Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 01.02.2022

Статья просмотрена: 1515 раз

Библиографическое описание:

Корнеева, Е. Н. Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Корнеева, Н. К. Мокеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88388/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выступили личностно-развивающий потенциал семьи, особенности отношения родителей к ребенку с нарушениями в развитии и к родительству в целом.

Ключевые слова: семья, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимоотношение в семье, сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество детей с нарушениями в развитии значительно растет. Это объясняется рядом факторов: гуманность общества и современные медицинские технологии положительно влияют на сохранение жизни таких детей, у которых раньше шанс выжить был очень низок. Влияние на рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) оказывают и низкий социально-экономический уровень жизни некоторых семей, и неблагоприятная экологическая ситуация в современном мире.

Основную роль в воспитании и успешной социализации ребенка с нарушением в психологическом или физическом развитии играют родители и вся семья, в которой ребенок проводит свое основное время. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это семья с особым психологическим статусом, испытывающая многочисленные повседневные заботы и трудности, редко встречающиеся в жизни других семей [4; 5].

Родители, воспитывающие ребенка с особыми образовательными потребностями, имеют целый ряд психологических проблем, для преодоления которых им необходима помощь специалиста. Тем самым перед нами возникает проблема сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Причиной этому стала неготовность членов семьи адекватно принять случившуюся ситуацию.

Работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, является одной из сложных проблем современной психологии, т. к. в образовательных учреждениях большее внимание уделяется именно психолого-педагогическому сопровождению детей с различными нарушениями в развития и особыми образовательными потребностями. В то время как психологическое сопровождение родителей и других членов семьи «особенного» ребенка уходит на второй план [5]. Следует учесть, что физиологические и психологические нарушения такого ребенка мешают его нормальной социализации, что является проблемой для него самого и его семьи.

При воспитании ребенка с ОВЗ могут возникнуть трудности, приводящие к качественным изменениям жизни семьи. У родителей особенного ребенка повышается риск возникновения соматических и психологических расстройств на фоне переживаемого стресса. Нарушения в развитии ребенка могут повлиять на жизнь семьи в разной степени: в одном случае подобные трудности сплачивают членов семьи и являются предпосылкой к формированию новых жизненных ценностей, в другом случае может произойти распад семьи [4]. Рассматривая причины второго исхода жизни семьи, можно выделить следующие факторы: родители испытывают чувство вины, гнева и безысходности, изменяется привычный уклад семейной жизни. Также у семьи могут возникнуть сложности и проблемы в налаживании отношений ребенка со сверстниками, братьями и сестрами, если ребенок с ОВЗ не является единственным в семье.

В нашем исследовании, направленном на изучение личностно-развивающего потенциала семьи, воспитывающей ребенка о ОВЗ, были использованы следующие диагностические методики:

– Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Шефер Е. С. и Белл Р. К., адаптированный Нещерет Т. В. «Семейная жизнь глазами матери», направленный на оценку представлений матери о своем ребенке, его особенностях, возможностях, ограничениях и рисках деструктивного развития.

– Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), направленный на изучение особенности родительского отношения к ребенку с нарушениями в развитии.

– Опросник «Сознательное родительство», (М. С. Ермихиной), направленный на оценку себя как родителя, своих родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и представлений о родительстве.

В исследовании приняли участие 16 семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии в возрасте от 3 до 7 лет; всего 28 респондентов, из них — 15 матерей и 13 отцов.

Из 16 семей шесть (37 %) имеют статус неполной семьи либо родители ребенка находятся в разводе. В 5 семьях помимо ребенка с нарушениями в развитии есть еще дети, одна семья имеет статус многодетной. Сами дети с ОВЗ имеют официальный диагноз: шестеро — ЗПР (задержка психического развития), и восемь — ТНР (тяжелые нарушения речи).

Основные результаты исследования. Первоначально изучались представления родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, относительно разных сторон семейной жизни с помощью методики PARI. Полученные результаты оказались очень неоднородны. Для большинства матерей детей с ОВЗ характерен высокий уровень вербализации проблемы, чрезмерное вмешательство в жизнь ребенка. Матери проявляют чрезмерную заботу в воспитании, тем самым негативно влияя на самостоятельность и активность ребенка. Небольшая часть матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, напротив, показала очень низкий балл по показателям гиперопеки.

Далее для исследования родительского отношения к ребенку с нарушением развития членам семьи был предложен тест-опросник (А. Я. Варга, В. В. Столин), включающий в себя пять шкал: принятие-отвержение; кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; отношение к неудачам ребенка. Результаты опросника показали, что уровень показателя принятия ребенка выше у матерей (21–23,5 б.), чем у отцов (18–20,6 б.). Можно отметить, что не все отцы готовы принять ребенка с особенностями в развитии здоровья и личности в целом, а, значит, принимая ответственность на себя, будут испытывать чувство вины, в случае же отрицания этой ответственности, будут склонны дистанцироваться от своего ребенка, стремиться игнорировать его проблемы. Полученный показатель по шкале кооперации говорит о том, что родители не готовы сотрудничать с ребенком ОВЗ, при этом видят его несамостоятельным и зависимым от взрослых. Так же нами получены низкие баллы по шкале «симбиоз». Это означает, что родители, особенно отцы, устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком. Следует отметить стремление матерей устанавливать излишний контроль над ребенком с ОВЗ и его действиями. Отцы же, напротив, готовы переложить все заботы по воспитанию особенного ребенка на плечи матерей. По шкале «отношение к неудачам ребенка» результаты находятся в пределах нормы. Члены семьи адекватно относятся к неудачам особого ребенка, не возлагая на него больших надежд и не предъявляя завышенных требований.

Анализ результатов по опроснику «Осознанное родительство» (М. С. Ермихиной, Р. В. Овчаровой) позволил констатировать нам высокий уровень осознанности по шкалам «чувства», «отношения», «ответственность», в целом результаты по шкале «степень осознанности родительства» относятся к достаточно высоким показателям (от 18,5 до 22,2 баллов). Это означает, что в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, члены семей сосредоточены на собственных переживаниях и отношениях, а также отношениях ребенка с ОВЗ с другими детьми, включая братьев и сестер. Они склонны принимать на себя повышенную ответственность за урегулирование вопросов социализации, и поддержания здоровья своего ребенка. Более низкий уровень осознанности выявлен по шкалам «семейные ценности», «родительские позиции», «установки и ожидания» (от 6,25 до 14,2 баллов). То есть респонденты мало задумываются о том, что является значимо ценным для их семьи и ее членов, чего они ждут от своего ребенка в будущем, какую позицию занимают по отношению к нему.

Проведенное исследование позволило выявить риски и психологические истоки проблем, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. К числу рисков можно отнести риск снижения темпа психического развития ребенка с ОВЗ, связанного с пониженными требованиями к нему и негативными социальными ожиданиями со стороны членов семей. Следующий риск обусловлен рассогласованностью воспитательных позиций родителей в таких семьях, это может привести к дальнейшему росту напряженности в отношениях взрослых членов семьи, риску распада семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Факт неготовности принять своего ребенка таким как он есть сопряжен не только с проблемами в выстраивании и поддержании отношений с ним, но и с риском нарушения психологического благополучия и психического здоровья родителей, особенно матерей. Полученные результаты позволяют наметить направления в которых должна вестись особенно интенсивная работа по психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ. К их числу следует отнести: информирование и обучение родителей; консультирование; индивидуальная работа с семьей и ребенком; работа над внутрисемейными отношениями; активизация личностно-развивающих особенностей семей для создания благоприятных условий жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Галасюк И. Н. Проблемное поле семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями: анализ зарубеж. исслед. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2015. — № 2. — С. 224–227.
  2. Корнеева Е. Н. Координация социальных ожиданий и представлений участников образовательного взаимодействия // Материалы международной научно — практической конференции «Наука и образование в современном мире». — Караганды: РИО «Болашак-Баспа» 2018. — 338 с. — 4 том. С. 89–91.
  3. Сереней В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Интерактивная наука. — 2019. — № 8 (42). — С. 14–16.
  4. Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 346–349.
  5. Хазова С. А., Ряжева М. В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 3. — С. 203–209.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, PARI, член семьи, нарушение, родительское отношение, семейная жизнь, особенный ребенок, Столин.


Ключевые слова

семья, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимоотношение в семье, сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Особенности детско-родительских отношений в семьях...

Сравниваются особенности детско-родительских отношений в семьях, где есть ребенок с ОВЗ и в семьях, имеющих здоровых детей.

 В данной работе рассматриваются особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными...

Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

В семьях воспитывающих детей, с особыми возможностями здоровья, родители могут

Для того, чтобы выявить особенности взаимоотношений в семьях с особым ребенком было

В семье с появлением особого ребенка привычный уклад жизни перестраивается кардинально...

Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ

Такое событие, как появление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья становится переворотом в жизни родителей.

Нарушения в развитии — это проблема всей семьи, даже если родители справились с кризисной ситуацией и направили свою деятельность...

Особенности воспитания ребенка с ограниченными...

Поэтому правильное адекватное отношение семьи к болезням ребенка, к его проблеме и

Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней

Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется.

Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ

 В статье рассматриваются основные стили семейного воспитания в семьях, где родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, основные причины формирования семейных отношений, анализируются основные ошибки в семейном воспитании детей с ОВЗ...

К проблеме изучения психологических особенностей отцов...

Ключевые слова: родители детей с нарушением слуха, родительское отношение, дети с ОВЗ, дети с нарушением слуха, стадии динамики чувств, родительские установки, адекватные и неадекватные реакции. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями...

Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих...

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями — это семья с особым статусом, особенности и проблемы, которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с

Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Системная работа с семьей особого ребенка: актуальность...

При анализе детско-родительских отношений в семьях, где есть дети с нарушениями

Жизненная ситуация семьи, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой...

Похожие статьи

Особенности детско-родительских отношений в семьях...

Сравниваются особенности детско-родительских отношений в семьях, где есть ребенок с ОВЗ и в семьях, имеющих здоровых детей.

 В данной работе рассматриваются особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными...

Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

В семьях воспитывающих детей, с особыми возможностями здоровья, родители могут

Для того, чтобы выявить особенности взаимоотношений в семьях с особым ребенком было

В семье с появлением особого ребенка привычный уклад жизни перестраивается кардинально...

Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ

Такое событие, как появление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья становится переворотом в жизни родителей.

Нарушения в развитии — это проблема всей семьи, даже если родители справились с кризисной ситуацией и направили свою деятельность...

Особенности воспитания ребенка с ограниченными...

Поэтому правильное адекватное отношение семьи к болезням ребенка, к его проблеме и

Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней

Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется.

Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ

 В статье рассматриваются основные стили семейного воспитания в семьях, где родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, основные причины формирования семейных отношений, анализируются основные ошибки в семейном воспитании детей с ОВЗ...

К проблеме изучения психологических особенностей отцов...

Ключевые слова: родители детей с нарушением слуха, родительское отношение, дети с ОВЗ, дети с нарушением слуха, стадии динамики чувств, родительские установки, адекватные и неадекватные реакции. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями...

Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих...

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями — это семья с особым статусом, особенности и проблемы, которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с

Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Системная работа с семьей особого ребенка: актуальность...

При анализе детско-родительских отношений в семьях, где есть дети с нарушениями

Жизненная ситуация семьи, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой...

Задать вопрос