Мультимедийная поддержка различных форм индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 05.02.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Борзилова, Л. Н. Мультимедийная поддержка различных форм индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста / Л. Н. Борзилова, Л. А. Шиянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88607/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одним из условий реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей, поэтому в современной дошкольной педагогике актуальной является проблема поиска наиболее эффективных форм организации систематической индивидуальной работы с воспитанниками.

В педагогическом словаре понятие индивидуальная работа объясняется как: «Система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности» [7].

Н. В. Микляева под индивидуализацией дошкольника понимает: «Приобретение все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью полного самовыражения и самораскрытия» [2].

В настоящее время в дошкольной педагогике в построении образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста выделяются два основных блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная деятельность самих детей (концепция Н. А. Коротковой) [4].

Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного осуществляется в рамках этих блоков в различных формах. При организации многих мероприятий (индивидуальные занятия, игры и упражнения, трудовые поручения и др.) большую помощь педагогу оказывает использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации — это система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке [5]. В сети Интернет можно найти большое количество презентаций, но они не могут полностью соответствовать интересам и потребностям конкретных детей, поэтому разрабатываются авторские презентации [6].

Рассмотрим более подробно использование мультимедийных презентаций в различных формах индивидуальной работы в каждом из блоков организации образовательного процесса.

В рамках совместной партнерской деятельности детей со взрослыми индивидуальная работа осуществляется в форме сюжетно-дидактической или дидактической игры; работы с книгами, в том числе и справочного и энциклопедического характера; работы с конструкторами, с природным или бросовым материалом; оформление выставок и результатов коллекционирования и др.

В таблице указано содержание презентаций, в том числе и авторских, используемых в индивидуальной работе, организуемой в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми.

Таблица

Использование презентаций в формах партнерской деятельности детей со взрослыми

Форма совместной партнерской деятельности детей со взрослыми

Форма организации индивидуальной работы

Содержание презентации

Сюжетно-дидактическая игра

Подготовка атрибутов и декораций к играм «Магазин игрушек», «Заправка», «Банк» и др.

Подбор картинок — атрибутов и декораций к играм (вывески, ценники, накладные, этикетки и др.)

Дидактическая игра

«Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки», «7 цветов радуги» и др.

Наборы картинок с анимацией и звуковым оформлением [1]

Работа с книгами

Словесные игры, придумывание загадок (технология А. А. Нестеренко), пересказ по схеме, творческое рассказывание по серии картинок, по картине

Схемы для придумывания загадок, пересказа художественных текстов, наборы картинок и картин для творческого рассказывания.

Материал по технологии «путешествие по карте» [4]

Работа с конструкторами

Индивидуальные занятия с конструкторами деревянными, железными, пластмассовыми («ЛЕГО», «ТИКО» и др.).

Схемы для работы с конструкторами и алгоритмом выполнения заданий

Работа в творческих мастерских

Оформление выставок поделок, рисунков и результатов коллекционирования

Операционные карты по изготовлению поделок, рисунков, коллажей и др.

Интерактивные игры — презентации

Досуговая деятельность

Авторские разработки в сети Интернет [3]

Второй блок в организации образовательного процесса в детском саду — самостоятельная деятельность. Этот вид деятельности в дошкольной педагогике рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия педагога, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели [2].

Алгоритм организации самостоятельной деятельности дошкольников (концепция Л. С. Выготского) включает этапы: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка [9]. Поэтому в самостоятельной деятельности детей часто используются презентации, с которыми они знакомились на предыдущих этапах.

Особый интерес в данном направлении деятельности представляют индивидуальные исследовательские проекты, защита которых осуществляется, чаще всего, с использованием мультимедийных презентаций.

А. И. Савенков, организатор ежегодного Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — Исследователь», в методических рекомендациях пишет: «Работа детьми должна быть представлена так, чтобы достижения автора были освещены в полном объеме; материал следует изложить ясно, логично и доказательно; презентация должна быть наглядной» [8].

Как видим, к презентациям предъявляются методические (соответствие содержания возрасту детей и программным требованиям) и технические требования (к оформлению слайдов, их звуковому и анимационному сопровождению) [10].

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в индивидуальной работе в отличие от обычных технических средств обучения позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных и организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.

Литература:

  1. Воробьева, Н. В. Дидактические-игры. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/07/didakticheskie-igry (дата обращения: 24.09.2021)
  2. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — Юрайт, 2013. — 510 с.
  3. Интерактивные игры — презентации. — URL: https://583.tvoysadik.ru/?section_id=93 (дата обращения: 24.09.2021)
  4. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с.
  5. Кудашкина, О. П. Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. — URL: https://konstpk.ru/professionalnaya_podgotovka/metodicheskaya_kopilka/metod/2018/3.pdf (дата обращения: 24.09.2021)
  6. Методическая копилка. — URL: http://mdou13rakit.narod.ru/fotos.html. (дата обращения: 24.09.2021)
  7. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. — М.: Издательский центр, 2013. — 268 с.
  8. Савенков, А.И., Обухов, А. С. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — Исследователь». — М.: Библиотека журнала: «Исследователь/ Researcher», 2018. — 39 с.
  9. Смирнова, Е. О. Детская психология. — М.: КНОРУС, 2016. — 280 с.
  10. Требования к мультимедийной презентации. URL: http://www.apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/216-trebovaniya-k-. (дата обращения: 23.09.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная работа, презентация, образовательный процесс, ребенок, совместная партнерская деятельность, дидактическая игра, дошкольная педагогика, набор картинок, совместная деятельность, творческое рассказывание.


Похожие статьи

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровое музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровое музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Задать вопрос