Автором был проведен анализ международно-правовых документов, на предмет противодействия террористической деятельности. Было выявлено, что РФ, является участником множества международных соглашений, регулирующих объединение по противодействию международному терроризму. Изучение национального законодательства, показало наличие правовых дефиниций регулирования террористической деятельности.
Ключевые слова: терроризм, современный терроризм, террористическая деятельность, противодействие терроризму, террористический акт, террористическая организация.
Современный терроризм является одной из наиболее проблемных и опасных проблем всего мирового сообщества. Так, с целью противодействия терроризму, международное сообщество принимает различные международно-правовые акты:
– так, в рамках особой универсальной международной организации — ООН, произошло принятие Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма 1999 г. [2], а также Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. [1];
– в рамках региональных международных организаций, многие государства идут на принятие договоров, актов, направленных на укрепление международной безопасности и стабильности:
– в частности, в масштабах СНГ, государства-участники приняли Договор по борьбе с терроризмом 1999 г. [5];
– в структуре Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в 2001 г. произошло принятие Конвенции с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [4], а в 2009 г. государства приняли Конвенцию против терроризма [3].
Для национального государства — РФ, деятельность экстремистских и террористических организаций, является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности [7];
Проведенный д. ю.н. Гогиным А. А., анализ современного терроризма, показывает, что оно является массовым и многовекторным явлением, включающим в себя практическую деятельность, воинствующую идеологию, поддержку в некоторых частях и регионах мира, терроризма, террористических группировок, изменение и быструю эволюцию политических взглядов и позиций из-за смены региональной, мировой обстановки, а также изменение поведения, тактики, стратегии террористов [9, с. 74].
К иным формам и видам характеризующего материала на современный терроризм, научные исследователи относят, разработку новых ухищренных средств совершения террористических актов, появлению большого количества террористических группировок, баз, увеличения количества пострадавших от совершения терактов, высокому уровню упорядоченности и контролю за деятельностью террористических структур [10, с. 231].
По мнению автора, из-за появления новых форм совершения террористических актов, охватывается в качестве потерпевших, большое количество лиц, так как совершение противоправных действий по нападкам на государственную, политическую и экономическую безопасность и стабильность, уносит жизни множества невиновных людей, а также наносит невосполнимый вред интересам государства и общества.
Так, согласно статистическим данным правоохранительных органов, в частности Генпрокуратуры РФ, с 2010 г. по 2021 г. произошло резкое увеличение количества зарегистрированных преступлений террористического характера, с 581 по 2027. При этом, из количества зарегистрированных преступлений, примерно лишь одна треть доходит до рассмотрения уголовного дела в суде (236 и 765 соответственно) [11].
Автор отмечает, что в структуре и системе национального законодательства, основным нормативно-правовым актом, является профильный ФЗ «О противодействии терроризму». Данный акт, был направлен на закрепление и регулирование понятий, принципов, и международного сотрудничества по противодействию терроризму [6].
Помимо вышеуказанного закона, в правоприменительной деятельности, активно применяется Концепция противодействия терроризму. В данном акте, указывается о тенденциях современного терроризма, о внешних факторах, способствующих возникновению в стране терроризма, а также об общегосударственной системе противодействия терроризму [8].
Анализ международно-правовых документов, к примеру конвенций, обозначает отсутствие из-за сложности и многогранности характеризующих признаков, общего правового определения «терроризм».
Перейдем к непосредственному изучению, указанных в ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму», законодательных определений «терроризм», «террористическая деятельность». Согласно позиции законодателя, терроризм является идеологией насилия и практики по воздействию на органы государственной власти, органы местного самоуправления либо международные организации, с целью принятия ими соответствующего решения, которые будут связаны с устрашением населения и (либо) иными формами противоправных насильственных действий.
В свою очередь, дефиниция террористической деятельности предусмотрена таким образом, что она является деятельностью, которая включает в себя такие действия, как: организация, планирование, подготовка, а также финансирование и реализация террористического акта; совершение подстрекательский действий для совершения террористического акта; с целью реализации террористического акта, организуются незаконные вооруженные формирования, преступные сообщества (преступные организации), организованные группы; осуществление действий по вербовке, вооружению, обучению и использованию террористов; осуществление пособничества (как информационного, так и иного рода) по планированию, подготовки либо реализации террористического акта; осуществление действий по пропаганде террористических идей, распространению материалов либо информации, которые включают определенные призывы для осуществления террористической деятельности либо обоснования, или оправдания необходимости осуществления террористической деятельности.
Подвести итог исследованию можно выводом, согласно которому терроризм и террористическая деятельность, является одним из наиболее социально вредных и разрушительных преступлений, что предопределяет необходимость для государства противостоять террористическим вызовам вне зависимости от источника, времени, групп и лиц.
Литература:
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 13 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — N 33. — ст. 3819.
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 09 декабря 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2003. — N 5.
- Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 г. // Бюллетень международных договоров. — 2012. — N 10.
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2004. — N 1. — С. 29–36.
- Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Подписан в г. Минске 04 июня 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. –2006. — N 9. — С. 22–30.
- Федеральный закон от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — N 11. — ст. 1146; Российская газета. — 2021. — N 117.
- Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2021. — N 27 (часть II). — ст. 5351.
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05 октября 2009 г.) // Российская газета. — 2009. — N 198.
- Гогин А. А. Понятие, признаки и виды террористических преступлений / А. А. Гогин // Символ науки: международный научный журнал. — 2016. — № 12–3(24). — С. 74–82.
- Камергоев Б. М. Понятие и виды преступлений террористического характера на современном этапе / Б. М. Камергоев // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — № 3. — С. 231–233.
- Генеральная Прокуратура Российской Федерации: Портал Правовой статистики (Показатели преступности России). [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения 20.01.2022).