«Книга песен» Петрарки: традиции или новаторство? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 28.01.2022

Статья просмотрена: 769 раз

Библиографическое описание:

Самойленко, А. А. «Книга песен» Петрарки: традиции или новаторство? / А. А. Самойленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 458-459. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88019/ (дата обращения: 27.04.2024).



Франческо Петрарка — величайший итальянский поэт эпохи Проторенессанса, мыслитель, ученый и общественный деятель. «Заразившись» идеями Цицерона и философией древнего Рима, Петрарка стал распространять культуру античности у себя на родине. Он сумел объединить заслуги авторов прошлого и преподнести их своим коллегам — деятелям искусства.

Благодаря ему современники увидели в античности некий эталон красоты, который и послужил формированию новой странице в искусстве — эпохи Возрождения.

Он одним из первых воспел новые идеалы антропоцентризма и гуманизма. Именно Петрарка во многом поспособствовал формированию мировоззрения художников эпохи Возрождения. Творцы настолько полюбили форму античности, что смогли вдохновиться на создание совершенно новых наук, видов искусства и сфер деятельности.

«Книга песен» — первый в истории европейской поэзии сборник, где наблюдается внутреннее единство лирических произведений. Каждый сонет можно рассматривать и как отдельное произведение, и как часть одной большой целостности. Автор раскрывает перед читателем новое понимание любви — отчаянной и безответной:

Я так устал без устали вздыхать,

Измученный тщетою ожиданья,

Что ненавидеть начал упованья

И о былой свободе помышлять.

Этот сборник — одно из самых знаменитых творений автора. Более того, это самый настоящий гимн чувств обыкновенного человека. Автор повествует не о борьбе, не о политической пропаганде, не о средневековом аскетизме, он демонстрирует платоническую, возвышенную и чувственную любовь мужчины к женщине:

«Любовь моя стопы остановила».

Внутренний конфликт противоречивых чувств (любовь и долг) в «Книге песен» не перерастает в конфликт с реальностью, поскольку поэт оценивает и жизнь, и собственные чувства с точки зрения земного и в то же время глубоко религиозного человека. Он демонстрирует христианское смирение, не пытаясь расстроить спокойствие и разрушить добродетель своей избранницы. Любовь автора безупречная, а потому идеальная и возвышенная.

Новаторство Петрарки в том, что он описывает внутренний мир лирического героя, его личностные горести и печали. Красота и искренность человеческих чувств в лирике поэта выражены предельно ясно. Его поэзия понятна простым людям. Она отзывается в душах людей и «открывает» их сердца к высшему и благородному. Сборник собрал в себя всю силу чувств, на которые способен человек. Предельная искренность, полнота чувств, тонкий лиризм — все это торжествуется в «Книге песен».

Как писал в своей работе Н. Томашевский: «В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в глаза одна черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым». Безусловно, это очень точное определение. Петрарка показывает читателю, что одно из самых главных чувств для человека — любовь. Именно она источник жизни на земле. Она способствует проявлений лучших и благороднейших качеств внутри каждого из нас.

Дама сердца Петрарки.

Все сонеты сборника посвящены Прекрасной Даме, образ которой только начал складываться в литературе того периода. Образ Лауры, главной героини у Петрарки, имеет прототип реальной женщины. Она бледная, рыжеволосая и голубоглазая — настоящий средневековый канон красоты. Однако их любовь никак не развивается и, по сути, не имеет никакой истории. Поэта с музой ничего не связывает, ведь Прекрасной Даме принято лишь поклоняться, совершать ради нее подвиги, а что-то большее уже оскверняет и порочит ее возвышенный образ. В средневековые времена дама являлась лишь украшением рыцаря, неким трофеем. Так и у Петрарки. Лаура нужна поэту только для того, чтобы он мог продемонстрировать свое мастерство. Хочется отметить, что только местами наблюдается описание внешности девушки. Мы о ней толком ничего и не знаем. С помощью Лауры раскрывается внутренний мир поэта, но не героини. На протяжении десятилетий автор воспевал женщину, которая не сказала ему ни одного ласкового слова. Петрарка показывает нам, что для любви требуется отдача. Ведь настоящая любовь — это, прежде всего, когда любишь ты, а не тебя.

В своем повествовании, измученный любовью автор даже начинает ругать Амура, который ослепил его любовью:

«В прекрасные убийственные руки

Амур толкнул меня, и навсегда

Мне лучше бы умолкнуть — ведь когда

Я жалуюсь, он умножает муки».

Таким образом, подводя итоги, хочется сказать, что Петрарка — это автор, который сохранил традиции античности и средневековья, но при этом сумел внести в них много нового и уникального. Бесспорно, он — родоначальник новой европейской поэзии. В своих произведениях он сумел увековечить дух, настроение и атмосферу того времени. Работы Петрарки актуальны и по сей день. Такое ощущение, что этот автор живёт до сих пор среди нас. Его любовная лирика служит прославлению реальной земной страсти, которая знакома каждому человеку. Изучая лирику автора, можно почерпнуть много нового и интересного для себя. Такие творцы живут вне времени и именно поэтому считаются классикой мировой литературы. Мне хочется, чтобы намного больше людей моего времени познакомились с работами это непревзойденного автора. К сожалению, он не так известен и популярен среди современного поколения. Однако я искренне уверена в том, что Петрарка может не только доставить удовольствие своими стихами, но и научить, дать совет незаменимый в жизни. Он очень интересный, многогранный и чувственный художник, который не просто пишет, а создаёт великое литературное искусство. Поэзия Франческо Петрарки является внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через многие произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста. Он любил всей своей душой не только даму сердца, но и свою страну. Петрарка был настоящим патриотом. На закате жизни Франческо решил создать самое масштабное и грандиозное произведение за всё время — биографию Юлия Цезаря. Однако смерть помешала ему воплотить эту мечту в реальность. Петрарка скончался 19 июля 1374 года, ровно за один день до своего семидесятого дня рождения.

Литература:

  1. Фраческо Петрарка и Лаура: анализ «Книги Песен». — Текст: электронный // Литера гуру: [сайт].
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, автор, время, дама сердца, европейская поэзия, Прекрасная Дама.


Похожие статьи

Гюго — великий романтик Франции | Статья в журнале...

Гюго — великий романтик Франции. Автор: Хужаева Зулайхо Холматовна.

Поэзия первобытной эпохи — это лирика, а величайшим произведением он считает Библию.

Французский поэт, романист, драматург, а также романтик прекрасный, он же пламенный...

Мопассан-новеллист | Статья в журнале «Молодой ученый»

Его сердце оказалось неспособным к любви. Европейская поэзия XIX века.

Но сердца тихого моленья. Его стих «Шаганэ ты моя, Шаганэ» знакома сердцу многих романтиков любви, красота «шафранового

Гюго возвращается во Франции во время франко-прусской войны.

Тема любви в сонетах Шекспира | Статья в сборнике...

Любовь — не кукла жалкая в руках. У времени, стирающего розы. На пламенных устах и на щеках, И не страшны ей времени угрозы» [1, с

Чувствами управляет сердце, которое тяжело переубедить. Лирический герой видит тысячу изъянов и в то же время он слеп, не видит и не...

Тема Красоты и Правды в произведениях Жона Китса

Дама Ла Белл Сэнс Мерчи, Изабелла и Канун Св. Агнес является средневековым по происхождению. Так, Китс сбегает из фактов настоящего к прошлому. Темы, которые мы находим в поэзии Китса, очень романтичны, и большая часть его поэзии отведена поискам красоты.

Женщина и любовь на рубеже Средневековья и эпохи...

Однако Средневековье знает и положительные образы женщин, например «женщина как добродетельная мать Христа Мария, женщина как Прекрасная Дама и объект куртуазной любви» [3]. Из образа девы Марии формировались сразу две модели поведения женщин.

Сонеты Уильяма Шекспира в русских переводах: интерпретация...

Творчество и личность Уильяма Шекспира всегда волновали множество читателей и исследователей, не переставая быть предметом спора литературных критиков на протяжении долгого времени. Существует множество теорий реальности личности самого поэта.

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока.

Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Автор: Шевелёва Елена Олеговна.

 Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет...

Поэзия Анны Ахматовой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Поэзия Анны Ахматовой. Авторы: Бесаева Милана Руслановна, Аушева Тамара Магомедовна.

Поэзии Ахматовой всегда были присущи смелость мысли и правдивость поэтического слова, в ее стихах отразилась жизнь ее сердца и ума.

Любовные мотивы поэзии В. Маяковского | Статья в журнале...

Автор в названии «Люблю», глагол настоящего времени, демонстрирует нам свое отношение к

Для Маяковского, как автора, как человека, сердце — есть любовь, есть центр чувств.

Любовь — это часть всей деятельности лирического героя, любовь — то чувство, которое нет...

Похожие статьи

Гюго — великий романтик Франции | Статья в журнале...

Гюго — великий романтик Франции. Автор: Хужаева Зулайхо Холматовна.

Поэзия первобытной эпохи — это лирика, а величайшим произведением он считает Библию.

Французский поэт, романист, драматург, а также романтик прекрасный, он же пламенный...

Мопассан-новеллист | Статья в журнале «Молодой ученый»

Его сердце оказалось неспособным к любви. Европейская поэзия XIX века.

Но сердца тихого моленья. Его стих «Шаганэ ты моя, Шаганэ» знакома сердцу многих романтиков любви, красота «шафранового

Гюго возвращается во Франции во время франко-прусской войны.

Тема любви в сонетах Шекспира | Статья в сборнике...

Любовь — не кукла жалкая в руках. У времени, стирающего розы. На пламенных устах и на щеках, И не страшны ей времени угрозы» [1, с

Чувствами управляет сердце, которое тяжело переубедить. Лирический герой видит тысячу изъянов и в то же время он слеп, не видит и не...

Тема Красоты и Правды в произведениях Жона Китса

Дама Ла Белл Сэнс Мерчи, Изабелла и Канун Св. Агнес является средневековым по происхождению. Так, Китс сбегает из фактов настоящего к прошлому. Темы, которые мы находим в поэзии Китса, очень романтичны, и большая часть его поэзии отведена поискам красоты.

Женщина и любовь на рубеже Средневековья и эпохи...

Однако Средневековье знает и положительные образы женщин, например «женщина как добродетельная мать Христа Мария, женщина как Прекрасная Дама и объект куртуазной любви» [3]. Из образа девы Марии формировались сразу две модели поведения женщин.

Сонеты Уильяма Шекспира в русских переводах: интерпретация...

Творчество и личность Уильяма Шекспира всегда волновали множество читателей и исследователей, не переставая быть предметом спора литературных критиков на протяжении долгого времени. Существует множество теорий реальности личности самого поэта.

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока.

Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Автор: Шевелёва Елена Олеговна.

 Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет...

Поэзия Анны Ахматовой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Поэзия Анны Ахматовой. Авторы: Бесаева Милана Руслановна, Аушева Тамара Магомедовна.

Поэзии Ахматовой всегда были присущи смелость мысли и правдивость поэтического слова, в ее стихах отразилась жизнь ее сердца и ума.

Любовные мотивы поэзии В. Маяковского | Статья в журнале...

Автор в названии «Люблю», глагол настоящего времени, демонстрирует нам свое отношение к

Для Маяковского, как автора, как человека, сердце — есть любовь, есть центр чувств.

Любовь — это часть всей деятельности лирического героя, любовь — то чувство, которое нет...

Задать вопрос