В предложенной работе предпринята попытка общего анализа и характеристика личных прав и свобод человека и гражданина. Дается их понятие и характеристика со ссылкой на труды отечественных и иностранных авторов.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, личные права и свободы, классификация личных прав и свобод.
In the proposed work, an attempt is made to analyze and characterize the personal rights and freedoms of a person and a citizen. Their concept and characteristics are given with reference to the works of domestic and foreign authors.
Keywords: human and civil rights and freedoms, personal rights and freedoms, classification of personal rights and freedoms.
Личные права и свободы человека и гражданина в сущности своей являются базовыми, неотчуждаемыми и присущими каждому индивиду вне зависимости от его гражданства (подданства). Обращая внимание на содержание Основного закона государства, исследование должно быть направлено на анализ главы II Конституции, именуемой «Права и свободы человека и гражданина».
Профессор М. С. Саликов как нельзя точно характеризует вторую главу Конституции [1], указывая на то, что именно в указанной главе собраны основные и фундаментальные права и свободы человека и гражданина, продиктованные международными правовыми актами и ныне существующей действительностью. Также автор упоминает, что указанная глава Конституции условно в теоретических кругах называется: «Конституция в конституции» по причине наполнения главы исключительным содержанием декларируемых прав и свобод человека и гражданина [11].
Полагается, что весомый вклад в освещение вопросов определения личных прав человека и гражданина способны привнести труды профессора Г. В. Антиповой, которая полагает, что Основанием классификации личных прав и свобод может служить объект правового регулирования. По этому критерию личные права и свободы подразделяются на три группы: во-первых, личные права, обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность; во-вторых, личные права, обеспечивающие нравственную ценность личности; в-третьих, личные права, обеспечивающие свободу личности.
То есть, как справедливо отмечает автор, личные права и свободы в современном мире весьма многообразны, что позволяет учитывать особенности реализации и защиты каждого из них. Для выявления характерных черт конкретных личных прав, их места в системе конституционных прав личности необходимо дать классификацию этих прав. В качестве основания для классификации личных прав автор предлагает объект, на использование и охрану которого направлена каждая группа данных прав. В зависимости от объекта регулирования личные права и свободы можно разделить на три группы.
Первая группа личных прав включает права, обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.
Вторую группу личных прав составляют права, обеспечивающие нравственную ценность личности: право на честь и достоинство.
Третья группа личных прав включает права, обеспечивающие свободу личности: право на частную жизнь, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на пользование родным языком, свобода передвижения и выбор места жительства [5].
В теории также имеются и иные классификации личных прав и свобод, в основу которых были положены те или иные критерии.
Так, в зависимости от интересов, составляющих личные права, французский государствовед А. Эсмен разделил такие права на две группы. Первая группа личных прав касается материальных интересов. К ней он относит личную свободу в узком смысле, т. е. личную безопасность, собственность, неприкосновенность жилища. Вторая группа личных прав выражает моральные интересы. В нее А. Эсмен включает свободу совести и свободу вероисповедания [13].
По мнению Ф. Люшера «естественным и неотъемлемым правом чело века» является свобода. В соответствии с этой свободой индивид может выбирать определенное правило поведения. Свобода включает в себя ряд возможностей: во-первых, право беспрепятственного передвижения; во-вторых, право на частную жизнь; в-третьих, право на семейную жизнь; в-четвертых, право располагать своим достоянием» [10].
Согласно утверждению А. П. Горшенева, личная свобода предполагает две формы своего проявления: индивидуальную свободу и безопасность, и сферу нравственной и духовной жизни общества. Исходя из этих форм, личные права разделяются на две группы. К первой группе относятся права на неприкосновенность личности, жилища, охрану здоровья, правовую защиту, свободу передвижения и необходимую оборону. Ко второй — права на свободу совести, тайну переписки, на честь и достоинство [7].
К примеру, защита первой группы прав осуществляется исключительно посредством задействования механизмов судебной власти. Чтобы получить разрешение на обыск в жилище, органы следствия возбуждают ходатайство перед судом о производстве данного следственного действия с согласия руководителя следственного органа. Кроме того, в судебном заседании может принимать участие прокурор, выражая свою правовую позицию по тем или иным правовым вопросам, целесообразности и необходимости проведения этого следственного действия.
Исходя из событий, связанных с неблагоприятным эпидемиологическим фоном, вызванным коронавирусной инфекцией, требует к себе внимания Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2020 N 49-П [3], согласно которому власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения об ограничении передвижения граждан в период пандемии, поскольку эти меры являются вынужденными. Об этом говорится в свежем постановлении Конституционного суда РФ. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Протвинского городского суда Московской области. Конституционный Суд отметил, что ограничение свободы передвижения, установленное постановлением главы региона, имеет исключительный характер, преследует цели защиты жизни и здоровья граждан и является соразмерным. Определенные запреты были обусловлены необходимостью оперативного реагирования на «беспрецедентную угрозу» распространения коронавируса, а такие решения преследовали «конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья всех лиц», прежде всего самих россиян, которые оказались во временной изоляции.
То есть вопросы, касающиеся ограничения фундаментальных и незыблемых прав человека и гражданина, требуют детальнейшей проработки и как правило относятся к прерогативе судебной власти в России.
Однако, в силу комплексности дифференциации и классификации конституционных прав личности, точка зрения Г. В. Антиповой выглядит более обоснованной и применимой к отечественному конституционному закреплению прав личности.
В связи с этим, полагается, что именно личные права и свободы не дарованы государством, они присущи каждому человеку от его рождения. К таковым правам относятся:
- Право на жизнь (статья 20 Конституции РФ);
- Достоинство личности (статья 21 Конституции РФ);
- Свобода и личная неприкосновенность (статья 22 Конституции РФ);
- Неприкосновенность частной жизни (статья 23 Конституции РФ);
- Неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ);
- Право на информацию (часть 2 статьи 24 и часть 4 статьи 29 Конституции РФ);
- Свобода определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26 Конституции РФ);
- Право на пользование родным языком (статья 26 Конституции);
- Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (статья 27 Конституции РФ);
- Свобода совести и вероисповедания (статья 28 Конституции РФ). [6]
В указанном перечне следует разобраться более детально, в целях определения максимально точной картины и сущности природы личных прав и свобод человека и гражданина, а также определения степени значимости их защиты.
Безусловно, что право на жизнь является отправным началом всего правового статуса человека и является основополагающим, естественным правом индивида, при отсутствии которого все другие личные права и свободы теряют свой истинный смысл. В Конституции РФ указано, что данное право присуще человеку от его рождения, и которым человек обладает до самой смерти. Никто не вправе лишать человека его жизни. Именно по этой причине особенная часть Уголовного кодекса начинается со статьи 105 — убийство, под которым понимается лишение жизни одним человеком другого.
Справедливо отмечено, что право на жизнь крайне сложное по своему содержанию, поскольку его реализация реализуется посредством системы правовых инструментов, представленных в виде правовых норм Конституцией и федеральным законодательством. Так, важным показателем реализации права на жизнь является сохранность здоровья человека (физического и психического). Поэтому в Конституции установлено, что недопустимо подвергать человека пыткам, и иным родом жестокого обращаться, принуждать человека трудиться в условиях, не соответствующих нормам безопасности и гигиены, не оказывать медицинскую помощь, создавать неблагоприятные экологические условия и проч. [6].
Право на достоинство личности имеет тесную взаимосвязь с правом на жизнь и правом на неприкосновенность частной жизни и одновременно с этим обладает самостоятельным содержанием [4].
Охрана достоинства человека гарантируется государством посредством Конституции РФ. В ней же (часть 1 статьи 23 Конституции РФ) определен такой элемент права на достоинство как право на честь и доброе имя. Здесь необходимо отметить, что абсолютно любой человек обладает правом на достоинство, возможностью рассчитывать на уважение. Право на достоинство наделяет человека свободой в выборе стремлений и образа жизни, соответственно, соблюдение рассматриваемого права есть исключение использования рабства и методов принуждения любого рода.
Право на свободу и личную неприкосновенность является не чем иным, как юридически подкрепленным правом каждого человека на свободу и является вполне содержательным и значимым социальным благом. Реализуя это право, человек действует, основываясь на личной, духовной, политической, экономической, культурной свободе. Результатом такой жизнедеятельности становится развитие всех аспектов личности, гражданина и, как следствие, развитие общества в целом.
Право на свободу отличается крайне многогранным содержанием. К нему относится: свобода выбирать место жительства (пребывания), свобода передвижения и действий, неприкосновенность частной жизни, жилища; свобода выбирать жизненные позиции, излагать мысли; свобода выбирать род трудовой деятельности и собственно свобода трудиться; свобода творческого самовыражения и пр. Содержание права на свободу конкретизировано в деталях в статьях 26, 27, 29 Конституции РФ и профильных законах.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну включают в себя: право каждого человека на определенную независимость от государства и сторонних лиц, а также их невмешательство в отношении частного времени вне службы и выполнения общественных обязательств. Право на неприкосновенность частной жизни реализуется в:
- свободном неформальном взаимодействии человека с другими людьми в рамках родственных, дружеских, интимных отношений;
- соблюдении тайны общения (переписки, переговоров), осуществляемого всеми возможными средствами связи;
- независимом распоряжении личной собственностью, бюджетом семьи;
- неприкосновенности жилища;
- соблюдении сторонними лицами тайны конфиденциальных сведений, касающихся самой личности и его семьи. [8]
Право на неприкосновенность жилища заключает в себя право на неприкосновенность частной жизни и заключается в отсутствии права у сторонних лиц проникать в чье-либо жилище без согласия тех, кто в нем проживает и/или без наличия соответствующего судебного решения. Любой индивидуум вправе находиться в уединении там, где проживает, без разглашения происходящих в жилище событий. Сюда же относятся неприкосновенность любых материалов, хранящихся в жилище: документы, записи, дневники и проч. [12]
Право на информацию включает в себя две основных составляющие. Во-первых, каждый человек вправе в свободном законном порядке создавать, передавать, инициировать передачу информации. Во-вторых, каждый человек вправе знакомиться с любыми документами и материалами, содержащими информацию, способную затронуть непосредственно его интересы, права и свободы (с учетом возможных законных ограничений).
Право человека владеть информацией включает в себя как получение сведений в личных целях, так и тех данных, что имеют государственное и общественное значение. Федеральное законодательство Российской Федерации содержит принцип, в соответствии с которым сведения, касающиеся общественной и государственной жизни, косвенно или прямо затрагивающие интересы граждан, должны быть доступны каждому гражданину страны с учетом возможных ограничений, накладываемых федеральным законом.
Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность носит добровольный и необязательный характер: принуждение в данном случае недопустимо. Данное правомочие имеет большое значение в общей системе свободы личности, является частью ее самоидентификации. Национальность в широком смысле задает принадлежность человека к некому этносу, носящему свои особенные характерные черты в виде языка, внешнего вида, менталитета, обычаев, культуры и пр. Таким образом, национальность определяется совокупно многими элементами, главными из которых можно назвать язык и традиции.
Право пользоваться родным языком логично проистекает из предыдущего права и означает, что каждый человек, реализуя право принадлежности к той или иной национальности, вправе нести ее черты, одной из которых и является язык. Ключевым федеральным законом, гарантирующим равноправие по языковому признаку, право на сохранение и развитие национального языка, право выбора и использования языка, служит закон «О языках народов Российской Федерации». [2]
Право на свободу передвижения, выбора места пребывания заключается в свободе выезжать за пределы России любому человеку и возможности для граждан России беспрепятственно возвращаться в свою страну. Таким образом, нормативные положения по данному праву включают в себя как право выбора места пребывания и возможности свободного передвижения как в пределах страны, так и право покидать страну и возвращаться в любое время согласно личным пожеланиям.
Возможность для человека независимо распоряжаться своим местонахождением тесно взаимосвязана со множеством иных прав и свобод граждан (свободная экономическая, предпринимательская деятельность с применением своего имущества и способностей, право собственности, право на жилище и пр.). [9]
Право на свободу совести и вероисповедания предусматривает свободу совести и вероисповедания каждый человек вправе выбирать свою принадлежность к религиозному учению, исповедовать его индивидуально или сообща с другими людьми, обладать и транслировать религиозные принципы, действовать согласно им. Правомочие выбирать себе вероисповедание или не выбирать его вовсе является разновидностью личной и духовной свобод. Реализация права свободно выбирать для себя, по сути, систему нравственно-моральных ценностей и столь же свободно действовать в соответствии с выбранным мировоззрением является одним из инструментов духовного развития личности.
Таким образом, указанные и охарактеризованные личные права, и свободы человека и гражданина на столько прочно внедрены в жизнь каждого человека, что без наличия какого-то из них жизнь человека способна измениться кардиальным образом. К примеру, при осуществлении следственных действий в виде производства обыска и выемки в жилище необходимо судебное решение, поскольку указанным действием следователя затрагивается целый комплекс личных прав человека и гражданина: право на неприкосновенность жилища, личной переписки и проч.
Следовательно, подчеркивается приоритет защиты личных прав и свобод человека и гражданина, поскольку, практически каждое право способно быть затронуто органами государственной власти лишь в особом порядке: федеральным конституционным законом, федеральным законом, судебным решением. Ограничение личных прав человека и гражданина, как правило реализуется временно, ограниченно и в интересах большинства, в интересах всего общества и государства. Ко всему прочему, при решении вопроса об ограничении прав и свобод человека и гражданина должны указываться исчерпывающие основания для такого ограничения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
- Закон Российской Федерации от 25. 10.1991 № 1807–1 «О языках народов Российской Федерации» // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
- Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 N 49-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области»
- Алиев X. О., Юсупкадиева С. Н. Защита прав и свобод человека и гражданина как одно из приоритетных направлений прокурорского надзора // Евразийский юридический журнал. 2017. № 1. С. 37.
- Антипова Г. В. Система личных прав человека (Конституционно-правовой аспект): Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02: Москва, 2002 198 c. РГБ ОД, 61:03–12/642–0 С.56.
- Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: курс лекций / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2014. С. 23.
- Горшенев А. П. Теоретические вопросы личных конституционных прав советских граждан. Саратов, 1972. С.31
- Зюбанов ЮА. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Проспект, 2018. С.19.
- Ергашев E. Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права: монография. Екатеринбург: Изд. дом УрГЮА, 2007 С.47.
- Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. — М., 1993. С.58.
- Саликов М. С. Конституционный судебный процесс в системе российского права // Журнал российского права. 2003. № 11. С.50.
- Чурилов A. B. Деятельность прокуратуры в обеспечении международных правовых стандартов в области прав и свобод человека: Материалы науч.-практ. конф. Махачкала, 1997. С. 37.
- Эсмен А. Основные начала государственного права: Новейшая свобода, принципы и учреждения. Перевод с французского. Т. 1 /Под ред. и с предисл.: Ковалевский М. М.; Пер.: Кончевская Н. — М.: К. Т. Солдатенков, 1898. С. 15.