Нормативное содержание социально-экономических прав гражданина и человека рассматривается сообществом ученых с момента их закрепления в Конституции. На основании закрепления указанных прав происходит реализация их в жизнь, неразрывна и связь между экономическими и культурными, социальными правами. Рассмотрение вопроса нормативного содержания социально-экономических прав гражданина и человека занимает центральное место, это обуславливается не только важностью и всеобщностью, но и зависимостью от политики государства, уровня развития и достижения экономики, культуры и уровня жизни общества в целом. В современном научном сообществе, вопрос принадлежности социально-экономических прав гражданина и человека остается открытым. Существуют сторонники точки зрения, которые придерживаются естественной, природной, неотъемлемой принадлежности данной группы прав. И противоположной — когда социально-экономические права гражданина и человека рассматриваются в плоскости закона, а следовательно, и не принадлежат человеку по его природе.
Ключевые слова: социально-экономические права гражданина и человека, экономическое развитие, культурное развитие, реализация прав.
Методика проведения исследования
Методика заключается в последовательном изучении трудов ученых юристов, таких как: Баглай М. В., Аристов Е. В., Терещенко Н. Д., Шахрай С. М., Лукашевой Е. А. Обзор источников данных авторов позволил исследовать механизмы реализации социально-экономических прав гражданина и человека в рамках Конституции. Были проанализированы работы Зорькина В. Д. «Современный мир, право и Конституция»., Бондарь Н. С. «Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия»., Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации», в них выявлены научные концепции регулирования и юридической природы социально-экономических прав гражданина и человека. Кроме того, раскрыты взаимосвязи с политикой государства в период кризиса всех сфер жизнедеятельности гражданина и человека. Для достижения поставленной цели применялся широкий комплекс общенаучных и специально исторических методов. Исследование проводилось на основе принципов историзма, объективности, комплексности и системности.
Результаты исследований
По своей природе личные, имущественные, политические, экономические права подлежат защите от какого-либо посягательства извне. Государство призвано выполнять функцию защиты и реализации социально-экономических прав гражданина и человека. Качество реализации указанных прав напрямую зависит от уровня экономического и культурного развития, а это как известно, требует не малых материальных затрат и соответствующих денежных дотаций со стороны государства. Верно будет утверждать, что реализация социально-экономических прав (право на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на культурное просвещение) находится в зависимости от воли государства, его экономического благополучия и стабильности.
Среди ученых исследователей вопроса содержания социально-экономических прав гражданина и человека нет единого мнения. Так, например, «А. А. Безуглов, О. Е. Кутафин, С. А. Солдатов» [1] относят эти права к группе социально-экономических, включающих в себя экономические, социальные и культурные. Ф. М. Рудинский же говорит «о существовании в качестве самостоятельных групп экономических и социальных прав» [2]. Вместе с тем нельзя не согласиться и с Е. А. Лукашевой в том, что «права человека второго поколения состоят из взаимосвязанных, но имеющих свои особенности социальных и экономических прав, объединенных между собой целью обеспечения человеку достойного качества жизни» [3]. Изучение проблематики, правовой природы социально-экономических прав гражданина и человека требует детального подхода и было бы не полным без рассмотрения содержания самих конституционных норм и других источников. Это позволит определить степень реализации, характер и природу взаимных прав и обязанностей государства и гражданина.
Основным источником социально-экономических прав гражданина и человека является Конституция, то есть можно утверждать, что данная категория прав является не естественной, а принадлежат человеку в силу объективного права. При этом, в современном законодательстве, социально-экономические права признаются неотчуждаемыми и естественными. Утверждается, что «поскольку «настоящие» естественные права — это принадлежащие каждому от рождения и осуществляемые вне зависимости от воли государства права, вытекающие из «юридически значимых важнейших свойств человека» [4].
Поэтому эти «права называются не субъективными конституционными (публичными)» [5] правами, а правами, вытекающими из объективного правопорядка, который отражен в законодательстве исключительно по инициативе государства.
Тогда как «настоящие» субъективные права «не есть результат представительно-обязывающего действия норм объективного права» [5]. Второе поколение прав человека, пишет Л. С. Мамут, «имеет своим основанием вовсе не достоинство личности, которое является его атрибутивным неотъемлемым свойством, а всего лишь деятельность государства. Они принадлежат человеку в силу закона» [6]. «Также социально-экономические права называют стандартами политики государства; условными правами; октроированными и тотально зависимыми от предпочтений политики действующего правительства» [7].
Социально-экономические права, отмечает С. С. Алексеев, «представляют собой принципиально другие правовые феномены, нежели неотъемлемые права и свободы человека» [8]. Из вышеуказанных цитат можно сделать вывод о том, что процессы в экономике, политике, в социальной сфере и культуре взаимосвязаны, оказывают влияние на жизнь общества. Думается, что социально-экономические права гражданина и человека взаимосвязаны с вышеуказанными процессами, то и не могут быть естественными, субъективными правами.
Кроме того, приводится довод, что «социально-экономические права не могут претендовать на естественность и субъективность ввиду того, что они не направлены на обеспечение человеку присущей от природы естественной свободы» [9]. Тот блок прав, которые призваны обеспечить личную свободу, являются субъективными, напрямую не регулируются Конституцией, а вот социально-экономические права гражданина и человека являются закрепленными в основном законе государства, следовательно, государство и перераспределяет материальные блага внутри общества
По мнению Ижаева О. А. вышеуказанная «концепция является устаревшей, а следовательно, не может рассматриваться в аспекте юридической природы прав человека, в том числе и социально-экономических» [10]. Еще Е. Н. Трубецкой отмечал «коренную ошибку классического естественного права, которая заключалась в том, что право есть «кодекс неизменных правил, который вытекает с логической необходимостью из природы разума» [11]. Данную точку зрения разделяют многие современники, которые утверждают, что «право (права человека) нужно искать не в биологической природе человека, не в умозрительных формулировках, а в содержании культуры каждого народа» [12]. В соответствии с эволюцией содержания прав человека, «отныне, естественные права требовали во имя свободы человека не только гражданских и политических прав, но и социально-экономических прав, которые отражали достигнутый уровень социокультурного развития общества» [12; 24].
«Сама логика исторического процесса привела к жизни необходимость нового качества у государства — социальности, многочисленные факторы обусловили становление социального государства в западной Европе (XIX — XX вв.)» [13].
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что права человека принадлежат ему не только в силу природы (по рождению) и «неотчуждаемости», или в силу воли государства, а возникают путем достижения консенсуса, через демократические процессы в данном обществе.
Трудно не согласиться с Троицкой А. А., которая утверждает следующее: «Естественность и субъективность прав человека предопределена волей народа, который, используя свой суверенитет, определяет и отражает эти права в конституционных актах и наделяет публичную власть соответствующими обязанностями» [14; 23].
«Многонациональный народ Российской Федерации признал социально-экономические права человека естественными и принадлежащими каждому от рождения, отразил свою волю в действующей Конституции» [15]. Социально-экономические права имею ту же юридическую природу, что и политические права, гражданские права, воля государства распространяется на все виды прав в одинаковой мере. Следовательно, трудно согласиться с мнением о том, что социально-экономические права — это воля государства.
Нельзя забывать, что социальные, культурные и экономические права закреплены на уровне международных правовых актах. Например, этот блок прав нашел свое отражение во Всеобщей декларации прав человека (ст. 22–28). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплены следующие права: право на труд, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на создание профессиональных союзов, право на социальное обеспечение и охрану семьи, материнства и детства, право на достаточный жизненный уровень, включая право на свободу от голода и на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 6–10), кроме того право на образование и ряд других прав в культурной сфере (ст. 11–15). Однако, в ст. 2 Международного пакта отражена норма, в соответствии с которой, государства, обязуются обеспечить вышеуказанные права всеми способами, в том числе и на законодательном уровне. Данная трактовка нормы Международного пакта говорит о зависимости уровня обеспеченности социально-экономических прав гражданина и человека от уровня экономического развития государства.
Для анализа правовой природы мы будем использовать в качестве рабочего определения социально-экономических прав человека следующее: «это закрепленный Конституцией и международно-правовыми актами комплекс прав (юридических возможностей), которыми должен обладать каждый человек, обеспечивающий достаточный и достойный уровень жизни человека, его свободное развитие, а также позволяющий распоряжаться основными факторами хозяйственной деятельности» [16].
Говоря о социальном государстве и социальной справедливости, в рамках реализации социально-экономических прав гражданина и человека следует понимать деятельность государства в интересах различных категорий граждан. Перекосы в ту или иную сторону будут свидетельствовать о том, что происходит нарушение принципа формального равенства. Так, по мнению Л. С. Мамута, человеку «мнится, что в рамках социальной деятельности государства между ним и государством складываются отношения своеобразной взаимности: государство предоставляет ему нечто даровое, а он на это тоже отвечает даровым, т. е. взамен предоставляет государственно-организованному обществу ничто. Так возникает мираж взаимности, а с ним — мираж права» [17].
При этом, группа ученых запада и Европы говорят о формальности равенства и свободы гражданина и человека в социально-экономической среде, которая стремиться уровнять эти права и свободы. Если государство, пишет Н. В. Варламова, «осуществляет социальную деятельность, например, создает школы, то оно тем самым предопределяет границы поведения ребенка (его родителей) и тем самым нарушает его свободу выбора — учиться или не учиться» [18]. «Парадоксальная складывается ситуация, государство, обеспечивающее бесплатное школьное образование, выступает ограничителем свободы, а положение, при котором дети родились в неблагополучной семье и лишены данной возможности, сохраняет эту свободу. Традиционными сторонниками этих идей являются т. н. приверженцы экономического либерализма в его крайне индивидуализированном понимании» [19].
Однако, современные Российские ученые не разделяют вышеуказанные идеи, а вносят собственное видение этой проблематики. Не рассматривают вопрос равенства и равноправия только, как юридический, а дают более широкое толкование. Например, В. Д. Зорькин указывает на «негодность применения формального равенства как равенства между деянием и воздаянием перед единой нормой свободы для всех в российских условиях» [20].
А Бондарь Н. С. отмечает, что в «социально-политической жизни России равенство как режим равноправия строго перед законом никогда не имел господствующего принципа. Напротив, равенство расценивалось более как социальное (фактическое, содержательное) равенство» [21].
Как уже отмечалось выше, если в государстве рыночная экономика, то распределение материальных благ государство не регулирует, отсюда и возникает сложность в судебной защите социально-экономических прав гражданина и человека. И Н. В. Варламова утверждает, что «обеспечение зависит от экономических возможностей государства в тот или иной период, а значит гарантировать соответствующую стабильную защиту невозможно» [22].
Кроме того, возникает еще один вопрос, связанный с защитой социально-экономических прав гражданина и человека. Он заключается в том, что не всегда возможно установить обязанную сторону. М. В. Баглай отмечает, что «ни один суд не примет гражданский иск о реализации социально-экономического права лишь на основе закрепленных в конституции норм. Причина в том, что конституционная норма не определяет конкретно обязанную по этому праву сторону» [7]. Данный блок вопросов является наиболее сложным. Суды не вправе вмешиваться в экономическую составляющую государства, это компетенция другой ветви власти. Однако, Конституция предоставляет определенные гарантии, в нашем случае социально-экономические, а конституционный суд дает оценку политике и действиям законодательной и исполнительной власти.
Вывод:
Рассматривая вопрос о юридической природе социально-экономических прав гражданина и человека, можно утверждать, что это конституционные права, имеющие государственную гарантию и защиту, кроме того, они также являются естественными субъективными правами и не лишены юридической природы. А поскольку закреплено право на судебную защиту конституционных прав, то можно утверждать, что социально-экономические права имеют признак юридической природы.
Нормы Конституции, регулирующие социально-экономические права гражданина и человека, направлены на то, чтобы человек имел возможность гарантированно обеспечить себя и свою семью в различных аспектах его деятельности, включая социальную, культурную, духовную и экономическую. обеспечение этого гражданина. При этом, нельзя расширять некоторые правомочия, иначе, может сложиться ситуация, при которой возникнет завышенная ожидаемость от государства. Однако, как мы видим, Конституция отражает весь спектр социально-экономических прав.
Литература:
- О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. От 04.06.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014). с. 174; 5, с. 237
- Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики / под ред. Ф. М. Рудинского. — М.: Права человека, 2009. — 495 с.
- Права человека и правовое и социальное государство в России / под ред. Е. А. Лукашевой. — М.: Норма, 2013. — 400 с.
- Рагимов А. Т. Особенности юридической природы прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 17.
- Овсепян Ж. И. Развитие учения о субъективном характере основных (конституционных) прав и свобод в классической научной теории // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 13. С. 2–5, 8.
- Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 9.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 9-е. изд. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. С. 263; Конституция Российской Федерации: Проблемный Комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 253.
- Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 620.
- Варламова Н. В. Классификация прав человека: подходы к проблеме // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 4. С. 160.
- Ижаев О. А. Конституционно-правовые основы судебной защиты социально-экономических прав человека и гражданина в РФ «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» 2017г. С. 47
- Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 2012. С. 60.
- Фролова Е. А. Теория естественного права (исторический аспект) // Государство и право. 2015. № 1. С. 78.
- Про историю становления теории и практики социального государства см.: Права человека и правовое социальное государство в России / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, ИНФРА-М, 2013. С. 87–137.
- Троицкая А. А. Основные права: происхождение, юридическая природа и пределы защиты // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 1. С. 68.
- Эбзеев Б. С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика // Государство и право. 2016. № 4. С. 34.
- Кононенко, А. Н. Конституционные социально-экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их обеспечении. канд. юрид. наук: 12.00.02 / А. Н. Кононенко. — М., 2004. — 215 с.
- Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 6.
- Варламова Н. В. Типология правопонимания и современные тенденции развития теории права. М.: ГУВШЭ, ИГПРАН, 2010. С. 53–56.
- Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Астрель, 2012; Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: наша позиция. М.: Новое издательство, 2007
- Зорькин В. Д. Современный мир, право и Конституция. М.: Норма, 2010. С. 274–275.
- Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. С. 465.
- Варламова Н. В. Типология правопонимания и современные тенденции развития теории права. М.: ГУВШЭ, ИГПРАН, 2010. С. 56.
- Эбзеев Б.С. Конституционный правопорядок и основные права: юридическая природа и особенности государственной защиты (о методологии научного поиска) // Государство и право. 2016. № 10. С. 12.
- Эбзеев Б.С. Современный конституционализм как синтетическое единство естественного и позитивного права // Государство и право. 2015. № 12. С. 7.