Современная проблема миграции возникла в России в начале 1990-х годов, когда в связи с распадом СССР появились новые возможности перемещения на новом постсоветском пространстве. Были открыты внешние границы, и исчезла система распределения специалистов. Миграционное движение начало развиваться во всех направлениях, как во внутреннем, так и во внешнем пространстве страны. При этом миграция привела к новой проблеме, дестабилизации сложившейся во времена СССР структуры распределения граждан. Началось движение населения из менее благоприятных районов в более благоприятные. Причем происходит не только трудовая миграция, но и миграции населения нетрудоспособных возрастов по причинам необходимости получения образования и обеспечения лучших условий жизни.
Целью данной работы является выявление основных направлений и характеристик миграционного движения Ульяновской области, включая пропорции притока и оттока, половозрастной состав миграционных потоков, национальные и географические характеристики, временные характеристики и, конечно же, причины побуждающие население к миграции. То есть необходимо рассмотреть как внутрирегиональную миграцию, включающую в себя межрайонную, так и межрегиональную, общероссийскую по отношению к конкретному региону, а также международную миграцию в пределах данного региона. И на основе этих данных необходимо представить программу разрешения демографических проблем и вытекающих из них экономических проблем, таких как утрата ценных кадров, недостаток нужных специалистов, впоследствии закрытие предприятий. Программу, которая бы могла эффективно использоваться в рамках нашей страны. При этом необходимо изучить опыт зарубежных стран по разрешению данного вопроса.
Миграция – одна из основных проблем демографии. Это сложный общественный процесс, затрагивающий многие социально-экономические аспекты жизни населения. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. С миграцией населения связаны многие процессы в жизни человека: расселение, освоение новых земель, перераспределение трудовых ресурсов между городами, регионами, странами.
Нельзя с точностью утверждать, что миграция – позитивный процесс. Все зависит от потребностей страны, характера миграции. Например, приток населения, казалось бы, не может быть негативным аспектом. Для некоторых стран так и есть, так как им требуется рабочая сила, у них ухудшилась демографическая ситуация, но для других стран, приток иностранных граждан может вызвать утрату национальной целостности населения, межнациональные конфликты, и самое главное, вновь прибывшие могут занять рабочие места, на которые претендовали коренные жители, что, конечно же, приведет к недовольству населения.
Модель миграционного движения на уровне государства, схожа с моделью отдельно взятого региона. Также люди переезжают из одного региона в другой, при этом какие-то регионы страдают от недостатка рабочих кадров, в других же происходит большой приток населения за счет миграции, что также может привести к негативным последствиям прибытия, которые были перечислены ранее. Поэтому, возможно, та система распределения кадров и отсутствие возможности свободной миграции внутри страны, существовавшая в Советском Союзе, позволяла сохранить общегосударственную стабильность и избежать появления депрессивных регионов, с высоким уровнем безработицы, хоть это и противоречило демократическим нормам.
Все эти процессы относятся к конкретному региону – Ульяновской области. Данный регион входит в состав Приволжского федерального округа, имеет достаточно высокую численность населения, что характерно для регионов Поволжья. Регионы данного округа достаточно тесно связаны и близко расположены, что и способствует расширению возможностей миграции.
И именно здесь и проявляются негативные последствия миграции. Так как происходит достаточно масштабный отток населения. Это демонстрирует таблица миграции Ульяновской области за период 1998 – 2010 гг. [1]. Из этого можно сделать вывод о низкой привлекательности Ульяновской области для мигрантов, что может быть связано с низкими зарплатами, уровнем жизни или с высоким уровнем безработицы. Большой миграционный прирост населения, наблюдавшийся во всех регионах Поволжья в годы экономического кризиса (1992 – 1998 гг.), в Ульяновской области заметно сократился уже к 1996 году: коэффициент миграционного прироста снизился до 13 на 10000 населения [2]. В первой половине 2000-х гг. миграционная ситуация в области также была одной из самых неблагоприятных среди регионов Приволжского ФО. Главная причина – затянувшийся спад в экономике: машиностроительные предприятия, концентрирующие большую часть занятых, очень медленно восстанавливали производство, низкий уровень доходов вынуждал население уезжать на заработки. Широкий масштаб получили в 1990-х и первой половине 2000-х гг. трудовые миграции населения области в другие регионы. Квалифицированные рабочие уезжали на заработки в Тольятти, сильным “магнитом” для трудовых и постоянных мигрантов был и остается Московский регион. В 2007 – 2008 гг. ситуация изменилась к лучшему, миграционный отток сократился до -5%, однако в ближайшее время он вряд ли сменится притоком, так как Ульяновская область пока не может предложить тех преимуществ, которые могли бы привлечь население: высокий уровень оплаты труда, развитая сфера услуг, доступное жилье. Поэтому регион проигрывает в конкурентной борьбе за человеческие ресурсы более развитым регионам.
Также можно заметить, что наибольшая активность мигрантов замечена осенью, летом же активность меньше.
Характеризуя особенности миграции двух крупнейших городов Ульяновской области Ульяновска и Димитровграда необходимо отметить, что за счет притока мигрантов население последнего сокращается медленнее, чем население региональной столицы. Однако естественная убыль в Ульяновске меньше, чем в Димитровграде [2, с. 2].
Таблица 1
Миграция населения Ульяновской области за 1998-2010 гг.
|
Ульяновская область |
||||||||||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
январь |
228 |
-12 |
-24 |
-25 |
-165 |
-315 |
-290 |
-274 |
-192 |
-168 |
-81 |
-22 |
-45 |
февраль |
106 |
-302 |
226 |
-415 |
-280 |
-187 |
-261 |
-220 |
-207 |
-118 |
-51 |
11 |
-164 |
март |
193 |
55 |
-17 |
-88 |
-83 |
-174 |
-229 |
-171 |
-338 |
26 |
66 |
97 |
-214 |
апрель |
31 |
29 |
133 |
-27 |
-117 |
-91 |
-236 |
-233 |
-203 |
84 |
-8 |
14 |
-133 |
май |
88 |
8 |
-13 |
-163 |
-154 |
-206 |
-278 |
-158 |
-201 |
183 |
202 |
85 |
-202 |
июнь |
247 |
51 |
90 |
-203 |
-179 |
-167 |
-108 |
-150 |
-292 |
73 |
-20 |
137 |
-63 |
июль |
134 |
220 |
192 |
-288 |
-279 |
-201 |
-259 |
-174 |
-263 |
62 |
269 |
118 |
-127 |
август |
-33 |
140 |
279 |
-295 |
-318 |
-286 |
-161 |
-385 |
-365 |
-103 |
-155 |
18 |
-304 |
сентябрь |
18 |
92 |
70 |
-333 |
-498 |
-470 |
-458 |
-567 |
-481 |
-153 |
-225 |
-303 |
-509 |
октябрь |
-29 |
37 |
-62 |
-444 |
-564 |
-391 |
-502 |
-566 |
-590 |
-401 |
-277 |
-269 |
-451 |
ноябрь |
-105 |
90 |
-66 |
-332 |
-391 |
-430 |
-346 |
-347 |
-433 |
-219 |
-361 |
-298 |
-521 |
декабрь |
-143 |
81 |
-183 |
-282 |
-253 |
-415 |
-275 |
-383 |
-481 |
-254 |
-42 |
-190 |
-345 |
Итого за год |
735 |
489 |
625 |
-2895 |
-3281 |
-3333 |
-3403 |
-3628 |
-4046 |
-988 |
-683 |
-602 |
-2557 |
Также следует обратить внимание на такую характеристику миграции, как соотношение объемов миграции сельского и городского населения. В условиях современного российского общества обострилась и протекает в ускоренном темпе тенденция к росту численности городского населения страны. Одновременно с этим отмечается резкое старение и снижение численности сельского населения. Данная тенденция не обошла стороной и Ульяновскую область. В составе сельского населения очень быстро растет процентное соотношение людей пожилого возраста, снижается доля работоспособного населения и доля детей во всем населении сельских районов.
Одной из главных причин этого процесса является рост миграционного оттока сельской молодежи в город. Основной отток из села идет за счет молодежи в возрасте от 18 до 35 лет, удельный вес которой в сельском населении сокращается. Данные явления нельзя недооценивать, так как именно эта часть населения является наиболее трудоспособной и грамотной, строит семью, на нее приходится три четверти рождающихся детей.
Это свидетельствуют не только о достаточно высоком уровне потенциальной мобильности молодежного трудового ресурса, но и о трудностях развития сельского рынка труда и, особенно, в воспроизводстве кадров на селе. Кроме того, прослеживается такая зависимость: чем ниже планируемый профессиональный образовательный статус, тем больше желание остаться жить в городе.
Из таблицы 2 [1], [3] видно, что к 2007 г. миграционный отток населения из сельской местности практически сравнялся с уровнем миграционного оттока городского населения, а в 2009-2010 гг. значительно превысил его.
Таблица 2
Соотношение объемов миграции городского и сельского населения Ульяновской области за 2003-2010 гг.
|
Человек |
На 1000 населения |
||||
Все население |
в том числе |
все население |
в том числе |
|||
городское |
сельское |
городское |
сельское |
|||
2003 |
-3332 |
-3202 |
-130 |
-2,4 |
-3,2 |
-0,4 |
2004 |
-3403 |
-3375 |
-28 |
-2,5 |
-3,4 |
-0,1 |
2005 |
-3628 |
-3566 |
-62 |
-2,7 |
-3,6 |
-0,9 |
2006 |
-4046 |
-3075 |
-971 |
-3,0 |
-3,2 |
-2,7 |
2007 |
-988 |
-773 |
-215 |
-0,8 |
-0,8 |
-0,6 |
2008 |
-684 |
-77 |
-607 |
-0,5 |
-0,1 |
-1,7 |
2009 |
-602 |
112 |
-714 |
-0,5 |
0,1 |
-2,0 |
2010 |
-3078 |
-1233 |
-1845 |
-2,4 |
-1,9 |
-3,0 |
Если говорить о возрастных характеристиках миграции, то больший миграционный отток составляют люди именно трудоспособного возраста. Отток лиц моложе трудоспособного возраста не настолько велик, но все же существенен. В противовес этому происходит прирост лиц старше трудоспособного возраста. Соответственно опять же происходит процесс старение населения, ухудшается демографическая ситуация.
Если говорить об убыли людей трудоспособного возраста, то наиболее вероятной причиной этого является именно низкий уровень жизни в регионе, низкая зарплата и маленькие возможности.
Таблица 3
Распределение миграции населения Ульяновской области по возрастному признаку за 2000-2010 гг. [1]
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
825 |
-3005 |
3278 |
-3332 |
-3403 |
-3628 |
-4046 |
-988 |
-684 |
-602 |
-3078 |
лица старше трудоспособного возраста |
740 |
201 |
-25 |
-72 |
-38 |
-54 |
-64 |
315 |
334 |
243 |
-10 |
лица моложе трудоспособного возраста |
107 |
-474 |
-488 |
-618 |
-569 |
-407 |
-442 |
-230 |
-131 |
-151 |
-188 |
Лица трудоспособного возраста |
-22 |
-2732 |
-2765 |
-2642 |
-2796 |
-3167 |
-3540 |
-1073 |
-887 |
-694 |
-2880 |
Особенностью миграционного движения населения Ульяновской области с 2003 по 2009 год является увеличение числа прибывших иностранных граждан, которое в 2008 году достигло максимума – 29568 человек. Однако это не способствует росту качества трудовых ресурсов Ульяновской области по причине отсутствия или низкой профессиональной квалификации иммигрантов.
Очевидно, что приток идет из иностранных государств постсоветского пространства. Причем не из Европы, а преимущественно из Средней Азии. Данные государства не являются развитыми. Соответственно уровень образования и профессиональной подготовки у прибывших мигрантов очень низок, и эти люди могут работать только на низкотехнологичных производствах. Преимуществом для экономики области и ее предпринимателей является только то, что эти рабочие не требуют много денег за свой труд. Хотя качество работы зачастую не является допустимым.
По приведенной ниже таблице можно заметить, что наибольший приток мигрантов в Ульяновскую область идет именно из стран средней Азии: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Азербайджан. Напротив, отток идет в сторону Балтики, Восточной Европы, то есть в более развитые страны.
Таблица 4.
Объемы международной миграции Ульяновской области за 2003-2010 гг. [4]
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Прирост всего, в том числе: |
99 |
69 |
455 |
419 |
3850 |
3496 |
2664 |
1210 |
Из стран СНГ, Балтии и Грузии |
61 |
295 |
612 |
406 |
3670 |
3425 |
2558 |
1103 |
Азербайджана |
-3 |
-9 |
-1 |
5 |
481 |
513 |
291 |
143 |
Армении |
13 |
0 |
7 |
7 |
295 |
327 |
267 |
80 |
Беларуси |
-48 |
-10 |
-32 |
-18 |
-17 |
-28 |
-2 |
12 |
Грузии |
11 |
17 |
11 |
8 |
38 |
52 |
63 |
53 |
Казахстана |
79 |
82 |
141 |
72 |
389 |
320 |
259 |
105 |
Киргизии |
29 |
47 |
89 |
61 |
300 |
230 |
192 |
119 |
Латвии |
0 |
2 |
-1 |
3 |
11 |
7 |
5 |
4 |
Литвы |
-2 |
0 |
1 |
-1 |
10 |
4 |
7 |
3 |
Республики Молдова |
12 |
4 |
8 |
16 |
40 |
48 |
64 |
38 |
Таджикистана |
60 |
24 |
10 |
24 |
436 |
536 |
382 |
141 |
Туркмении |
63 |
48 |
34 |
53 |
101 |
102 |
66 |
13 |
Узбекистана |
223 |
133 |
350 |
352 |
1342 |
1065 |
740 |
294 |
Украины |
-43 |
-4 |
-6 |
-2 |
234 |
224 |
221 |
95 |
Эстонии |
-3 |
2 |
-1 |
-2 |
7 |
4 |
1 |
3 |
Из других зарубежных стран |
292 |
-226 |
-157 |
-164 |
135 |
71 |
106 |
107 |
Германии |
-275 |
-209 |
-205 |
-92 |
-3 |
18 |
-23 |
-3 |
Израиля |
-3 |
-1 |
-8 |
-11 |
-12 |
-2 |
-1 |
8 |
США |
-7 |
-5 |
-11 |
-21 |
-8 |
-9 |
0 |
-2 |
Для решения проблемы миграции, а именно проблемы нелегальной миграции, и нарушения законов со стороны мигрантов необходимы серьезные меры. Необходимо введение ввести многоуровневой системы контроля над мигрантами, которая бы отсеивала мигрантов и оценивала по уровню качества трудовой квалификации. При этом каждый мигрант должен оцениваться по ряду важных параметров: отношения с законом, этническая принадлежность, знание русского языка, знание русской культуры, уровень образования, уровень трудового стажа, психологическая оценка, опыт проживания в крупных городах. В зависимости от оценки качества мигранта ему может выдаваться соответствующая миграционная карта, которая закрепляет ряд прав и обязанностей приезжего. На каждой карте указываются данные о мигранте (паспорт, гражданство, ФИО, место рождения, уровень образования, трудовой стаж, психологическая картина и пр.).
Наиболее остро в нашем регионе, как и во всех других, стоит проблема убыли сельского населения, в первую очередь в связи с миграционным оттоком молодежи из сел. Основными способом решения данной проблемы, конечно же, является увеличение зарплат в сельской местности, развитие инфраструктуры села, поддержка правительством сельскохозяйственных производителей. Лучшим вариантом было бы создание таких условий в селе, чтобы люди уехавшие из села, получившие образование в городе, возвращались обратно в село.
Также привлечь новых людей в регион можно с помощью создания в данном регионе уникальных предприятий, аналогов которым нет в других регионах. Так создание в городе Димитровграде ядерного кластера приведет к появлению большого числа новых рабочих мест. Это будет способствовать разрешению проблемы безработицы в регионе. Но так как в Ульяновской области нет такого количества специалистов, будет привлечено множество людей и из других субъектов Российской Федерации. Будет происходить приток именно высококвалифицированных специалистов. Это приведет к повышению общего уровня оплаты труда, формированию среднего класса со всеми благоприятными последствиями. Тем более в состав ядерного кластера будет входить Центр медицинской радиологии, уникальный, практически не имеющий аналогов во всем мире, что привлечет и зарубежных специалистов.
Литература:
Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс]: база данных. – Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru/
Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов / Ульяновская область – Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/portraits/ul.shtml
Демографический ежегодник России: Стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики – Госкомстат России. – Москва. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: база данных. Демография. Миграция – Режим доступа: http://www.gks.ru/