О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 1405 раз

Библиографическое описание:

Зыбина, Н. Е. О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса / Н. Е. Зыбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 420-423. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4858/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена системе профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) с воспитанниками 1–5 курсов. Указаны три составляющие профориентационной работы и ее этапы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная ориентация, профессиональное информирование, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование, профессиональное самоопределение.

В современном российском обществе возрождается престиж военных профессий. Современная армия использует в военных целях новейшие достижения науки, новые образцы вооружений, инновационные технологии. Все это приводит к усложнению воинской деятельности, появлению новых профессий и специальностей. Обобщающее определение военного профессионализма представлено у О. Ю. Ефремова и П. А. Корчемного, который авторы характеризуют как «интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально важных качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры» [2].

Офицер прежде всего должен обладать высоким уровнем сознания, патриотизма, готовностью выполнить свой долг перед Родиной. Важнейшее значение имеют его высокие волевые качества и организаторские способности. Он должен уметь творчески мыслить, быстро оценивать обстановку, оперативно принимать наиболее правильные решения. Офицера должны отличать дисциплинированность и исполнительность. Его внутренняя собранность, готовность точно и своевременно выполнить приказ являются залогом успешного решения поставленных задач. Вместе с тем современная, часто меняющаяся, обстановка требует инициативы и самостоятельности.

В этих условиях повышается роль довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны, в том числе и Нахимовских училищ. В сфере профессиональной ориентации воспитанников они призваны решать следующие задачи:

– совершенствование организационно-методической базы профессионального ориентирования воспитанников Нахимовского ВМУ;

– развитие форм и методов профессионального ориентирования;

– формирование личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости и смысла, потребности в самовоспитании, волевой установке на служение Отечеству;

– формирование мотивации на выбор военной профессии в процессе ознакомления с современным состоянием Военно-Морского Флота, формирование представлений о высокой общественной значимости военно-профессиональной деятельности и исполнения долга по защите Отечества; обучение первичным воинским навыкам, возможность подготовить воспитанников физически и психологически к военной службе.

А также обучение в Нахимовском училище должно способствовать созданию для воспитанников максимальных возможностей для формирования и проявления своих склонностей и способностей с одной стороны, а с другой — возможность вовремя заметить, откорректировать, развить их в той сфере, которая соответствует избранной профессиональной деятельности [2].

В училище создана система профориентационной работы, которая включает в себя профессиональное информирование (сведения о различных военных профессиях, требованиях, предъявляемых к человеку при выборе этих профессий); профессиональное воспитание (возможность пробовать себя в различных видах деятельности, на практическом опыте узнать и определить свой потенциал) и профессиональное консультирование (изучение личности воспитанника, развитие и корректировка его склонностей и способностей).

Работа по профессиональной ориентации нахимовцев в Училище представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством задач в образовательном процессе по формированию потребности у выпускников Нахимовского военно-морского училища в дальнейшем образовании в военных вузах и службе в Вооруженных силах РФ и включает три этапа.

На начальном этапе (1–2 курс) происходит знакомство нахимовцев с существующими военными специальностями, видами, родами войск, формирование правильного представления о военной профессии и интереса к военным специальностям. По окончании этого этапа у нахимовцев должна быть сформирована мотивации к выбору военной профессии, актуализация деятельности.

На основном этапе (3–4-5 курсы) происходит завершение мотивационного периода формирования ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военно-профессиональной деятельности. Основными задачами на данном этапе является создание условий, позволяющих воспитанникам осуществить профессиональные пробы в военной профессии; оказывать психологическую и педагогическую поддержку, направленную на формирование готовности нести личностную ответственность за сделанный выбор; включение нахимовцев в практико-ориентированную деятельность, что позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности, организационно-деятельностные игры, военно-патриотические праздники; развитие личностных качеств воспитанников (настойчивости, целеустремленности, мобильности), самооценки и рефлексии своей собственной учебной деятельности и определение путей самосовершенствования с учетом возрастных особенностей воспитанников.

По окончании этого этапа (не позднее 9 класса) нахимовцы должны определиться с выбором военной профессии.

Третий этап (6–7 курс), завершающий, предполагает определение профиля военно-профессионального обучения, формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности, поступление в вуз.

Работа по профориентации начинается с момента поступления в НВМУ. Все кандидаты для зачисления в училище имели достаточно высокий уровень подготовки по школьным предметам и по физической культуре, в той или иной степени были мотивированы на учебу в НВМУ и дальнейшую военную службу.

Естественно, когда обучающиеся в полной мере осознают удаленность от родных, сталкиваются с необходимостью выполнять распорядок дня, круглосуточно находится в стенах училища, жить строго по Уставу, соблюдать дисциплину не только в обучающей деятельности, но и в повседневной, нахимовцы начинают сомневаться в правильности сделанного выбора.

В этот период очень важно помочь воспитанникам раскрыть свои склонности и способности, создать возможность пробовать себя в различных видах деятельности. Для этого в середине сентября в Училище проводится Ярмарка дополнительного образования училища — «Карусель», где каждых нахимовец может выбрать наиболее подходящее для него направление деятельности, самоопределиться. Это позволяет создавать ситуацию успеха, побуждает к действию и обусловливает субъективно-личностную заинтересованность в результате.

На формирование профессиональной ориентации воспитанников нацелены традиционные общеучилищные мероприятия (Торжественное посвящение в нахимовцы, подъем флага, торжественные построения, митинги, акции, посвященные памятным датам, славным страницам истории русской и российской армии). Большое воспитательное значение имеет взаимодействие с шефскими воинскими частями Северного Флота: экскурсии на боевые надводные и подводные корабли Северного Флота, посещение Музеев боевой славы военных гарнизонов («Военно-историческая реконструкция (п. Сафоново)», Военно-морской Музей Северного Флота, музей «Подводная лодка К-21», Музей авиации СФ), участие в патриотических Акциях памяти, участие в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, Уроки Мужества «Связь поколений» с участием командующего Северным Флотом, героев России. Такие мероприятия не только знакомят нахимовцев со спецификой профессии офицера, но и с особенностями службы в подразделениях различной направленности. Традиционно в училище проходят тематические дни «День военных профессий» и исторический практикум «Отечественное оружие».

Обучающиеся участвуют в профориентационных проектах образовательных организаций города, построенных на принципе «равный-равному», когда они рассказывают ученикам 4-х классов об училище, своей будущей профессии. Традиционные дни открытых дверей нахимовцы всегда проводят вместе с преподавателями, офицерами, показывая гостям возможности училища и знакомя их с укладом жизни воспитанников.

Военно-профессиональная ориентация — это систематическая и целенаправленная работа педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и педагогов-организаторов по оказанию помощи обучающимся в выборе военной специальности и подготовке к ее освоению. Профориентационная работа строится с учетом структурно-функциональной модели процесса профессиональной ориентации для образовательного учреждения [3] и опирается на следующие подходы:

– системный (позволяющий рассматривать профессиональную ориентацию как систему мер, способствующих формированию профессионального самоопределения воспитанников);

– деятельностный (способствующий формированию у нахимовцев активного отношения к приобретению теоретических знаний и практических умений);

– компетентностный (способствующий развитию ключевых образовательных компетенций);

– личностно-ориентированный (согласно которому приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее отношению к миру, деятельности).

Литература:

  1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2012 г. N 1199 г. Москва «Об утверждении Типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».
  2. Военная педагогика / под общ. ред. О. Ю. Ефремова. СПб., 2008. 437 c.
  3. Пряжников Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, область туризма, профессиональная деятельность, профессионально-ориентированный подход, процесс обучения, ситуация, будущая профессиональная деятельность, задание, обучение, проблема, проектная технология, профессионально-ориентированное общение, профессиональное общение, содержание текста, сфера сервиса.


Похожие статьи

Разработка эффективных принципов по формированию профессиональной культуры менеджеров туристических агентств

Процесс формирования профессионально-значимых качеств студентов туристского ВУЗа

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза

К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования (на примере ТПУ)

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Основы разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области

Педагогические условия формирования проектных умений в учреждения среднего профессионального образования

Формирование социокультурной компетенции на уроках русского языка как иностранного (сфера делового общения)

Похожие статьи

Разработка эффективных принципов по формированию профессиональной культуры менеджеров туристических агентств

Процесс формирования профессионально-значимых качеств студентов туристского ВУЗа

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза

К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования (на примере ТПУ)

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Основы разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области

Педагогические условия формирования проектных умений в учреждения среднего профессионального образования

Формирование социокультурной компетенции на уроках русского языка как иностранного (сфера делового общения)

Задать вопрос