Тенденции развития конкуренции на национальном рынке банковских услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Амаханова, А. А. Тенденции развития конкуренции на национальном рынке банковских услуг / А. А. Амаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — URL: https://moluch.ru/archive/397/87927/ (дата обращения: 18.01.2022).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает текущее состояние конкуренции на национальном рынке банковских услуг.

Ключевые слова: конкуренция, рынок банковских услуг, тенденции развития, банки.

Существуют различные подходы к определению понятия «конкуренция». Исторически слово «конкуренция» принято трактовать как борьбу, столкновение или соперничество в достижении той или иной цели. Конкуренция на рынке банковских услуг — это механизм взаимодействия субъектов экономических отношений, обеспечивающий спрос, предложение, а также ценообразование на рынке банковских услуг. Также конкуренция на рынке банковских услуг может быть рассмотрена как борьба участников рынка банковских услуг за спрос потенциальных клиентов.

Для того, чтобы выявить тенденции развития конкуренции на банковском рынке необходимо проанализировать текущее состояние рынка. Рассмотрим динамику изменения количества банков с 2001 по 2021 год, которая представлена на рисунке 1.

Количество банков в России по годам с 2001 по 2021 (по состоянию на 1 января) (Составлено автором на основе данных ЦБ [4])

Рис. 1. Количество банков в России по годам с 2001 по 2021 (по состоянию на 1 января) (Составлено автором на основе данных ЦБ [4])

С 2001 года по 2021 год происходило последовательное снижение числа банков, за последние двадцать количество банков, действующих на рынке, сократилось почти в три раза и процесс сокращения продолжается. Связано это, главным образом, с отзывом лицензий: некоторые банки самостоятельно покидают рынок, однако таких все еще меньшинство, в то же время существенная часть участников рынка не способны справиться с кризисными явлениями в экономике, что и приводит к отзыву лицензий. Стоит отметить, что всплеск волны отзыва лицензий приходился на те промежутки времени, когда экономика сталкивалась с кризисом: например, в 2014–2015 году. В частности, в настоящий момент банковский сектор подвержен влиянию кризиса, возникшего в связи пандемией коронавируса. Кризис затронул всю мировую экономику: пандемия привела к снижению или потере доходов клиентов, снижению ресурсной базы [7].

Но экономические кризисы не единственная причина массового отзыва лицензий. Стремительное сокращение участников банковского рынка связано с политикой Центрального Банка, в результате проведения которой стремительно растет уровень концентрации в отрасли.

С одной стороны, сокращение количества банков может рассматриваться в положительно ключе, как некая санация рынка — избавление от неэффективных участников. С другой стороны, столь стремительное сокращение числа банков (при отсутствии притока новых кредитных организаций: последний раз ЦБ выдавал лицензию новому банку в 2018 году [9]) приводит к укрупнению и концентрации на рынке, что в свою очередь может привести к монополизации рынка. В то же время массовый отзыв лицензий вызывает недоверие к банковской системе со стороны клиентов, что в свою очередь может стать отправной точкой в перестройке потребительских предпочтений в сторону небанковских финансовых организаций [8].

По состоянию на 2021 год рынок банковских услуг выглядит как олигополия с конкурентным окружением. Доля 10 крупнейших банков на рынке банковских услуг представлена на рисунке 2.

Большую долю рынка банковских услуг занимает Сбербанк — около 32 %.

Остальные участники рынка, занимающие место в топ-10 российских банков, не могут похвастаться таким высоким процентом: между первым и вторым местом существует существенный разрыв. На втором месте банк ВТБ, который занимает почти вдвое меньшую долю рынка — около 16 %.

Структура рынка банковских услуг [Составлено автором]

Рис. 2. Структура рынка банковских услуг [Составлено автором]

Далее следует Газпромбанк его доля рынка около 7 %, что вдвое меньше, чем у ВТБ. Остальные банки, начиная с третьего места занимают от 5 до 1 % рынка: НКЦ, Альфа-банк, Россельхозбанк, Московский кредитный банк, Промсвязьбанк, ФК Открытие, Совкомбанк. В совокупности первая десятка банковского рейтинга занимает 77 % рынка, в то время как на оставшиеся 396 банков приходится всего 23 % процента рынка, что в пересчете на каждый из них дает долю рынка около 0,06 %.

Такое положение дел подтверждает утверждение, что современный рынок банковских услуг — олигополия с конкурентным окружением. Существует небольшое количество банков, которые доминируют на рынке и множество небольших участников рынка, занимающих лишь его малую часть.

Чтобы оценить степень монополизации рынка необходимо рассчитать индекс Херфендаля-Хиршмана, который является показателем, отражающим степень концентрации рынка. Он рассчитывается как:

где - рыночная доля самой крупной компании, — удельный вес следующей по величине фирмы, - удельный вес наименьшей компании [2].

Результаты расчетов индекса можно отнести к трем типам концентрации рынка:

1) I тип — высококонцентрированные рынки:

  1. 1800 < HHI < 10000

2) II тип — умеренноконцентрированные рынки:

  1. 1000 < HHI < 1800

3) III тип — низкоконцентрированные рынки:

  1. HHI < 1000

Рассчитаем индекс Херфендаля Хиршмана для рынка банковских услуг. Для расчета были использованы данные ежемесячного выпуска рэнкинга банков Рейтингового агентства «Эксперт РА» по 365 банкам на 01.12.2021.

Такое значение индекса говорит о том, что рынок можно отнести к умеренно концентрированным рынкам.

При оценке степени монополизации рынка также необходимо рассмотреть индекс концентрации CR, который рассчитывается как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке [1]. В нашем случае этими крупнейшими фирмами выступают банки, входящие в топ-10.

CR=31,876 + 15,794+6,955+4,679+4,372+3,712+2,803+2,604+2,518+1,402

CR = 76,715

Значение показателя индекс концентрации отражает степень концентрации на рынке. Результаты расчетов можно интерпретировать следующим образом:

a) если показатель находится в диапазоне до 45 %, то рынок считается неконцентрированным;

b) если показатель находится в диапазоне от 45 % до 70 %, то рынок считается умерено концентрированным;

c) если показатель находится в диапазоне от 70 %, то рынок считается высококонцентрированным [6];

CR равный 76.715 % показывает, что на 10 крупнейших банков приходится почти 77 % рынка. Таким образом, можно сделать вывод, что при значении индекса концентрации свыше 70 % российский рынок банковских услуг на сегодняшний день является высококонцентрированным.

Можно даже сказать, что большую долю рынка занимают 5 крупнейших российских банков с тенденцией к увеличению этой доли на протяжении длительного времени.

Подводя итог, можно сделать вывод, что российский рынок банковских услуг характеризуется как высококонцентрированный. Это можно считать следствием ряда причин, таких как:

1) стремительное сокращение почти в три раза числа банков на рынке в связи с отзывом лицензий и жесткой политикой Центрального Банка;

2) Высокая доля государственного участия в банковском секторе и преференции банков относящихся к системообразующим;

3) Технологический разрыв между банками-лидерами и остальными участниками кредитного рынка.

Высокая степень монополизации и увеличение концентрации несут ряд негативных последствий для рынка:

1) снижение стимулов к совершенствованию системы, созданию новых продуктов и услуг, инновационному развитию в результате отсутствия и низкого уровня конкурентной борьбы между игроками рынка, что приводит снижению эффективности банковского рынка в целом.

2) Отток денежных средств из регионов. Концентрация увеличивается в направлении московских банков и банков московской области, что приводит к созданию диспропорции в процессе реализации перераспределительной функции банковского сектора.

3) Ухудшение предложений по банковским продуктам ввиду отсутствия необходимости борьбы за клиента в условиях сокращения числа кредитных организаций.

Наибольшую угрозу представляет снижение числа региональных банков так как банки обеспечивают приток капитала в производственные отрасли и обеспечивают развитие экономики региона. В статистике Банка России по территориальному присутствию действующих кредитных организаций и их подразделений [5] можно проследить эту диспропорцию: большая часть головных офисов банков сосредоточена в центральном регионе, в то время как в остальных регионах их существенно меньше. Наиболее ярко это можно проследить по наличию головных офисов банков по федеральным округам (см. рисунок 3).

Структура расположения Головных офисов банков по Федеральным округам/ Составлено автором по статистическим данным ЦБ РФ [5]

Рис. 3. Структура расположения Головных офисов банков по Федеральным округам/ Составлено автором по статистическим данным ЦБ РФ [5]

На сегодняшний день, рынок банковских услуг можно охарактеризовать как олигополистический рынок с высоким уровнем концентрации и конкурентным окружением. В связи со стремительным снижением числа игроков на рынке, ростом крупнейших банков, кризисными явлениями в экономике происходит и ухудшение конкурентной среды в сфере банковских услуг. Снижение конкуренции на рынке может привести к ухудшению состояния экономики в целом и региональных экономик в частности. В связи с этим поддержание и развитие конкуренции в банковском секторе должно быть ключевым направлением политики государства и Банка России как мегарегулятора.

Литература:

  1. Ковалева, Н. А. Анализ концентрации банковской системы: зарубежный опыт, российская практика / Н. А. Ковалева, У. А. Конкина, С. С. Кудряшов. — Текст: непосредственный // Финансовые рынки и банки. — 2021. — № 1. — С. 51–55.
  2. Челнокова, О. Ю. Моделирование использования индекса Херфиндаля-Хиршмана при анализе степени концентрации фирм на отраслевом рынке / О. Ю. Челнокова. — Текст: непосредственный // Профессиональная ориентация. — 2018. — № 2. — С. 54–58.
  3. Ежемесячный выпуск рэнкингов банков: 01.12.2021. — Текст: электронный // Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: [сайт]. — URL: https://raexpert.ru/rankingtable/bank/monthly/dec2021/tab01/ (дата обращения: 13.01.2022).
  4. Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации. — Текст: электронный // ЦБ: [сайт]. — URL: https://raexpert.ru/rankingtable/bank/monthly/dec2021/tab01/ (дата обращения: 13.01.2022).
  5. Статистика территориального присутствия действующих кредитных организаций и их подразделений. — Текст: электронный // ЦБ: [сайт]. — URL: https://cbr.ru/admissionfinmarket/statistics/ (дата обращения: 13.01.2022).
  6. Расчет коэффициента концентрации. — Текст: электронный // CyberPedia: [сайт]. — URL: https://cyberpedia.su/8xf736.html (дата обращения: 13.01.2022).
  7. Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/02/18/602d06ef9a79471a2d708e3c (дата обращения: 13.01.2022).
  8. Массовая ликвидация банков в России: в чем причина и чем это грозит. — Текст: электронный // Banki.ru: [сайт]. — URL: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10948434 (дата обращения: 13.01.2022).
  9. Основные причины отзыва лицензий у банков. — Текст: электронный // Коммерсант: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4790943 (дата обращения: 14.01.2022).


Задать вопрос