Размещение облигаций как направление повышения инвестиционной привлекательности фирмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 08.02.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Рязанов, А. А. Размещение облигаций как направление повышения инвестиционной привлекательности фирмы / А. А. Рязанов, А. В. Чиканов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88571/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы пытаются описать влияние выпуска облигаций, на повышение инвестиционной привлекательности фирмы.

Ключевые слова: облигация, эмитент, инвестор.

Основным двигателем успешного развития любой компании является привлечение денежных средств инвесторов для реализации новых проектов и модернизации существующих. При вложении денежных средств каждый инвестор обращает внимание на доступность информации о финансовом состоянии компании, чтобы можно было оценить уровень риска на вложенные деньги. Оптимальным решением для этой задачи, как для инвестора, так и для компании является выпуск облигаций.

Облигация — это долговая ценная бумага (по-английски — bond), которая обязывает эмитента выплатить определенную сумму и процент за использование средств в установленный срок [1]. Это относительно новый инструмент привлечения инвестиций для различных компаний на российском финансовом рынке.

На настоящий момент все облигации можно разделить по типу размещения на классические корпоративные, биржевые и коммерческие облигации. Рассмотрим основные сходства и различия, а также преимущества тех или иных видов облигаций.

Регистрация всех видов облигаций происходит по-разному. Для классических облигаций эмиссию проводит центральный банк (далее — ЦБ), регистрацию выпуска биржевых облигаций и допуск бумаг к торгам в короткие сроки проводит уже не ЦБ, а Московская биржа. Регистрацию коммерческих облигаций контролирует и проводит Национальный расчетный депозитарий (далее — НРД).

Классические и биржевые облигации обращаются на Московской бирже в свободном доступе, любой желающий может приобрести указанный тип бумаг. Коммерческие бонды в отличие от биржевых бумаг предлагаются по закрытой подписке ограниченному кругу лиц через отдельных брокеров, инвестиционные площадки или личные прямые коммуникации эмитента с инвестором.

Выпуск рассматриваемых облигаций также отличается. Классические корпоративные облигации имеют довольно трудоемкий и затратный процесс для компании. Регистрация в ЦБ, по ряду причин, связанных с процедурой установленной банком, требует немало времени. Помимо этого, компания должна подготовить и зарегистрировать проспект облигаций — официальный юридический документ о выпуске ценных бумаг, в котором излагаются все данные об эмитенте, его финансовом положении, параметры предстоящего выпуска, возможные риски и ограничения для инвесторов. В то же время наличие проспекта облигации имеет значительное преимущество. Оно выражается в том, что по закону при превышении объёма выпуска биржевых облигаций на сумму 1 млрд. руб. размер заявки на покупку таких облигаций инвестором может быть установлен по размеру минимального лота на сумму 1 тыс. рублей, а при отсутствии проспекта размер заявки должен быть не меньше 1.4 млн. руб. [2] [3].

Биржевые облигации в отличие от классических бондов, выпускаются по упрощенной процедуре. Как указывалось выше, регистрацию проводит Московская биржа в короткие сроки. Такие бумаги размещаются только среди широкого круга инвесторов, т. е. по открытой подписке, а минимальный объём выпуска по правилам биржи составляет 50 млн. руб. [4].

Коммерческие облигации, напротив, размещаются только по закрытой подписке — без залогового обеспечения, без проспекта эмиссии и с облегченным раскрытием информации. Биржевые торги по таким бумагам не проходят, а обращение на вторичном рынке ограничено адресными сделками. Коммерческие облигации часто используются начинающими эмитентами как способ протестировать рынок. Обычно выпуски коммерческих облигаций имеют объем до 300 млн. руб. и срок 1–2 года. Для компаний это относительно простой и, пожалуй, самый быстрый способ привлечь первичное финансирование: от начала подготовки выпуска и до получения денег от размещения проходит от 1.5 до 2.5 месяцев [6]. Объединим данные анализа разновидностей облигаций в таблице 1.

Таблица 1.

Виды облигаций и их параметры

Параметр

Классические облигации

Биржевые облигации

Коммерческие облигации

Регистрация

Банк России

Московская биржа

НРД

Обращение

Биржевое

Биржевое

Внебиржевое

Проспект эмиссии

Есть

Есть/нет

нет

Тип размещения

Открытое/закрытое

Открытое

Закрытое

Премаркетинг размещения

Допускается

Допускается

Не допускается

Раскрытие информации

Обязательное

Обязательное

Облегченное

Сроки обращения

От 1 года и без срока погашения

От 1 дня до 10 лет и более

Обычно 1–2 года

Объём выпуска

От 1 млрд. руб.

От 50 млн. руб.

Обычно от 30 млн. руб.

Исходя из проведенного сравнительного анализа наиболее предпочтительными как для компании, так и инвестора выглядят биржевые облигации, так как имеют более длительный срок обращения, открытую торговлю на биржевой площадке, обязательное раскрытие информации об эмитенте, а также низкий ценовой порог для входа. Помимо вышеперечисленного биржевые облигации обладают высоким уровнем надежности, так как биржа, где происходят торги, проводит оценку эмитента и заинтересована в том, чтобы фирма содержала все признаки надежности.

Одним из главных признаков надежности эмитента является уровень развития бизнеса, на момент размещения облигаций он должен быть действующим и устойчивым. Инвестиции от облигаций привлекаются в основном для развития уже существующей деятельности компании. Для компаний, которые только начинают свой путь, не доказавших свою платежеспособность, например, стартапы, такой инструмент для привлечения финансирования не подойдет. Например, компания по производству бетона желает увеличить свои объемы и модернизировать производство, для реализации этих планов потребуется дополнительный оборотный капитал. В таком случае инвесторам известно, какими средствами компания сможет осуществлять платежи по купонам и погасить облигации в конце срока их жизни.

Следующим фактором является прозрачность бизнеса. Для допуска компании на облигационный рынок и успешной реализации её предложения, она должна обладать четкой структурой управления, иметь подтвержденные успехи и перспективные направления развития. Инвестиционная привлекательность облигаций будет прямым отражением инвестиционной привлекательности предприятия. Чем надежнее и известнее фирма, тем легче получится привлечь инвесторов.

Одним из показателей повышения инвестиционной привлекательности фирмы путем выпуска облигации является преимущество в сравнении с банковским кредитом. При размещении облигации эмитент платит только процент по купону на весь срок выпуска, что дает возможность оборачивать в бизнесе весь объем капитала. Таким образом, в пересчете на банковский кредит, стоимость денег для эмитента является сопоставимой банковской кредитной ставке при том, что не требуется обеспечение денежных средств залогами. В таком случае уменьшается влияние процентной ставки от кредита на капитал компании, что улучшает показатели её долговой нагрузки. В этом контексте выпуск облигаций является хорошей альтернативой банковским кредитам.

Данный инструмент привлечения финансирования вызывает интерес, как среди инвесторов, так и среди потенциальных компаний-эмитентов. Первым он предлагает низкий порог входа и хорошие проценты с надежными условиями, вторым — возможность быстро получить финансирование без необходимости передавать во владение долю компании.

Помимо озвученных преимуществ облигации имеют и другие положительные моменты.

1. Собственные условия.

Компания, которая выпускает облигации, устанавливает наиболее выгодный срок их действия и процентные ставки исходя из своих перспектив развития, указанных в бизнес-плане. Безусловно, чем более привлекательные условия она сможет анонсировать, тем выше вероятность получения финансирования. Однако здесь, в противовес банковскому кредитованию, она может исходить из собственных возможностей, а не подчиняться условиям инвестора, таким как объем заимствования и срок кредита [1].

2. Спрос.

Облигации, размещаемые по выгодным условиям, пользуются большим спросом у инвесторов. Порог вхождения для них является минимальным, что значительно увеличивает количество потенциальных покупателей.

3. Процент заемных средств.

Облигации в большинстве ситуаций дают возможность компании привлекать заемные средства под процент ниже, чем при банковском кредитовании.

4. Доступность реализации.

Процесс выпуска облигаций довольно простой. Чтобы стать эмитентом, фирме достаточно иметь набор характеристик, отображающих стабильность бизнеса.

5. Отсутствие риска снижения привлекательности компании при повторном размещении облигаций.

При нехватке денежных средств компания может разместить новый выпуск облигации и привлечь дополнительное финансирование. Подобные действия при умеренном уровне долговой нагрузки не снижают уровень инвестиционной привлекательности фирмы в отличие от дополнительного размещения акций, где каждое дополнительное размещение воспринимается как размытие доли акционеров и ведет к снижению её стоимости и как результат понижению привлекательности.

Успешный опыт выпуска и реализации коммерческих или классических облигаций может стать для компаний отличным способом сформировать положительную кредитную историю и повысить свой имидж среди инвесторов. В будущем такой шаг способен привлечь более дешевые инвестиции, как среди частных кредиторов, так и среди банков, а возможно и крупных институциональных инвесторов. Публичное кредитование открывает много перспектив, если компания покажет себя перспективным и добропорядочным плательщиком, что в результате скажется на уровне инвестиционной привлекательности.

Литература:

  1. Фондовый рынок: Курс для начинающих / Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2011. — 278 с.
  2. Руководство для эмитента: как выйти на рынок публичного долга. — Текст: электронный // Московская биржа: [сайт]. — URL: https://bondguide.moex.com/pages/manual (дата обращения: 03.02.2022).
  3. Уилсон, Ричард С. Корпоративные облигации. Структура и анализ / Уилсон Ричард С.. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 354 c.
  4. Биржевые облигации. Общие сведения. — Текст: электронный // Московская биржа: [сайт]. — URL: https://www.moex.com/s1876 (дата обращения: 03.02.2022).
  5. Процесс подготовки эмиссии облигации. — Текст: электронный // Московская биржа: [сайт]. — URL: https://bondguide.moex.com/articles/bond-preparation-process/6 (дата обращения: 03.02.2022).
  6. Стандарты эмиссии — Положение Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».
Основные термины (генерируются автоматически): облигация, инвестор, компания, московская биржа, вид облигаций, инвестиционная привлекательность фирмы, эмитент, банковский кредит, банковское кредитование, долговая нагрузка.


Ключевые слова

инвестор, эмитент, облигация

Похожие статьи

Анализ рынка корпоративных облигационных заимствований...

Андреева А. К. Сравнение привлекательности корпоративных облигаций и банковских кредитов для заемщиков / А. К. Андреева

Интерес для розничного инвестора состоит в том, что данные облигации являются безопасным инвестиционным инструментом, по сравнению...

Проблемы и тенденции развития рынка облигаций в РФ

Андреева А. К. Сравнение привлекательности корпоративных облигаций и банковских

Облигация – это долговая эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая внесение

Виды облигаций, составляющих внутренний долг России, постоянно меняются и имеют разный...

Характеристика инвестиционных качеств ценных бумаг...

Облигация – это долговая эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая внесение инвестором определенных денежных средств и подтверждающая обязательство эмитента возместить инвестору стоимость этой ценной бумаги в определенное время - вернуть внесенные средства...

Инвестиционная привлекательность предприятия.

инвестиционная привлекательность, инвестиционная привлекательность предприятия, инвестор, предприятие, банковское кредитование, долговое финансирование, залоговое обеспечение, привлечение инвестиций...

Облигационные займы как источник финансирования...

Облигация — это ценная бумага, которая удостоверяет право ее держателя на получение от лица

- наличие возможности аккумулирования финансовых средств частных инвесторов

- в сравнении с оформлением кредита: облигационный займ имеет низкую стоимость, срок на...

Еврооблигации для розничного инвестора | Статья в журнале...

На Московской бирже «еврооблигация» определяется как облигация, которая преимущественно номинирована в иностранной валюте. То есть эмитенты выпускают облигации, чтобы профинансировать текущую деятельность и новые проекты компаний.

Особенности современного фондового рынка Российской...

Государственные облигации одни из наиболее инвестиционно привлекательных финансовых инструментов отечественного фондового рынка

– девальвация российского рубля из-за обвала на рынке нефти, что приводит к падению уровня инвестиционной привлекательности...

Инвестиционные характеристики акции и факторы, влияющие на...

Так как привлекательность инвестирования в акции компаний характеризуется возможностью получения прибыли в виде дивидендов, прироста курсовой стоимости, то анализ их инвестиционной привлекательности становится первоочередной задачей для инвестора [7].

Оценка эффективности инвестиционной политики ПАО...

Вид долговых ценных бумаг.

Инвестиционная привлекательность ценных бумаг оценивается по определенному набору критериальных показателей.

Оценка инвестиций в ценные бумаги на фондовом рынке. Облигация — ценная бумага с фиксированным доходом.

Похожие статьи

Анализ рынка корпоративных облигационных заимствований...

Андреева А. К. Сравнение привлекательности корпоративных облигаций и банковских кредитов для заемщиков / А. К. Андреева

Интерес для розничного инвестора состоит в том, что данные облигации являются безопасным инвестиционным инструментом, по сравнению...

Проблемы и тенденции развития рынка облигаций в РФ

Андреева А. К. Сравнение привлекательности корпоративных облигаций и банковских

Облигация – это долговая эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая внесение

Виды облигаций, составляющих внутренний долг России, постоянно меняются и имеют разный...

Характеристика инвестиционных качеств ценных бумаг...

Облигация – это долговая эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая внесение инвестором определенных денежных средств и подтверждающая обязательство эмитента возместить инвестору стоимость этой ценной бумаги в определенное время - вернуть внесенные средства...

Инвестиционная привлекательность предприятия.

инвестиционная привлекательность, инвестиционная привлекательность предприятия, инвестор, предприятие, банковское кредитование, долговое финансирование, залоговое обеспечение, привлечение инвестиций...

Облигационные займы как источник финансирования...

Облигация — это ценная бумага, которая удостоверяет право ее держателя на получение от лица

- наличие возможности аккумулирования финансовых средств частных инвесторов

- в сравнении с оформлением кредита: облигационный займ имеет низкую стоимость, срок на...

Еврооблигации для розничного инвестора | Статья в журнале...

На Московской бирже «еврооблигация» определяется как облигация, которая преимущественно номинирована в иностранной валюте. То есть эмитенты выпускают облигации, чтобы профинансировать текущую деятельность и новые проекты компаний.

Особенности современного фондового рынка Российской...

Государственные облигации одни из наиболее инвестиционно привлекательных финансовых инструментов отечественного фондового рынка

– девальвация российского рубля из-за обвала на рынке нефти, что приводит к падению уровня инвестиционной привлекательности...

Инвестиционные характеристики акции и факторы, влияющие на...

Так как привлекательность инвестирования в акции компаний характеризуется возможностью получения прибыли в виде дивидендов, прироста курсовой стоимости, то анализ их инвестиционной привлекательности становится первоочередной задачей для инвестора [7].

Оценка эффективности инвестиционной политики ПАО...

Вид долговых ценных бумаг.

Инвестиционная привлекательность ценных бумаг оценивается по определенному набору критериальных показателей.

Оценка инвестиций в ценные бумаги на фондовом рынке. Облигация — ценная бумага с фиксированным доходом.

Задать вопрос