В статье анализируется понятие информационной безопасности детей. Автор оценивает текущее состояние проблемы на глобальном уровне с учетом фактора международного сотрудничества правительств и правоохранительных органов в сфере защиты детей от вредоносного контента в сети Интернет. Проводится категоризация рисков в интернет-пространстве, которые напрямую влияют на безопасность детей. Автор дает правовую интерпретацию имеющейся международной нормативно-правовой базе в области обеспечения информационной безопасности детей, подчеркивая наличие расхождений на национальном уровне в правовом статусе ребёнка и отсутствии адекватной статистики в области доступа детей к сети Интернет. Особое внимание уделено правовой оценке российской нормативной базе в данной сфере с учетом введения в стране Десятилетия детства. Автором предложены возможные меры по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности детей в России.
Ключевые слова: дети, безопасность, информационная безопасность, правовое регулирование.
The article analyzes the concept of information security of children. The author assesses the current state of the problem at the global level, taking into account the factor of international cooperation between governments and law enforcement agencies in the field of protecting children from malicious content on the Internet. The categorization of risks in the Internet space that directly affect the safety of children has been carried out. The author gives a legal interpretation of the existing international regulatory framework in the field of information security of children, emphasizing the existence of discrepancies at the national level in the legal status of the child and the lack of adequate statistics in the field of children's access to the Internet. Particular attention is paid to the legal assessment of the Russian regulatory framework in this area, taking into account the introduction of the Decade of Childhood in the country. The author suggests possible measures to improve the information security system of children in Russia.
Keywords: children, security, information security, legal regulation.
Введение
В настоящее время интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности ребенка XXI века [6].
Год от года дети проводят все больше времени в Интернете, а возраст самих детей значительно молодеет. Пандемия коронавируса ускорила процесс развития и охват информационных технологий. Уже сейчас интернет является основным каналом для образования детей (платформа МЭШ) творчества (различные электронные курсы и даже детские онлайн-лагеря) и самовыражения (социальные сети). Однако помимо положительных аспектов интернет-пространство также несет в себе целый ряд рисков, которым именно несовершеннолетние пользователи подвержены в большей степени, чем взрослые. Прогнозирование и устранение рисков, с которыми сталкиваются дети в Интернете становится одним из приоритетных направлений политики России.
Обеспечение информационной безопасности детей подразумевает решение таких задач как соотношение обеспечения безопасности ребенка в сети и ограничения права на свободный поиск информации. Существенным является вопрос соразмерности и вообще возможности такого вмешательства. Может ли государство в интересах детей вмешиваться в реализацию детьми их прав при наличии законных представителей и если может, то как и при каких обстоятельствах? Данные проблемы осложняются особым психолого-социальным статусом ребенка.
Так, например, А. Ю. Губанова выделяет: «специфические черты детско-подростковой аудитории: ежедневное использование Интернета, который становится главным источником значимой информации; активное использование социальных сетей для общения с референтными группами. Проведенный анализ существующих исследований позволяет констатировать изменения в основном портрете типичного представителя подростковой аудитории Рунета. Если пятнадцать лет назад это был мальчик, то сегодня это девочка 12–14 лет, выходящая в Интернет преимущественно из дома (с домашнего ПК или мобильных устройств) и проводящая в Сети от 3 до 8 часов в день в будни и от 5 до 12 часов в выходные дни» [5].
Представляется, что в условиях пандемии COVID-19 и усиливающегося воздействия на субъекты в том числе на несовершеннолетних детей, описанные черты являются актуальными и сегодня, но с нарастающим эффектом времяпрепровождения детей в сети «Интернет», тем более с учетом широкого применения дистанционного обучения в виду коронавирусных школьных карантинов. Представляется, что информационная безопасность сегодня является важнейшим элементом реализации прав личности причем не только при использовании и применении каких-либо технологий.
Следует отметить, что политика иностранных государств в обеспечении информационных прав ребенка направлена на глобальные ценности, реализую общие международные тенденции. Законные представители, образовательные и общественные организации, бизнес структуры могут помочь детям получать преимущества от пользования интернета при минимизации рисков.
Правовая характеристика понятия «ребёнок»
В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Конвенции ООН «О правах ребенка», «…ребенок означает каждое человеческое существо в возрасте до восемнадцати лет, если только в соответствии с законом, применимым к ребенку, совершеннолетие не достигается раньше» [1]. Таким образом, категория «ребенок» может варьироваться в зависимости от страны и контекста. Например, согласно немецкому законодательству о средствах массовой информации, детьми являются лица в возрасте до 14 лет, а подростками — лица в возрасте до 14 лет, но моложе 18,4 лет. Защита часто применяется до определенного возраста, иногда менее 18 лет. Так в соответствии с законодательством США Закон «О защите конфиденциальности детей в Интернете» (COPPA, вступил в силу в 2000 году) защищает персональные данные детей в возрасте до 13,5 лет [14].
Национальные меры по защите детей могут также применяться к несовершеннолетним в более старшем возрасте, как в Корее, где меры по защите детей от вредного контента применяются к лицам в возрасте до 19,6 лет.
По мнению Сустиной Т. И., «стратегии снижения рисков должны учитывать множество факторов, влияющих на опыт и деятельность детей в Интернете: распространение интернет-технологий или социально-экономическое положение домашних хозяйств данной страны, места, в которых дети чаще всего получают доступ в Интернет (например, дома, школы, общественные места и т. д.) и устройства, которые они используют (например, компьютер, ноутбук, мобильный телефон, игровая приставка и т. д.). Этот сложный «ландшафт» варьируется в зависимости от страны и быстро развивается. Например, с распространением смартфонов и других средств доступа в Интернет (например, интернет-ключей и USB-ключей 3G), повсеместный доступ в Интернет возрастает как среди детей, так и среди взрослых».
Опасность онлайн-рисков для детей состоит в том, что из мира виртуального они могут перейти в реальный, а с учетом того, что одними из самых опасных рисков для ребенка в сети интернет являются риски стать жертвой преступлений, связанных с сексуальным насилием или сексуальной эксплуатации детей международное сообщество выделяет данную категорию рисков в отдельную и наиболее острую. Основу правового сотрудничества в борьбе с такими угрозами составляет «Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия» [12] и Будапештская конвенция о киберпреступности [13].
Опыт России
Впервые проблема информационной безопасности в Российской Федерации была поднята в связи с принятием законов о правовой защите компьютерных программ в 1992 году.
В ряде законов Российской Федерации содержатся определения терминов «информация» и «информационная безопасность». Федеральный закон от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как информацию (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2) [2]. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации понятие «информационная безопасность» трактуется как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемое совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Нормативные акты, касающиеся информационной безопасности детей, конкретизируют это понятие применительно к соответствующим отношениям. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [3], информационная безопасность детей трактуется как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с информацией, причиняющей вред их здоровью и (или) физическому и психическому развитию. В «Национальном плане действий в интересах детей на 2012–2017 годы» одной из выявленных проблем было названо обеспечение информационной безопасности детей. Для достижения этой цели разработчики Стратегии предложили ряд мер, которые должны были гарантировать информационную безопасность детства. Однако современная информационная сфера постоянно трансформируется; соответственно, отношения по обеспечению информационной безопасности граждан (в том числе детей) меняются и становятся более сложными.
По данным Федеральной службы государственной статистики России (Росстат), по состоянию на 1 января 2020 года распределение населения по возрастным группам показывает, что около 33 миллионов из общей численности населения составляют люди в возрасте до 18 лет [7].
Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 [4] 2018–2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Принимая во внимание, что «ребенок в силу своей физической и психической незрелости нуждается в особой защите и заботе», можно с уверенностью утверждать, что около 23 % населения России нуждается в особой защите и помощи. В связи с этим возникает необходимость определить эффективность мер и механизмов регулирования потребления информации, установленных законодательством в целях обеспечения безопасности детей, определить необходимость применения этих мер через призму прав ребенка, в том числе права на доступ к информации.
Заключение
Представляется, что в России должен быть реализован ряд задач, решение которых позволит говорить об эффективности механизма защиты детей от вредной информации:
- Основным принципом обеспечения информационной безопасности детей должен быть принцип «дозволения», то есть обеспечения доступа к «полезной» информации, а не ограничения доступа к «вредной информации», как это в настоящее время сделано в Федеральном законе № 436-ФЗ. Такое отношение будет способствовать реализации права ребенка на доступ к информации, гарантированного Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Требуется разработать эффективный механизм взаимодействия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам обеспечения прав ребенка на безопасную информационную среду. Для чего необходимо разработать определенное законодательное распределение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- Важной задачей государства должно стать оказание просветительских мероприятий детям, родителям и представителям образовательных организаций в формировании так называемой «цифровой зрелости» [8] и в получении качественного интернет-образования.
Решение этой проблемы видится в разработке эффективных государственных программ в области образования, семейной и молодежной политики, центральным звеном которых было бы обеспечение информационной безопасности детей. Необходимо разработать комплексный подход к обучению юных пользователей компьютерной грамотности и детальному мониторингу детей в Интернете, особенно в условиях высокой вовлеченности детей в общение в социальных сетях. Для выполнения этой задачи предлагается ввести в школьную образовательную программу занятия по обучению детей противодействию кибер-рискам и их профилактике. Родителям рекомендуется использовать интернет-фильтры в качестве программ, блокирующих вредоносный контент. Существует необходимость строгого контроля со стороны родителей за деятельностью своих детей в Интернете, а также разъяснения родителям ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в области обеспечения информационной безопасности ребенка.
Литература:
1. Конвенция ООН «О правах ребёнка», 1989.
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 480-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (с изменениями от 02 июля 2021 года).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями от 1 июля 2021 г. № 264-ФЗ)
4. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
5. А. Ю. Губанова «Интернет для детей: социальные функции, специфика аудитории, требования к контенту» /// Автореф.. к-та соц. наук. 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы. с. 10.
6. Котова С. С., Хасанова И. И. Особенности интернет-зависимого и аддиктивного поведения молодежи, 2017.
7. Мужчины и женщины. Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики, 2020. — С. 23
8. Полякова Т. А., Минбалеев А. В. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» // Государство и право. — Вып. № 9 — М., 2021. — С.107–116.
9. Полякова Т. А., Минбалеев А. В., Чеботарева А. А., Демьянец М. В., Наумов В. Б., Жарова А. К., Бойченко И. С. Модели правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе. — Саратов: Амирит, 2020. — 254 с.
10. Чеботарева А. А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности личности в субъектах Российской Федерации: тенденции и проблемы // Вестник академии права и управления. — № 1 (50). — С.67–73.
11. Сустина Т. И. Информационная безопасность детей: особенности правового регулирования // Аграрное и земельное право. — № 9 (201). — С.7.
12. Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse, CETS № 201, 2007.
13. The Convention on Cybercrime of the Council of Europe (CETS No.185), 2001.
14. The Children's Online Privacy Protection Act, 1998.