В данной статье автор анализирует уголовное законодательство об ответственности за преступления экстремистского характера. В частности, автор анализирует проблемы и коллизии уголовного законодательства и предлагает пути их решения.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, национальная безопасность, противодействие экстремизму.
In the strategy of the national security of the Russian Federation until 2025, the main reasons for the threat to security in the field of security of the state and the nation include extremism of the institutions of the nation, religion and others, which is aimed at disrupting the commonality in the territorial unity of the Russian Federation. This provision spells out a forecast about the subsequent progression of nationalism, xenophobia, violence, extremist activities, which include those that take place under the slogan of religious radicalism.
Keywords: conflicts of legislation on extremism, countering extremism.
28.06.2011 года Пленумом ВС РФ было принято постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» [3]. Но, оно, как мы считаем, не дало ответов на ряд вопросов.
Учитывая положения действующего законодательства, экстремизм выступает публичным оправданием и пропагандой террористических деяний. Меры наказания за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности закреплены в статье 280 УК РФ.
В 2006 году уголовное законодательство было несколько изменено. В него вошла статья 205.2 УК России «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма». Данным положением были криминализированы такие действия, которые и ранее выступали в качестве незаконных, в частности, они были запрещены в рамках статьи 282 УК РФ как действие, направленные на разжигание ненависти или вражды.
Указанная поправка стала причиной возникновения проблемных моментов в практической сфере правового использования в процессе исполнения данных положений, которые конкурируют друг с другом. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу предписаний части 3 статьи 17 УК РФ подлежат квалификации не по статье 280 УК РФ, а в зависимости от обстоятельств дела по части 1 или части 2 статьи 205.2 УК РФ.
Вместе с тем, в практике встречаются случаи, когда публичные призывы направлены одновременно на осуществление как террористической, так и иных форм экстремистской деятельности. Так, в качестве примера, можно рассмотреть позицию государственного обвинителя, по уголовному делу, которое было возбуждено по ст. 205.2 и 280 УК РФ. Прокурор просил действия подсудимого А. по 5 эпизодам публичного оправдания терроризма квалифицировать единожды по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ, поскольку установлено, что размещение на общедоступных сайтах в Интернете статей «Оглядываясь назад» в ноябре 2009 г., «Мирный ли российский народ» в январе 2010 г., «Не поддерживающий Ислам поддержал куфр» в марте 2010 г., «Что посеешь — то и пожнешь» в апреле 2010 г., «Великороссам» в апреле 2010 г. охватывались единым умыслом подсудимого и распространены с единой целью публичного оправдания терроризма, а потому должны быть квалифицированы как одно длящееся преступление [1].
При изучении материалов данного уголовного дела обращает на себя внимание, что размещение А. в Интернете статей «Оглядываясь назад» в ноябре 2009 г. и «Великороссам» в апреле 2010 г., в текстах которых содержались и призывы к осуществлению экстремистской деятельности, и высказывания, оправдывающие терроризм, было квалифицировано по ст. 205.2 и 280 УК РФ.
Важно отметить, что действия А. следствием были квалифицированы не как публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, а как публичное оправдание терроризма. Хотя, на наш взгляд, действия А. могли быть квалифицированы и как публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, так как виновный А. совершал действия в целях публичного оправдания терроризма и обоснования допустимости совершения преступлений террористической направленности. Именно в этой связи квалификация содеянного А. представляется правильной.
Чтобы повысить уровень эффективности контрмер, направленных против терроризма, необходимо получать информацию до того, как преступный замысел становится свершившимся фактом. Под такими сведениями подразумеваются данные о планах по совершению преступных деяний, а также распространение любых идеологических настроений, свидетельствующих об осуществлении террористической деятельности. Указать на готовящееся преступление могут сведения о подозрительных перемещениях денежных средств, а также массовая транспортировка боеприпасов и прочего оружия.
В п. 4 постановления Пленум разъясняет, что «под публичными призывами (ст. 280 УК РФ) следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.
При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»».
Однако в соответствии с данным Законом к экстремизму (экстремистской деятельности) относятся деяния, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях. В этой связи применение ст. 280 УК РФ может вызвать коллизию законов. Публичные призывы к совершению действий, предусмотренных ст. 20.3 и (либо) ст. 20.29 КоАП РФ (по своему содержанию — призывы к совершению административных правонарушений), будут содержать в себе признаки преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ. По сути дела, речь идет об обслуживании нормами уголовного права института административной ответственности, целесообразность чего представляется спорной.
Пленум ВС России не объясняет то, что необходимо подразумевать под такой формулировкой, как «социальная группа». Достаточно значительным недостатком настоящего определения такого понятия, как «преступные деяния экстремизма», мы считаем, выступает расширенное и не точное определение «исполнение преступного деяния, в соответствии с целью возбуждения ненависти и вражды по отношению к той либо иной социальной группе».
Стоит обратить внимание на то, что законы в области предотвращения экстремизма достаточно противоречивы. Решение некоторых проблемных моментов, как мы считаем, входит в число полномочий именно законодателя, но не Пленума ВС России.
В европейских государствах существует тенденция к усилению мер ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности; наблюдается практика использования рекомпенсивных норм, способствующих привлечению к сотрудничеству лиц так или иначе причастных к преступной деятельности.
Одной из успешных стран в борьбе с экстремизмом является Великобритания, где с 2005 года многие вопросы, касающиеся применения административно-правовых средств противодействия экстремизму были регламентированы на законодательном уровне разработана специальная программа предупреждения, основанная экстремизма на принципе «четырех «П» — предупреждения, преследования, протекции, подготовки» В то же время, в Великобритании, как и во многих государствах, определение понятия «экстремизм» в законодательстве отсутствует.
Для противодействия молодежному экстремизму в 2006 году в Великобритании была издана директива по борьбе с пропагандой и распространением экстремизма в университетах и колледжах страны, а в 2010 году принят комплекс мер по борьбе с экстремистской деятельностью в сети Интернет.
В качестве действий, свидетельствующих о подготовке к экстремистской деятельности, в Великобритании, в частности, рассматриваются:
1) распространение плакатов, листовок с призывами к насильственным действиям, в том числе, через Интернет;
2) доступ к экстремистским ресурсам в интернет-кафе;
3) просмотр рекламных роликов экстремистской направленности; и др.
Нурлыбаева Г. К., рассматривая особенности борьбы с молодежным экстремизмом, в качестве таковых отмечает:
1) превентивный характер;
2) привлечение населения и местных сообществ, участие полиции в консолидации общества в противодействии экстремизму;
3) борьба распространением экстремизма в учебных заведениях;
4) борьба с экстремистской деятельностью в сети Интернет.
Определенный интерес представляет законодательство Италии, регламентирующее некоторые процессуальные вопросы противодействия экстремизму. Данное законодательство характеризуется «особыми способами расследования»: использование агентов-провокаторов, отсрочка вынесения в отношении их постановления о задержании или об аресте с целью сбора ими как можно большего объема материалов для расследования. Применение таких мер по закону требует согласование с судьей. Применение «особых способов расследования» по правонарушениям экстремистской направленности по законодательству Италии может применяться не только по уголовным делам, но и по делам об административных правонарушениях [11].
В Чехии в 2002 году сформулировало определение экстремизма Министерство внутренних дел. Под экстремизмом понимаются «идеологические позиции, которые заметно отклоняются от норм права, демонстрируют элементы интолерантности и посягают на конституционные принципы, предусмотренные в ст. ст. 1, 2, 5, 6, 9 Конституции Чешской Республики и ст. ст. 1 и 3 Хартии основных прав и свобод от 9 января 1991 г». Очевидно, что основное место в данном определении отводится идеологии, тем не менее, в правоприменительной практике Чешской Республики при рассмотрении дел экстремистской направленности учитываются их сопряжение с такими преступлениями, как: общественная угроза; клевета на расу, нацию; ограничение свободы вероисповедания; насилие в отношении группы людей или отдельных лиц; ограничение свободы вероисповедания; геноцид; поддержка движений, направленных на ущемление прав и свобод человека и др.
В Израиле и США в формах борьбы с экстремизмом отдается приоритет участию гражданского общества в противодействии терроризму, разработке и реализации программам: просвещения граждан; стимулирования активности граждан; вовлечения граждан в деятельность по охране общественной безопасности и правопорядка [12].
В борьбе с экстремизмом и терроризмом в таких государствах как Израиль и США активно участвуют неправительственные организации.
Действующий в США Институт мировой политики предложил разработать систему мер противодействия экстремизму, которые будет реализовывать правительство вместе с гражданами [10]. Такая информационно-поисковая (или информационно-разведывательная) форма противодействия экстремизму, по мнению ее инициаторов, будет эффективной. В задачу граждан должно входить:
1) повышенная бдительность и сообщения о подозрениях в Центрального разведывательного управления (ЦРУ) и Федерального бюро расследований (ФБР);
2) активная гражданская позиция, проявляющаяся в антиэкстремистских выступлениях граждан в средствах массовой информации;
3) сотрудничество с правоохранительными органами.
В США определенная превентивная роль в противодействии экстремизму отводится и учебным заведениям. Их задачей в этом направлении является соответствующая воспитательная и патриотическая работа, проводимая с обучающимися с целью формирования у молодежи со школьных лет представления об опасности экстремистских и террористических проявлений, разъяснения правовых средств, используемых государством для борьбы с экстремизмом.
Литература:
- По требованию прокурора Республики Адыгея суд признал экстремистскими материалами статьи жителя г. Майкопа, писавшего под псевдонимом «Абу-т-Танвир Кавказский» / Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_01/mass-media/news/archive?item=10826591 (дата обращения: 14.01.2022).
- Аббасов Ф. Р. Политико-правовые аспекты борьбы с международным терроризмом //Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 14.01.2022).
- Казаков Р. Ю. Организованный терроризм как средство достижения политических и экономических целей в ретроспективе // Организованный терроризм и организованная преступность. М., 2016. С. 28.
- Батчаева А. А. К вопросу о законодательном определении понятия «терроризм» // Право и практика. 2018. № 4. С. 86.
- Российское уголовное право: в 2 т. Т. 1: Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. М., 2015. С. 33.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Ферро М. Терроризм. // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 2015. С. 314.
- Informative overview of contemporary international counter extremism and terrorism. URL: http://www.why.ind/ver
- Mehr Rassismus im Osten Deutschlands Knapp zwei Straftaten täglich. URL: http://www.taz.de/!136570/ (дата обращения: 11.05.2014).
- National Security Council website. URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc (Дата обращения: 11.05.2014).
- Preventing Violent Extremism. URL: https://www.gov.uk/govern-ment/organisations/home-office (дата обращения: 11.05.2014).