В современных условиях проблемы эффективного контроля воздушного пространства первичными радиолокационными станциями (РЛС) многократно возросли. Немаловажно среди разнообразия радиолокационных станций сделать выбор в пользу более усовершенствованных, мощных и точных станций, что позволит получать точные и своевременные данные. Для этого было проведено сравнительное исследование двух радиолокационных станций.
Ключевые слова : радиолокационная система посадки (РСП -10МН), радиолокационная станция (РЛС П-18), воздушные объекты, состав и способности РСП -10МН, способности РЛС П-18.
Сегодня радиолокация используется в широком спектре отраслей. Применяющиеся в ней методы и средства позволяют обнаруживать объекты и контролировать ситуацию в воздухе, в космосе, на земле и на местности. Современные технологии позволяют с большой точностью измерять координаты положения самолета или ракеты, отслеживать их перемещения и определять с высокой точностью не только формы объектов, но и структуру их поверхности. Радиолокационные методы позволяют изучать внутреннюю часть Земли и даже внутренние неоднородности поверхностных слоев других планет. Но если речь идет о чисто «земных» вопросах — гражданском и военном применении радиолокации, то без ее методов не обойтись, например, при организации управления воздушным движением, ориентации, распознавании объектов, определении их принадлежности.
Современные радиолокационные станции (РЛС) в зависимости от их конкретного назначения имеют отличительные характеристики. Радары обнаружения представляют собой важную часть их разнообразия. Это связано с тем, что радар является основным методом обнаружения на земле, в воздухе, на море и в космосе. Он используется для осуществления так называемого пространственного наведения — обнаружения объекта по отраженному сигналу — и временного наведения — когда расстояние до цели определяется по задержке возврата отраженного сигнала. Существует также концепция частотной селекции, которая позволяет отслеживать радиальную скорость наблюдаемого объекта путем изменения частотного спектра сигнала.
Аэродромная сеть России насчитывает большое количество аэродромов военного назначения, а также аэродромов совместного использования и совместного базирования. В зонах воздушного пространства над приаэродромной территорией решаются сложные и ответственные задачи по управлению воздушным движением, такие как взлет, построение боевых порядков, полет по маршруту и посадка. Системы радиотехнического обеспечения полетов авиации являются для экипажей воздушных судов единственным источником объективной информации о своем местоположении на земле и в воздухе, а для групп руководства полетами — о воздушной обстановке в зоне ответственности. Для обеспечения требуемого уровня безопасности полетов на аэродромах государственной авиации РФ устанавливаются стационарные и мобильные наземные комплексы, и средства радиотехнического обеспечения полетов.
Далее представим к сравнению две радиолокационные станции: РСП-10МН и РЛС П-18.
РЛС РСП-10МН — посадочная радиолокационная система, направлена на управление в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью полетом воздушных судов и их индивидуальное опознавание с помощью авиационных ответчиков или автоматических пеленгаторов, вывод воздушных судов в район аэродрома и управление их снижением до высоты 40 м, последовательное позиционирование воздушных судов на маршруте посадки, планирование траектории глиссады и обеспечение их посадки на посадочную полосу аэродрома, подача команд экипажам воздушных судов через станции радиосвязи УКВ (ультракороткие волны) и ДЦВ (дециметровые волны).
Неотъемлемым элементом любой современной системы управления воздушным движением являются радиолокаторы различного назначения.
К ним относятся радары наблюдения (управления), посадочные радары, метеорологические радары и радары наблюдения за аэродромом.
Среди них наиболее важными являются обзорные (диспетчерские) и посадочные радары, объединенные в посадочную радиолокационную систему (РЛС).
Основное назначение радаров — мониторинг и управление воздушным движением в районе аэродрома.
Посадочные радиолокационные системы используются для обнаружения воздушных судов, измерения их координат и параметров движения и обеспечения радиолокационной идентификации командно-диспетчерским пунктам (КДП) или командным пунктам (КП) в рамках этой основной задачи.
Кроме того, дополнительная информация, такая как номер рейса, высота, оставшееся топливо и т. д., может передаваться с самолета на группу управления полетом через РСП.
Задача передачи радиолокационной информации от РСП к КДП может быть выполнена по широкополосному кабелю или широкополосной радиосвязи. Схемы управления летательными аппаратами могут работать в ручном и полуавтоматическом режимах, автоматические системы управления полетом.
За последние годы, в связи с появлением новых высокоточных радаров, стало возможным реализовать в АСУП режим автоматического управления, например, на этапе приземления.
Значительное место среди наземных радиотехнических средств самолетовождения и посадки занимают радиолокационные системы посадки самолетов типа РСП-6, РСП-7, РСП-8, РСП-10, РСП-11 и их модификации, которые играют важную роль в процессе управления самолетом.
Радиолокационные системы посадки предназначены для посадки самолетов, оборудованных обычными связными радиостанциями, в сложных метеоусловиях днем и ночью.
В состав РСП-10МН входят:
— диспетчерский радиолокатор (ДРЛ-10МН);
— посадочный радиолокатор (ПРЛ-10МН);
— автоматический радиопеленгатор МВ (МВ-ДМВ в РСП-10МН-1) диапазона;
— два комплекта УКВ/ДЦВ радиостанции связи (Р-863);
— два магнитофона (МН-61);
— преобразователь частоты (ПСЧ-15).
Рис. 1. РСП-10МН в развернутом виде
1 — аппаратная машина; 2 — электростанция; 3 — прицеп и антенна ДРЛ-10МН; 4 — прицеп и антенна ПРЛ-10МН; 5 — антенны радиостанций; 6 — антенна НПО-П; 7 — антенна пеленгатора
РСП является неотъемлемым элементом средств посадки, а также обеспечивает выполнение задач ввода воздушных судов в район аэродрома, контроля воздушной обстановки и управления воздушным движением в районе аэродрома, опознавания отдельных воздушных судов и групп воздушных судов, захода на посадку и расчета посадки путем задания пилоту (экипажу) воздушного судна посадочного курса и траектории глиссады в соответствии с командами с земли.
В результате за счет использования РСП повышается безопасность полетов и надежность радиолокационного управления.
С помощью специального посадочного радара (ПРЛ) производится определение пространственного положения приземляющегося самолета по отношению к конкретной линии планирования в РСП.
На РЛС обеспечивается секторный обзор зоны взлетно-посадочной полосы в плоскости курса и траектории скольжения.
Информация об отклонении самолета от заданного курса и траектории полета регистрируется на экранах отображения курса и траектории полета радара. При этом расстояние самолета до точки посадки определяется по показателям
Принимая во внимание данные о положении самолета относительно линии планирования, диспетчер посадки посылает по радио команды самолету, выполнив которые, пилот выводит самолет на взлетно-посадочную полосу.
ПРЛ позволяет всем типам самолетов опускаться за пределы прямой видимости земли на высоту около 50 м.
При помощи дистанционных дисплеев РСП, которые расположены в непосредственной близости от блока КДП, обеспечивается высокий уровень внимания к ГРП и быстрое предоставление данных о воздушной обстановке.
Посадка на аэродромах ВВС России в настоящее время осуществляется в основном с помощью радиолокационных систем посадки РСП-10МН и РСП-6М2.
Несмотря на положительные характеристики радиолокационной системы посадки, в частности системы РСП-10 МН характеризуется ограниченной пропускной способностью, не исключающей ошибок в процессе передачи данных из-за ошибок оператора и подверженности помехам из-за отражений от рельефа местности и метеорологических факторов.
Радиолокационная станция — это радиосистема, используемая для обнаружения объектов в воздухе и определения их расстояния, скорости и геометрических параметров.
РЛС П-18, является современным образцом новой вооруженной техники и предназначен для замены устаревшей радиолокационной системы посадки РСП-10МН, которой в настоящее время оснащен военный полигон.
РЛС П-18 предназначена для своевременного обнаружения воздушных объектов, измерения их дальности, азимута и радиальной скорости, определения государственной принадлежности, автоматического сопровождения трасс целей, автоматического распознавания класса целей, а также передачи радиолокационной информации в интегрированную систему управления.
Основным отличием новой радиолокационной станции являются существенно повышенные тактико-технические и эксплуатационные характеристики, что в первую очередь обеспечит безопасность полетов воздушных судов на наиболее сложных участках полета.
Сравнительные характеристики РЛС П-18 и РСП-10МН приведены в таблице 1.
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что РЛС П-18 по многим показателям превосходит РСП-10МН, что позволяет более быстро и качественно обнаруживать и сопровождать воздушные объекты. Так же не мало важным фактом является более высокая портативность и экономичность РЛС П-18 в сравнении с РСП-10МН.
Таблица 1
Сравнительные характеристики радиолокационных систем
Характеристика |
РЛС П-18 |
РСП-10МН |
Диапазон рабочих частот |
150–170 МГц |
150–160 МГц |
Измеряемые координаты |
азимут, дальность |
азимут, дальность |
Автоматическая обработка радиолокационной информации |
- |
- |
Режим обнаружения и сопровождения целей |
Авт. обнаружение и сопровождение целей, формирование трасс |
Ручной съем |
Точность измерения координат: — дальности — азимута — пеленг постановщиков АШП |
180 м 1,5° 4° |
200 м 15° 24° |
Разрешающая способность: — по дальности — по азимуту |
2000 м 6–8° |
150 м 1,5° |
Управление радиовысотомерами |
- |
- |
Потребляемая мощность |
8 кВт |
70 кВт |
Время включения |
3 мин. |
20 мин. |
Свертывание / развертывание |
1 час |
До 2 часов |
Защищенность от помех: а) от АШП: б) от пассивных помех – — коэффициент подавления отражений от местных предметов — рабочая зона системы СДЦ в) от несинхронных помех |
да автоматически с шагом 0,2 МГц более 45 дБ 0–390 км, адаптивная система СДЦ, полное подавление |
— Ручная перестройка 20 дБ 0–150 км — |
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. В современной системе управления воздушным движением неотъемлемой частью является радиолокационное оборудование различного назначения, которое в свою очередь объединено в радиолокационную систему посадки (РСП).
В сложных погодных условиях днем и ночью радиолокационные системы посадки (РСП) используются для посадки самолетов, оснащенных обычными радиостанциями.
Радиолокационная станция — это радиосистема, используемая для обнаружения объектов в воздухе и определения их расстояния, скорости и геометрических параметров.
РЛС П-18 является современным образцом новой вооруженной техники и предназначен для замены РСП-10 МН.
Несмотря на положительные характеристики радиолокационной системы посадки, в частности системы РСП-10 МН характеризуется ограниченной пропускной способностью, не исключающей ошибок в процессе передачи данных из-за ошибок оператора и подверженности помехам из-за отражений от рельефа местности и метеорологических факторов.
Высокомобильные РЛС П-18 могут оперативно получать дополнительную (полетную) информацию от бортовых ответчиков. Он имеет встроенный вторичный радар, что является одним из показаний для замены, устаревшей десантной радиолокационной системы РСП-10МН, которой полигон оснащен в настоящее время.
Заключение
Анализ характеристик рассматриваемых систем, несмотря на то, что система РЛС П-18 имеет занимает более широкий диапазон частот, имеет более высокую точность обнаружения целей, высокую дальность обнаружения, низкий уровень потребления электроэнергии, высокую оперативность и помехозащищённость. Это позволяет оперативно и однозначно обнаруживать, и сопровождать воздушные объекты. Так же немаловажным фактом является более высокая портативность РЛС П-18 по сравнению с действующими аналогами.
Литература:
- СистемаГАРАНТ: http://base.garant.ru/184285/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/#ixzz6lbtLQmCj
- Боевое применение подразделений РТВ ВВС. Радиолокационная станция П-18: учеб. пособие / Д. Д. Дмитриев, А. Д. Сосновский, В. А. Абалмасов, П. Ю. Зверев. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. — 168 с.
- Учебное пособие лекция- конспект РСП-10МН. Техника безопасности при подготовке к включению, при включении РСП-10МН
- Боевое применение подразделений РТВ ВВС. Радиолокационная станция П-18: учебник / Д. Д. Дмитриев [и др.]. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. — 170 с.
- Радиолокационные системы: учеб. / В. П. Бердышев, Е. Н. Гарин, А. Н. Фомин [и др.]; под общ. ред. В. П. Бердышева. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т. — 2011. — 400 с.
- Радиолокационные системы, Ахияров В. В., Нефедов С. И., Николаев А. И., 2018.
- Боевое применение подразделений РТВ ВВС. Радиолокационная станция П-18: учеб. пособие / Д. Д. Дмитриев, А. Д. Сосновский, В. А. Абалмасов, П. Ю. Зверев. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. — 168 с.