Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 437 раз

Библиографическое описание:

Янгирова, В. М. Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе / В. М. Янгирова, Н. А. Хабибулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 237-238. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87789/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время все более возрастает необходимость формирования готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в профессиональной деятельности педагога, которая включает в себя не только образовательную деятельность на занятиях, но и воспитательную деятельность, для успеха которой также важен учет положений индивидуального подхода в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании — принцип педагогики, согласно которому в процессе работы с группой детей педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности, это ориентация на индивидуальные особенности ребенка в педагогическом общении с ним, учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе воспитания [2, с. 29]. В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов воспитания. Он понимается как значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов.

Знание педагогом способностей каждого ребенка помогает ему правильно организовать работу со всей группой, но для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его прогресса, искать причины отставания, планировать и решать конкретные задачи, обеспечивающие дальнейшее развитие. Одним из основных факторов индивидуализации образовательного процесса является рассмотрение индивидуальных типологических качеств ребенка. Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и отдельных форм взаимодействия педагога и ребенка.

В рамках индивидуального подхода при организации работы к воспитанию воспитатель опираться должен на следующие показатели:

— особенности переключения умственных процессов (быстрота или вялость установления взаимосвязей, стереотипность и гибкость ума, наличие или отсутствие к изучаемому материалу собственного отношения),

— конкретный уровень знаний и умений (действенность, осознанность),

— уровень работоспособности (способность действовать длительное время, уровень отвлечение внимания, интенсивности деятельности, быстрота утомляемости),

— показатели активности и самостоятельности,

— характер познавательной активности, любознательности,

— степень эмоционально-волевого развития [3, с. 51].

В целом, в педагогике принцип индивидуального подхода к воспитанию должен пронизывать все звенья воспитательной работы с детьми разного возраста. Индивидуальный подход — это не периодическая мера, а постоянный принцип воспитания, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, именно поэтому это общий принцип воспитания. Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию работы педагога с детьми на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей в группе и каждого ребенка в отдельности.

Важно использовать принципы индивидуального подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста и в подготовке к школе, потому что большинство детей, которые достигают возраста шести или семи лет стремятся к роли школьника. Но часто дошкольников привлекает исключительно внешняя атрибутика процессе обучения в школе — ребенок хочет иметь новый модный портфель, чувствовать себя взрослым, получать хорошие отметки и т. д. Но для воспитателя и учителя начальных классов важно, чтобы ребенок, действительно, должен быть готов учиться в школе, иметь сформированную готовность к обучению в школе, которая включает в себя множество компонентов.

Иными словами, понятие готовности дошкольников к обучению в школе мы можем определить как многогранное развитие личности ребенка и рассматривать его в двух взаимосвязанных аспектах: «общая, психологическая готовность» и «специальная готовность» к обучению в школе. Общая готовность к школе включает в себя: личностное, интеллектуальное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие, которое создает необходимую основу дли активного вхождения ребенка и новые условия школьного обучения. Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению и определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения различных предметов [1].

Для повышения уровня подготовки дошкольников к школе важно учитывать принципы индивидуального подхода в воспитании детей. Для этого мы составили проект подготовки детей к школе на основе принципе индивидуального подхода в воспитании. Но при этом мы осознаем, что наполнить такую систему занятий только интеллектуальными занятиями будет малоэффективно, так как для старших дошкольников основной деятельностью все еще является игра, а предпочитаемой формой деятельности — творчество. Поэтому мы сочетали занятия познавательного характера с творческими и игровыми формами деятельности, чтобы обучающимся было легко и интересно выполнять предлагаемые задания, готовиться к обучению в школе, учитывая принципы индивидуального подхода в воспитании.

Литература:

  1. Бурмистрова, Е. А. Растем с дошкольником: воспитание детей от 3 до 7 лет [Текст]/ Е. А. Бурмистрова. — М.: ДАРЪ, 2017. — 384 c.
  2. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ Я. И. Ковальчук. — М.: Просвещение, 2019. — 112 c.
  3. Маханева, М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. Организационно-методический аспект [Текст] / М. Д. Маханева. — М.: Сфера, 2016. — 154 c.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный подход, ребенок, школа, воспитание детей, индивидуальная особенность ребенка, воспитание, обучение, принцип воспитания, старший дошкольный возраст, школьное обучение.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни

Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Похожие статьи

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни

Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Задать вопрос