Особенности детско-родительских отношений в семьях с особым ребенком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 октября, печатный экземпляр отправим 12 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 29.01.2021

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Русеева, О. О. Особенности детско-родительских отношений в семьях с особым ребенком / О. О. Русеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78111/ (дата обращения: 29.09.2022).



В данной работе рассматриваются особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Изучается отношение матерей к особым детям и здоровым сиблингам. Сравниваются особенности детско-родительских отношений в семьях, где есть ребенок с ОВЗ и в семьях, имеющих здоровых детей. Рассматривается взаимосвязь уровня тревожности и депрессии у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и родительского отношения к детям.

Ключевые слова: особый ребенок, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), сиблинги, тип воспитания, семья, тревожность, депрессия, материнское отношение, семейное воспитание.

Введение. Вработах отечественных и зарубежных авторов достаточно подробно рассматриваются психологические проблемы семей и семейного воспитания. Данными вопросами занимались следующие авторы А. Я. Варга, Д. Винникот, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, В. Сатир, А. С. Спиваковская, В. В. Столин и другие. Особое внимание уделяется методам воспитания и их влиянию на развитие ребёнка. Стоит отметить, что в последнее время происходит увеличение интереса к семьям с детьми, имеющими нарушения здоровья, особенно к вопросам семейного воспитания таких детей. Однако вопрос детско-родительских отношений между матерью и здоровым сиблингом в семьях с особым ребенком остается открытым. Согласно теории семейных систем, все члены семьи взаимно влияют друг на друга, и ребенок с особенностями здоровья необратимо меняет каждого члена семьи, но и они, также, действуют на него и совместно, и по отдельности. Забота об особых детях, как правило, выходит на первый план, в то время как потребности их здоровых сиблингов зачастую удовлетворяются не в полной мере, в связи с чем здоровый сиблинг ребенка с особенностями здоровья подвергается серьезным психологическим рискам. На ряду с этим, матери особых детей могут испытывать давление социума или ближайшего окружения, что может порождать появление чувства вины, повышенной тревожности и даже, депрессивного состояния, а это не лучшим образом влияет на детей и семейную систему в целом.

Семья, узнавшая, что ребенок не просто временно болеет, а родился с патологией, которая останется на всю жизнь, находится в шоковом состоянии. Необходимо некоторое количество времени, для того чтобы члены семьи могли адаптироваться к новым условиям, а главное понять, что болезнь ребенка — не приговор, даже при наличии заболевания можно выстроить гармоничные отношения и быть счастливыми. Важно донести до семьи, что в произошедшем нет вины никого из супругов. В связи с этим, данная категория населения нуждается в грамотной психологической помощи.

Цель исследования. Изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи исследования.

  1. Исследование материнского отношения к особому ребенку.
  2. Исследование материнского отношения к здоровому ребенку сиблингу.
  3. Исследование уровней тревоги и депрессии матерей, воспитывающих особого ребенка.
  4. Исследование взаимосвязи уровней тревоги, депрессии и материнского отношения к детям.

Материалы и методы. Для проведения исследования были использованы следующие методики: опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), опросник «Анализ семейных взаимоотношений” (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), шкала депрессии Бека, шкала тревоги Спилбергера, методика «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер).

Результаты. Висследовании приняли участие 15 матерей (29–45 лет), воспитывающих детей с детским церебральным параличом (ДЦП) 6–13 лет, и 13 матерей (28–46 лет), воспитывающих детей (4–15 лет) без каких-либо нарушений. В ходе исследования было выявлено, что наиболее распространенным типом воспитания здоровых сиблингов в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии, является «гипопротекция». Данный тип воспитания подразумевает недостаточную включенность матери в жизнь ребенка, часто это проявляется в формальном контроле за поведением и жизнью ребенка. В здоровых сиблингах поощряется самостоятельность, особенно если они являются старшими детьми в семье. Тип воспитания особого сиблинга, наоборот, характеризуется наличием симбиотической связи матери и ребенка, с тенденцией к гиперопеке. Это проявляется в повышенном внимании и заботе к ребенку, в связи с имеющимися у него особенностями здоровья и вызванными в следствии этого трудностями. У матерей, воспитывающих здоровых сиблингов, не наблюдается такой разницы в стилях воспитания детей. Стоит учитывать тот факт, что разница в возрасте сиблингов не составляла более 6 лет в обеих группах. Также у матерей, воспитывающих детей с особыми потребностями здоровья, был выявлен более высокий уровень тревожности и депрессии по сравнению с матерями, воспитывающими здоровых сиблингов.

Выводы. Матери, воспитывающие детей с особыми потребностями здоровья, подвержены высокому уровню тревожности и более высокому уровню депрессии по сравнению с контрольной выборкой. Наиболее распространенным типом воспитания здоровых сиблингов в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии, является «гипопротекция» — тип воспитания, характеризующийся недостаточной вовлеченностью родителя в жизнь и интересы ребенка, формальным контролем, в отличие от типа воспитания особого ребенка, где мать находится в симбиотической связи с ним. Таким образом, матери, воспитывающие особого ребенка, испытывают напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка с ОВЗ и находятся с ним в симбиотических отношениях, здоровые сиблинги, наоборот, воспринимаются самостоятельными, поощряется инициативность, применяется минимум санкций в воспитании. Нередко на них перекладывают часть обязанностей по уходу за братом или сестрой. В связи с этим, здоровый сиблинг может испытывать амбивалентные чувства к своему брату или сестре. Некоторые дети начинают испытывать чувство вины и задаются вопросом, не были ли они причиной инвалидизации. При этом они могут ощущать эмоциональную отдаленность матери, в связи с тем, что она погружена в заботу об особом ребенке. Вышеописанные факторы могут побудить здоровых сиблингов скрывать свои собственные чувства, чтобы в дальнейшем не обременять родителей. Заметим, что в некоторых семьях здоровый сиблинг выступает как объект компенсации в связи с рождением ребенка с нарушениями в развитии, что это может оказывать дополнительное психоэмоциональное давление на ребенка. Однако наличие в семье здоровых сибсов, независимо от порядка рождения, оказывает благотворное влияние на семейный микроклимат в целом и компенсирующая роль здорового ребенка определяется наличием здоровых паттернов семейного взаимодействия. Так как все члены семейной системы влияют друг на друга психологическую работу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, важно проводить комплексно: в индивидуальном, супружеском и семейном форматах.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов при коррекции психоэмоционального состояния матерей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и выстраивании гармоничных отношений с здоровым ребенком-сиблингом.

Литература:

  1. Великова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Великова. — М.: Юрайт, 2016. — 308 c.
  2. Николаева, Е. И. Психология семьи: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Е. И. Николаева. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2017. — 368 c.
  3. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. — 2-е изд. — СПб.: Речь, 2006. — 352 c.
  4. Batya, S. Y. Emotional Problems Facing Siblings of Children With Disabilities // PsychiatryAdvisor:—URL: https://www.psychiatryadvisor.com/home/topics/child-adolescent-psychiatry/emotional-problems-facing-siblings-of-children-with-disabilities/ (дата обращения: 15.01.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, особый ребенок, ограниченная возможность здоровья, семья, тип воспитания, материнское отношение, мать, особенность здоровья, семейное воспитание, член семьи.


Ключевые слова

семья, Семейное воспитание, депрессия, тревожность, особый ребенок, сиблинги, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), тип воспитания, материнское отношение

Похожие статьи

Особенности воспитания ребенка с ограниченными...

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Цели воспитания ребенка в семье — всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и

Ключевые слова: семья, «особый ребенок», воспитание. Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, в ней

Специалист должен напоминать родителям о важности сохранения психического и физического здоровья. Для этого необходимо выполнять некоторые рекомендации к общему режиму, а еще владеть отдельными приемами аутогенной тренировки.

Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Ведущая роль в воспитании ребенка всегда принадлежала семье. Что касается образовательных учреждений, в них не представляется возможным дифференциация нагрузки и оценки деятельности обучающихся, исходя из возможностей конкретного индивидуума, а психологическому климату в данных учреждениях и воспитанию целостной личности уделяется все меньше внимания. Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. семья является первичным звеном абилитации и социализации особого ребенка.

К проблеме изучения психологических особенностей отцов...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, больной ребенок, родитель, мужчина, ограниченная возможность здоровья, отец, семья, тип отцовства, группа родителей, социальный уровень.

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье. Особенности психического развития детей в неполных семьях. Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви [6].

Системная работа с семьей особого ребенка: актуальность...

Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности. Не составляют исключение и семьи, имеющие детей с ОВЗ. Как и в обычных семьях, усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов

Жизненная ситуация семьи, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, отличается рядом особенностей. Перечислим некоторые из них: – длительный и хронический характер тех трудностей, с которыми сталкивается

Семья — уникальная воспитательная среда, семья и специалисты, работающие с «особыми» детьми — это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка.

Актуальные проблемы в работе с семьей «особого» ребенка

Семьи, в которых родился «особый» ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку.

Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его ближайших родственников.

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Часть матерей после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставить её. Уход женщины с любимой работы не только лишает её заработка, но и изменяет её социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи. Всё это является мощным стрессогенным фактором для членов семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и, в свою очередь, препятствуют оптимальному развитию ребёнка. Проблема построения ясной жизненной перспективы. Основная черта семей детей с ограниченными возможностями здоровья...

Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным...

Определение возможных направлений совершенствования воспитания ребенка с интеллектуальным недоразвитием в семье, его коррекции связано с анализом многообразных факторов, определяющих как состояние семейной микросреды, так и сознательного руководства развитием ребенка со стороны взрослых. Анализ воспитательного потенциала семьей детей с недоразвитием интеллекта свидетельствует о том, что последний имеет немало уязвимых сторон. Семейные взаимоотношения являются одним из основных факторов формирования психического здоровья детей. Если у ребенка существуют нарушения психической деятельности органического характера разной степени сложности...

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским...

Актуальность проблемы семейного воспитания детей раннего возраста с различными отклонениями связана с решением вопроса о том, по какому пути пойдет развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация. Семья является наиболее важным фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. В этой связи семья переживает целый ряд кризисов и проблем, во время которых при уже имеющихся материальных нагрузках значительно возрастают...

Похожие статьи

Особенности воспитания ребенка с ограниченными...

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Цели воспитания ребенка в семье — всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и

Ключевые слова: семья, «особый ребенок», воспитание. Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, в ней

Специалист должен напоминать родителям о важности сохранения психического и физического здоровья. Для этого необходимо выполнять некоторые рекомендации к общему режиму, а еще владеть отдельными приемами аутогенной тренировки.

Анализ взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Ведущая роль в воспитании ребенка всегда принадлежала семье. Что касается образовательных учреждений, в них не представляется возможным дифференциация нагрузки и оценки деятельности обучающихся, исходя из возможностей конкретного индивидуума, а психологическому климату в данных учреждениях и воспитанию целостной личности уделяется все меньше внимания. Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. семья является первичным звеном абилитации и социализации особого ребенка.

К проблеме изучения психологических особенностей отцов...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, больной ребенок, родитель, мужчина, ограниченная возможность здоровья, отец, семья, тип отцовства, группа родителей, социальный уровень.

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье. Особенности психического развития детей в неполных семьях. Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви [6].

Системная работа с семьей особого ребенка: актуальность...

Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности. Не составляют исключение и семьи, имеющие детей с ОВЗ. Как и в обычных семьях, усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов

Жизненная ситуация семьи, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, отличается рядом особенностей. Перечислим некоторые из них: – длительный и хронический характер тех трудностей, с которыми сталкивается

Семья — уникальная воспитательная среда, семья и специалисты, работающие с «особыми» детьми — это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка.

Актуальные проблемы в работе с семьей «особого» ребенка

Семьи, в которых родился «особый» ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку.

Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его ближайших родственников.

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Часть матерей после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставить её. Уход женщины с любимой работы не только лишает её заработка, но и изменяет её социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи. Всё это является мощным стрессогенным фактором для членов семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и, в свою очередь, препятствуют оптимальному развитию ребёнка. Проблема построения ясной жизненной перспективы. Основная черта семей детей с ограниченными возможностями здоровья...

Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным...

Определение возможных направлений совершенствования воспитания ребенка с интеллектуальным недоразвитием в семье, его коррекции связано с анализом многообразных факторов, определяющих как состояние семейной микросреды, так и сознательного руководства развитием ребенка со стороны взрослых. Анализ воспитательного потенциала семьей детей с недоразвитием интеллекта свидетельствует о том, что последний имеет немало уязвимых сторон. Семейные взаимоотношения являются одним из основных факторов формирования психического здоровья детей. Если у ребенка существуют нарушения психической деятельности органического характера разной степени сложности...

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским...

Актуальность проблемы семейного воспитания детей раннего возраста с различными отклонениями связана с решением вопроса о том, по какому пути пойдет развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация. Семья является наиболее важным фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. В этой связи семья переживает целый ряд кризисов и проблем, во время которых при уже имеющихся материальных нагрузках значительно возрастают...

Задать вопрос