Жорж Санд, известная французская писательница периода романтизма, которая вызвала в обществе скандал своим мужским нарядом и мужским псевдонимом. Санд встаёт на защиту женщин, осуждает брак и борется с предрассудками консервативного творчества.
Ключевые слова: романтизм, утопический социализм, феминизм, сентементальный роман, «нуарный» роман, мифологизм.
Аврора Дюпен — настоящее имя Жорж Санд, французской писательницы, оставившей яркий след во французской литературе XIX века. Аврора была воспитана своей бабушкой-аристократкой, сторонницей роялистов. Позже девочка была отправлена в католический женский монастырь. Именно в этот период своей жизни она обнаруживает интерес к сентиментализму. Выйдя неудачно замуж в 16 лет за барона Дюдевана, Аврора разводится с ним в 1831 году. В 1831 году Аврора переезжает в Париж, где сталкивается с материальными трудностями, живёт в мансарде, терпит лишения с единственной целью — стремлением попасть в литературные круги. Она знакомится с Оноре де Бальзаком и Жюлем Сандо. Сандо замечает в ней литературный талант и начинает сотрудничать с Авророй. Отныне она берёт псевдоним Санд по имени Жюля Сандо. С Сандо она создаёт роман «Роз и Бланш» (1831). Её второй роман «Индиана» (1832) принадлежит перу Жорж Санд. Он был принят читателями восторженно, отныне Санд была признана в качестве молодой писательницы, возглавляющей феминистское движение романтизма во Франции. В «Индиане» и в следующих своих произведениях («Валентина», «Лелия», «Жак», «Леоне Леони») Жорж Санд выступает с яростной критикой общества и церкви, обвиняя их в мещанстве. Выражая протест против положения женщины в семье, она защищает право женщины в выборе любимого, выступая в роли сторонницы страстных чувств, которые она ярко описывает в манере, свойственной приверженцам романтизма. В начале творческого пути протест Санд против социальных устоев ещё не обрёл чёткие контуры и самоутверждающую позицию: писательница находит самовыражение в лирическом романе, уходящем корнями к сентементальному роману Руссо писательниц конца XVII — начала XIX веков (Мадам де Шарьер, Мадам де Сталь и др.). Творчество Ж. Санд этого периода пронизано сентиментальной восторженностью, религиозным мистицизмом (надо признать, с антиклерикальным налётом), романтичным субъективизмом в описании героев, чётким котрастом между положительными и отрицательными персонажами. Для Санд тема эмансипации женщины является ведущей, и каждый раз она видит лишь один выход из сложившейся ситуации: женщина объявляет о своей независимости, погружаясь в пучину страстей. Подобное решение, по своей сути являетя ограниченным, ибо не касается интеллектуальных граней женщины и не позволяет женщине занять своё место в обществе.
В период с 1830 по 1840 годы в творчестве Санд происходит переломный момент. От индивидуализма в борьбе против семейного деспотизма, Ж. Санд переходит к настоящим социальным проблемам и к созданию так называемых нравоучительных романов. Эти перемены обусловлены политическими изменениями, которые происходят во Франции с 1830 года: распространение революционных республиканских и социалистических взглядов. Ж. Санд сближается с представителями утопического социализма, становится ярой республиканкой, помощницей Робеспьера, активной сотрудницей республиканской прессы. В 1848 году она редактирует Бюллетень Республики, пишет брошюры, сотрудничает с главами рабочего движения. В произведениях второго периода Ж. Санд общественные проблемы смешиваются с элементами газетного романа. В переходный период между вышеуказанными периодами творчества Санд создаёт романы «Мопра» (1837) и «Орас» (1841). Отныне для неё семейные проблемы не столь первостепенны. Так, в романе «Мопра» доминирует тема разрыва представителей высшего сословия со своим кругом и предвзятое отношение к простому народу. В «Орас» Санд сурово приговаривает романтического героя и раскрывает его абсолютную моральную несостоятельность. С 1840 по 1847 годы Санд создаёт такие произведения, как «Консуэло» (1843), современность находит своё отражение в «Странствующем подмастерье» (1841), «Мельник из Анжибо» (1845), «Грех господина Антуана» (1847). Героини романов Санд — дамы из высшего общества, которые связывают себя узами брака с простыми рабочими и сознательно вступают в трудовое сообщество. Богатство и роскошь объявлены злом, от которого сбегают героини Санд. Таким образом, писательница идеализирует пролетариев, покидающих город в пользу деревни, пропагандирует идеи утопического социализма. После июньских событий 1848 года, Санд уезжает из Парижа в свои владения. Так начинается третий период её творчества, обозначенный созданием целой серии «деревенских» романов: «Проклятое болото» (1846), «Чародейка» (1849), «Приёмыш» (1850), «Волынщики» (1853). Произведения, в которых автор идеализирует бедных крестьян и изобличает богачей. Данному периоду творчества Санд присущи описание деревенской природы, а также идиллическое изображение деревенских нравов и традиций. Совершенно очевидно, что Санд выступает против теории «искусство ради искусства» («l’art pour l’art»), ибо литературными критиками по праву была оценена попытка писательницы выразить значимость демократических идей и прогрессивные взгляды.
Возвращаясь ко второму периоду творчества Санд, следует отметить, что именно в это время Санд создаёт один из своих жизненных романов — «Консуэло» и «Графиня Рудольштадтская». Произведение привлекательно тем, что его можно охарактеризовать как «нуарный» роман (roman noir), исторический, любовный, мистический. Неоднозначная оценка произведения была дана и со стороны французской критики, так как роман вызвал большой общественный резонанс. Э. Фаге так писал о романе: «Консуэло — это хаос. Роман приключений, музыкальные теории, оккультные науки, религиозные бредни, колоссальная болтовня, — в общем, самый тягостный сон, какой только может быть». Таким образом, ключевыми темами романа являются: философия, религия и искусство. Общение Санд с Ф. Шопеном, Ф. Листом и П. Леру в 30–40-х годах XIX века открыло писательнице неизвестный ей мир славянской культуры, что расширило горизонты творчества Санд. Её осведомлённость в музыке вызывает неподдельное восхищение. С необычайной лёгкостью она переносит читателя из одной страны в другую: Венеция, Богемия, Чехия, Австрия, Пруссия.
Главная героиня — бедная, невзрачная девушка Консуэло, обладающая чудесным голосом, которая проживает в Венеции. Наставник Консуэло Никола Порпора, композитор и вокальный педагог, пророчит ей большое музыкальное будущее. Блестящая карьера певицы и несчастная любовь с Андзолето, другом детства. Девушка покидает Венецию, и «…менее чем через месяц, Консуэло была забыта, как луч света, внезапно вспыхнувший в летнем небе» («Enfin, avant qu’un mois se fût écoulé, Consuelo était oubliée, comme l’éclair qui traverse un ciel d’été») [1, с. 157]. Oтверженная Консуэло покидает Венецию и по совету наставника едет в замок Исполинов в качестве преподавателя музыки для юной баронессы Амели, невесты Альбера Рудольштадта. Очарованный талантом юной певицы, Альбер влюбляется в Консуэло («Albert, pliant les genoux et levant vers elle ses grands yeux noirs ruisselants de larmes, s’écria en espagnol: «O Consuelo, Consuelo! Te voilà enfin trouvée! [et il ajoute:] Je t’appelle consolation, parce qu’une consolation a été promise à ma vie désolée») [1, с. 243]. Девушка бежит из замка в Венецию, подавляя зарождающее чувство к графу. Граф серьёзно заболевает, по просьбе отца Консуэло возвращается к нему и незадолго до его смерти выходит за него замуж. Было бы удивительно, если бы Санд не обратилась к мифологическим сюжетам. Очень символично сравнение потерянного голоса Консуэло с нитью Ариадны, в поисках которой она терпит череду потерь, которые тянутся одна за другой. Консуэло теряет голос на приёме у императрицы Марии-Терезы.
Одаренная героиня стремится усовершенствовать и развить свой талант, она преданна искусству и требовательна к себе и ко всем, кто соприкасается с творчеством. Для самой Жорж Санд искусство — это не только средство эстетического наслаждения, в её понимании это та категория жизни, которая должна делать людей лучше и служить для будущего. Санд акцентирует внимание на драматичности мимолётного характера всего искусства, подчёркивая несовместимость роли общепризнанной певицы и жены. В итоге великая Порпорина уступает место матери семейства.
Таким образом, Санд подводит нас к двойственному концу, завершая сагу о несостоявшейся певице и её таинственных странствиях по Богемии. Но что станет с Консуэло и Альбертом на самом деле? «Это будет последнее слово для нас об Альберте и Консуэло; потому что впоследствии об их жизни и их смерти мы решительно ничего не знаем», — заявляет Санд. («Ce sera pour nous le dernier mot sur Albert et Consuelo; car ensuite, de leur vie et de leur mort nous ne savons absolument rien») [3, с. 531]. Миф о героях колеблется между Тесеем и Орфеем; один спасен нитью Ариадны, другой потерял Эвридику. Однако в «Письме Филона», приложении к роману, читатель узнаёт, что Консуэло сопровождает Альберта на дорогах Богемии...
Литература:
- G. Sand. Consuelo. L. Cellier et L. Guichard (éd.), Paris, Garnier, 1959, I.
- G. Sand. Consuelo. L. Cellier et L. Guichard (éd.), Paris, Garnier, 1959, II.
- Мокульский С. С., Помогаева А. Д. Littérature française. Textes choisis. Editions pédagogique. M., 1955.