В статье автор анализирует применение средств наблюдения для контроля и управления за наземным движением на рабочей площади региональных аэродромов.
Ключевые слова: A-SMGCS, РЛС ОЛП, МПСН, КСА УВН.
Безопасность и регулярность воздушных полетов — это важная часть в деятельности организации воздушного движения. При осуществлении управления движением воздушных судов возникает задача обеспечить безопасность не только полетов воздушных судов, но и их движения по взлетно-посадочной полосе на взлете и посадке, по рулежным дорожкам, а также контроль движения воздушных судов, спецавтотранспорта и людей, находящихся на рабочей площади аэродрома.
Основным методом для контроля и управления за наземным движением региональных аэродромов с небольшим количеством взлетно-посадочных операций является визуальный метод определения местоположения воздушных судов и транспортных средств на рабочей площади аэродрома. При ограниченной видимости этот метод крайне затруднителен, и для решения задач определения местоположения объектов применяются усовершенствованные системы A-SMGCS.
По определению ИКАО система A-SMGCS (Advanced Surface Movement Guidance and Control System) — это усовершенствованная система управления и контроля наземным движением, обеспечивающая маршрутизацию, управление, и наблюдение для воздушных судов и транспортных средств в целях поддержания объявленной интенсивности наземного движения в любых погодных условиях в пределах эксплуатационной видимости на аэродроме, сохраняя при этом требуемый уровень безопасности [1].
Датчиками для системы контроля и управления за наземным движением на рабочей площади аэродрома могут применяться радиолокационные станции обзора летного поля, многопозиционные системы наблюдения, системы видеонаблюдения.
Все применяемые в Российской Федерации авиационные радиотехнические комплексы наблюдения, навигации и связи должны обеспечивать приемлемый уровень безопасности, регулярности и интенсивности полётов при максимально возможной экономической эффективности. Для региональных аэродромов с небольшим количеством взлетно-посадочных операций встает дилемма между применением средств наблюдения для обеспечения безопасности и регулярности воздушного движения в условиях ограниченной видимости и экономической эффективности от их внедрения.
Радиолокационные станции обзора летного поля предназначены для контроля и управления движением воздушных судов, спецавтотранспорта, технических средств и других объектов, находящихся на рабочей площади аэродрома (площади маневрирования и перроне, взлетно-посадочной полосе, рулежных дорожках и местах стоянок воздушных судов) [2].
На настоящий момент времени на рынке систем радиотехнических средств наблюдения за рабочей площадью аэродрома представлены несколько моделей радиолокационных станций: «Алькор», производства ПАО «НПО «Алмаз» ТОП «ЛЭМЗ»; «Атлантика», производства ПАО «ЦНПО «Ленинец»; многопозиционный РЛС ОЛП «Полином», производство АО «Концерн Международные Аэронавигационные Системы (МАНС)».
Краткие технические характеристики радиолокационных станций предоставлены в таблице 1.
Таблица 1
Краткие технические характеристики выпускаемых радиолокационных станций
Сравниваемый параметр |
РЛС ОЛП «Атлантика» |
РЛС ОЛП «Алькор» |
МП РЛК ОЛП «Полином» |
|
Диапазон рабочих частот |
33,4–34,2 ГГц Ka-диапазон |
7,25–8,3 ГГц X-диапазон |
9,3–9,5 ГГц X-диапазон |
|
Мощность передатчика |
3,5–10 кВт |
600 Вт |
1 Вт (излучения) |
|
Период обнов. РЛИ |
1 ± 0,1 с |
1 с |
≤ 1 с (среднее значение) |
|
Зона действия: по азимуту по дальности |
360 о 90–6000 м |
360 о 90–5000 м |
360 о 1–3000 м (1 РЛД) |
|
Разрешающая способность |
≤ 15 м на масштабе 2000 м |
≤ 15 м на масштабе 2000 м |
≤ 10 м по всей площади |
|
Погрешность определения координат |
≤ 7,5 м |
≤ 7,5 м |
≤ 7 м |
|
Следует отметить, что радиолокационная станция обзора летного поля «Полином» является многопозиционным комплексом, которая работает на основе пространственно-распределенной системы датчиков, объединенных в единую информационную сеть. За счет применения нескольких датчиков возможно сведение к минимуму «слепых» зон системы A-SMGCS.
Отдельно можно отметить преимущества РЛС ОЛП, работающих в Х-диапазоне — это небольшие габаритные размеры антенно-фидерных устройств, упрощающие конструкции антенно-мачтовых устройств.
Аэродромная многопозиционная система наблюдения предназначена для определения местоположения и управления движением воздушных судов, спецавтотранспорта, технических средств и других объектов, оборудованных ответчиками, находящихся на посадочной прямой и рабочей площади аэродрома (площади маневрирования и перроне, взлетно-посадочной полосе, рулежных дорожках и местах стоянок воздушных судов) [2].
Согласно сертификационным требованиям (базисам) к аэродромной многопозиционной системе наблюдения оборудование МПСН должно содержать не менее четырех приемных станции, а оборудование активной МПСН должно содержать не менее одного запросчика.
Приемоответчики должны работать в режимах A/C и S, а также принимать генерации расширенных сквиттеров (АЗН-В 1090 ES).
Для применения МПСН для целей управления и контроля за наземным движением на рабочей площади аэродрома необходимо обеспечить весь автотранспорт, мобильные препятствия аэродрома специальными маяками, работающие в этих режимах.
Погрешность горизонтального местоположения объектов управления не должна превышать:
— 7,5 м (с доверительным уровнем 95 %) и 12 м (с доверительным уровнем 99 %) для площади маневрирования аэродрома;
— 20 м (средняя точность за период 5 с) для зоны стоянки;
— 20 м (с доверительным уровнем 95 %) для зоны радиусом менее 4,6 км от порога ВПП для воздушных целей;
— 40 м (с доверительным уровнем 95 %) для зоны в радиусе от 4,6 до 9,6 км от порога ВПП для воздушных целей [3].
Координаты и данные о каждом объекте МПСН вычисляет на основе:
— определения разности времени приема сигналов от совершающих полет ВС, оснащенных ответчиками, функционирующими в режимах A/С и S;
— определения разности времени приема сигналов от объектов, оснащенных ответчиками режима S (ВС) или маяками (ТС) на ВПП, РД, участках дорог, примыкающих к ВПП;
— декодирования сообщений АЗН-B, передаваемых бортовыми ответчиками режима S ВС и всеми маяками (на ТС), находящихся в зонах ВПП, РД, участках дорог, примыкающих к ВПП и перрону.
Для региональных аэропортов с элементарной схемой аэродрома МПСН может состоять из следующих систем:
— приемные станции (не менее 4-х шт.) — принимают, декодируют сигналы от ответчиков на ВС, ТС, препятствиях;
— передающая станция (запросчик) — передает запросные коды в выбранных режимах;
— контрольно-референсный ответчик (опционно) — источник сигналов контроля и синхронизации;
— комплекс средств передачи данных.
— сервер МПСН — вычисление координат, контроль, управление системой, передача данных для АСУ, систем отображения и хранения данных;
— система отображения и хранения информации
— система технического контроля и управления.
Многопозиционные системы наблюдения представлены такими моделями как МПСН «Альманах», производства ООО «НПП ЦРТС»; МПСН «Тетра», производства ПАО «НПО «Алмаз»; МПСН «Мера», производства ОАО «ВНИИРА»; МПСН MAS-2700, производства АО «Азимут».
Оборудование видеонаблюдения предназначено для наблюдения с помощью телевизионных, тепловизорных и других визуальных средств в условиях ограниченной видимости за воздушными судами, транспортными средствами и другими объектами на площади маневрирования аэродрома, а также за воздушными судами, совершающими взлет и посадку [2].
Федеральное агентство воздушного транспорта на данный момент времени выдало сертификат типа только модели КСА УВН МАНФ.466535.004 производства АО «Концерн «Международные Аэронавигационные Системы».
Комплекс предназначен для наблюдения за наземным движением ВС, ТС и другими объектами на площади маневрирования аэродрома, а также за ВС, выполняющими взлет и посадку, посредством применения оптико-электронных систем наблюдения и предоставления информации наблюдения диспетчерам, осуществляющим аэродромное диспетчерское обслуживание воздушного движения.
Система предоставляет видеоинформацию в режиме реального времени методом «Вид из окна». Применительно к региональным аэродромам, чтобы перекрыть всю рабочую площадь аэродрома с простой схемой, необходимо применение не менее двух источников оптико-электронного наблюдения.
Следует отметить, что КСА УВН только предоставляет сведения информации наблюдения от оптико-электронных датчиков, но не прогнозирует и не обнаруживает потенциально опасные ситуации.
Сравнивая достоинства и недостатки систем, можно отметить, что для региональных аэропортов с низкой интенсивностью движения на рабочей площади аэродрома и небольшим количеством взлетно-посадочных операций немаловажным фактором оснащения системой контроля и управления за наземным движением на рабочей площади аэродрома является экономическая обоснованность.
Моделью недорогой системы управления и контроля может быть система основана на применении недорогих датчиках наблюдения (IP-камер) с выдачей обработанной координатной информации на виртуальную схему аэродрома.
Литература:
- Doc. 9830 Руководство по усовершенствованным системам управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS). Издание первое. ICAO, 2004.
- Федеральные авиационные правила «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации»: [утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 297 от 20 окт. 2014г.].
- Сертификационные требования (базисы) к средствам РТОП и АС. [Электронный ресурс] / Федеральное агентство воздушного транспорта. — Режим доступа: https://favt.gov.ru/sertifikaciya-avia-tehniky-oborudovaniya-sertif-trebovaniya-rtop.