Образование в г. Казань как фактор развития конкурентоспособности личности в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Зуфаров, А. Д. Образование в г. Казань как фактор развития конкурентоспособности личности в современных условиях / А. Д. Зуфаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 4 (4). — С. 249-250. — URL: https://moluch.ru/archive/4/271/ (дата обращения: 19.11.2024).

В современных условиях решающим фактором конкурентоспособности сообщества любого уровня как государственного, так и локально-территориального (городского) является качество человеческого капитала [1,с.98]. Уровень образования, профессиональной подготовки и квалификации населения создают основу для успешного развития территории. Технические и технологические вызовы ХХI века требуют особого внимания к сфере образования.

Сегодня Казань может быть признана конкурентоспособной по показателю общей образованности населения, но в перспективе, когда основную роль в экономике станут играть представители поколений, получившие образование в 90-х, начале 2000-х годах, городу может угрожать потеря этой конкурентоспособности [6]. Качество человеческого капитала может стать одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане.

В этой связи для города Казани могут сыграть особую роль лицеи, основанные на татаро-турецких лицеях. Сегодня в Казани действуют 4 таких лицея.

Лицей - это профильное интегративное образовательное учреждение, обладающее полифункциональной системой, которая отличается высоким образовательным потенциалом, направленным на развитие всех учащихся, желающих повысить свой интеллектуальный уровень, благодаря наличию образовательно-адаптивных структур, осуществляющих психолого-дидактическую адаптацию [2,с.20].

Современному лицейскому образованию свойственна тенденция профилизации обучения. Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с вузами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности [3,с.74].

Изучение опыта организации лицейского образования в Казани (на примере лицеев основанных  ранее как татаро-турецкие) показало, что ему присуща определенная специфика, связанная с тенденцией усиления взаимодействия со сферой общего среднего и высшего профессионального образования. Это важное условие реализации права на непрерывное образование для ученика.

Специфика лицейских учебных программ состоит в том, что глубина обучения достигается не количеством фактов (объемом состава содержания), а ориентацией на овладение методами научного познания, характерными для той или иной области предметного знания [4,с.59]. Сочетание умственных и физических нагрузок в лицеях обеспечивается интеграцией трех составляющих - интеллектуального, физического и эстетического развития, а также высокой степенью информатизации и технологизации обучения за счет применения специальных образовательных технологий личностно ориентированного обучения, разноуровневой дифференциации и др.

Лицей -  это вид общеобразовательного учреждения, которое призвано решать такие уникальные задачи: формировать социокультурное пространство для решения средствами образования приоритетных проблем общественно-экономической жизни города, региона и всей страны.

Преподаватели лицеев, в большинстве своем ученые-исследователи, являются носителями различных культур, среди них есть выпускники лицея, которые, став учеными, ведут преподавательскую деятельность.

Многие преподаватели лицеев стали отличниками образования и Заслуженными учителями.

Лицеи уделяют особое внимание формированию образовательных традиций, достижению преемственности педагогических идей прошлого с современным образованием. Многие выпускники уже стали авторитетными учеными, крупными общественными деятелями, дипломатами. Некоторые из них представляют российскую науку за рубежом и стараются не терять связь с Alma Mater.

Миссия лицеев заключается в обеспечение полноценного развития индивидуальных способностей каждого ребенка, свободы, раскрепощенности, продуктивного общения и взаимодействия всех участников образовательного процесса, обеспечения психологического комфорта, высокого творческого настроя, мотивации учения и других видов деятельности [5,с.144-148].

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития лицеев, являются:

1.Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий)

2. Идея построения лицеев как открытого информационного пространства.

3. Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

4. Идея построения здоровьесберегающей среды в лицеях [7].

Предполагаемый образ выпускников лицеев представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняется новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог развития личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должны максимально способствовать лицеи. Это позволяет определить образ выпускника как компетентной социально-интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Таким образом, традиции, заложенные татаро-турецкими лицеями продолжаются.

Татарско-турецкие лицеи – стали своеобразным образовательным мостом между Республикой Татарстан и Турецкой Республикой. Главным достижением лицеев явился высокий уровень образования наряду с  воспитанием толерантности у детей. Таким образом, лицеи, построенные на основе татаро-турецких лицеев, могут стать одним из факторов формирующим конкурентоспособность г. Казани в образовательном пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.                  Акулова О. В. Акулова, Писарева С.А, Пискунова Е.В. , Тряпицына А.П., Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. –С.98

2.                  Карпов А. О. Научное образование в контексте новой педагогической парадигмы // Педагогика. 2004. N 2. С. 20 – 28

3.                  Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. –  С.74    

4.                  Развитие отечественного образования / Полемические размышления. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. –  С. 59

5.                  Тотфалушина Л. А. Некоторые аспекты организации воспитательного процесса в лицеях // Педагогика: Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 3. Саратов: Изд-во «Стило», 2002. С. 144-148.

6.                  Вдохновленные классикой   http://www.elitat.ru/index

7.                  Гайфуллин В.Г. Национальное образование в Республике Татарстан // Ученые записки, Казань, Изд-во ТГГИ, 1997. http://edu.ksu.ru/russian/note/

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Казань, лицей, образовательный процесс, образ выпускника, особое внимание, Татарстан, человеческий капитал.


Похожие статьи

Задать вопрос