются два основных блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная деятельность самих детей (концепция Н. А. Коротковой) [4].
Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного осуществляется в рамках этих блоков в различных формах. При организации многих мероприятий (индивидуальные занятия, игры и упражнения, трудовые поручения и др.) большую помощь педагогу оказывает использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации — это система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке [5]. В сети Интернет можно найти большое количество презентаций, но они не могут полностью соответствовать интересам и потребностям конкретных детей, поэтому разрабатываются авторские презентации [6].
Рассмотрим более подробно использование мультимедийных презентаций в различных формах индивидуальной работы в каждом из блоков организации образовательного процесса.
В рамках совместной партнерской деятельности детей со взрослыми индивидуальная работа осуществляется в форме сюжетно-дидактической или дидактической игры; работы с книгами, в том числе и справочного и энциклопедического характера; работы с конструкторами, с природным или бросовым материалом; оформление выставок и результатов коллекционирования и др.
В таблице указано содержание презентаций, в том числе и авторских, используемых в индивидуальной работе, организуемой в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми.
Таблица
Использование презентаций в формах партнерской деятельности детей со взрослыми
Форма совместной партнерской деятельности детей со взрослыми |
Форма организации индивидуальной работы |
Содержание презентации |
Сюжетно-дидактическая игра |
Подготовка атрибутов и декораций к играм «Магазин игрушек», «Заправка», «Банк» и др. |
Подбор картинок — атрибутов и декораций к играм (вывески, ценники, накладные, этикетки и др.) |
Дидактическая игра |
«Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки», «7 цветов радуги» и др. |
Наборы картинок с анимацией и звуковым оформлением [1] |
Работа с книгами |
Словесные игры, придумывание загадок (технология А. А. Нестеренко), пересказ по схеме, творческое рассказывание по серии картинок, по картине |
Схемы для придумывания загадок, пересказа художественных текстов, наборы картинок и картин для творческого рассказывания. Материал по технологии «путешествие по карте» [4] |
Работа с конструкторами |
Индивидуальные занятия с конструкторами деревянными, железными, пластмассовыми («ЛЕГО», «ТИКО» и др.). |
Схемы для работы с конструкторами и алгоритмом выполнения заданий |
Работа в творческих мастерских |
Оформление выставок поделок, рисунков и результатов коллекционирования |
Операционные карты по изготовлению поделок, рисунков, коллажей и др. |
Интерактивные игры — презентации |
Досуговая деятельность |
Авторские разработки в сети Интернет [3] |
Второй блок в организации образовательного процесса в детском саду — самостоятельная деятельность. Этот вид деятельности в дошкольной педагогике рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия педагога, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели [2].
Алгоритм организации самостоятельной деятельности дошкольников (концепция Л. С. Выготского) включает этапы: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка [9]. Поэтому в самостоятельной деятельности детей часто используются презентации, с которыми они знакомились на предыдущих этапах.
Особый интерес в данном направлении деятельности представляют индивидуальные исследовательские проекты, защита которых осуществляется, чаще всего, с использованием мультимедийных презентаций.
А. И. Савенков, организатор ежегодного Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — Исследователь», в методических рекомендациях пишет: «Работа детьми должна быть представлена так, чтобы достижения автора были освещены в полном объеме; материал следует изложить ясно, логично и доказательно; презентация должна быть наглядной» [8].
Как видим, к презентациям предъявляются методические (соответствие содержания возрасту детей и программным требованиям) и технические требования (к оформлению слайдов, их звуковому и анимационному сопровождению) [10].
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в индивидуальной работе в отличие от обычных технических средств обучения позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных и организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Литература:
- Воробьева, Н. В. Дидактические-игры. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/07/didakticheskie-igry (дата обращения: 24.09.2021)
- Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — Юрайт, 2013. — 510 с.
- Интерактивные игры — презентации. — URL: https://583.tvoysadik.ru/?section_id=93 (дата обращения: 24.09.2021)
- Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с.
- Кудашкина, О. П. Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. — URL: https://konstpk.ru/professionalnaya_podgotovka/metodicheskaya_kopilka/metod/2018/3.pdf (дата обращения: 24.09.2021)
- Методическая копилка. — URL: http://mdou13rakit.narod.ru/fotos.html. (дата обращения: 24.09.2021)
- Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. — М.: Издательский центр, 2013. — 268 с.
- Савенков, А.И., Обухов, А. С. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — Исследователь». — М.: Библиотека журнала: «Исследователь/ Researcher», 2018. — 39 с.
- Смирнова, Е. О. Детская психология. — М.: КНОРУС, 2016. — 280 с.
- Требования к мультимедийной презентации. — URL: http://www.apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/216-trebovaniya-k-. (дата обращения: 23.09.2021)