Международный коммерческий арбитраж признается одним из важнейших способов, благодаря которому разрешаются споры в области внешнеэкономических контрактов. Исследователи справедливо отмечают, что популярность международного коммерческого арбитража возрастает в общемировом масштабе с каждым годом, и в настоящее время практически невозможно представить себе другой способ разрешения споров, особенно в современных условиях глобального развития мировой торговли [1].
Отечественные истоки данного института относятся к периоду Древней Руси. Такие акты, как Договорные и Рядные грамоты князей, относимые к XI — XII вв., а также Соборное Уложение 1649 года, упоминали отдельные аспекты третейского разбирательства споров, связанных с хозяйственной деятельностью.
Отметим, что некоторые нормы права Уложения действовали вплоть до начала девятнадцатого столетия. Безусловно, продолжалась активная политики укрепления самодержавия, но в то же время, появилась необходимость укрепления экономики, а также отечественного купечества, тем более, что «во всех окрестных государствах свободные и прибыльные торги считаются между первыми государственными делами» [2]. Таможенный Устав 1653 года, а также Новоторговый Устав, принятый в 1667 году, были призваны упорядочить правоотношения в области торговли, а также защитить местных купцов от иностранных конкурентов. Царем было введено рассмотрение дел по принципу «одного окна», дела купцов должны были рассматриваться в одном порядке, чтобы не возникла волокита, не было временных задержек. Учреждались специализированные — таможенные — суды, которые состояли из избранных представителей дворянства и купечества, разрешали конфликты в области торговли и экономики, хозяйства, причем как между русскими гражданами, так и между иностранцами.
В дальнейшем были созданы такие учреждения, как бурмистрская палата (1699 г.), Коммерц-Коллегия, которая ведала вексельными и торговыми делами (1719 г.).
С 26.08.1727 начал свое действие Устав о таможенном словесном суде, на который возлагались функции «отправлять словесный суд и расправу между купеческими людьми и кто на них будет бить челом». Широкого распространения таможенные суды не получили, споры коммерческого характера часто продолжали разрешаться в общем порядке [3]. Отметим достоинства внедрения такого института: во-первых, отмечались мотивы судебной обособленности торговцев; во-вторых, споры разбирались и разрешались не в соответствии с обычаями и разумениями судей, в основе лежали уставы и указы, то есть конкретные нормы права.
Таким образом, изначально международный коммерческий арбитраж в России не получил столь широкого и активного распространения, как в иных государствах. Вместе с тем, известны такие суды в крупных торговых территориальных центрах, в частности, они находились в Нижнем Новгороде, Архангельске, позднее сформированы были в Москве и близ реки Волга. В дальнейшем осуществлялась и теоретическая разработка данного института, была признана необходимость создания системы коммерческих арбитражей.
С мая 1754 года стали действовать, так называемые, словесные суды, которым были подсудны дела между купцами, включая и правоотношения, осложненные иностранным элементом.
19.12.1800 вступил в законную силу Устав о банкротах, в котором содержались отдельные предписания относительно несостоятельности представителей купцов, а также некоторых правовых аспектах ведения дел в суде.
В 1831 г. было утверждено Положение о третейском суде. Оно входило в Своды законов 1833, 1842 и 1857 гг. По Положению 1831 г. узаконенный третейский суд предназначался для разбора споров между членами товарищества и вообще споров по делам акционерных компаний, как между самими акционерами, так и между компаниями и лицами посторонними. Узаконенному третейскому суду предписывалось руководствоваться в производстве дел правилами и обычаями, принятыми в общей торговой практике.
С июня 1832 года начал действовать Устав о торговой несостоятельности, а впоследствии образованы коммерческие суды. Впервые коммерческий суд, схожий с современным его пониманием, возник в Российской империи в г. Одесса в марте 1808 года. Соответственно, был учрежден Устав этого суда, а с ноября 1808 года орган правосудия приступил к рассмотрению споров, в том числе, в сфере международной коммерческой деятельности.
14 мая 1832 года Указом Николая I «Об учреждении коммерческих судов» утверждены «Учреждение коммерческих судов» и «Устав торгового судопроизводства». Документ был подготовлен особой комиссией, которую возглавлял М. М. Сперанский. «...в городах, отправляющих обширную торговлю, многосложные торговые споры, по мере ее распространения возрастая ежегодно, от слияния их в одних местах со множеством других дел подвергались значительным затруднениям» [4]. Коммерческие суды были созданы во многих городах, включая Москву, Керчь, Санкт-Петербург, Новочеркасск.
Судебная реформа, проведенное в 1864 году, не оказала существенного влияния на развитие института внешнеторгового арбитража. Но стоит отметить активно нарастающие дискуссии о необходимости сохранять коммерческие суды, совершенствовать нормы о рассмотрении международных коммерческих споров. В 1871 году учредили специальную комиссию при Министерстве юстиции, в конечном итоге пришедшая к выводам о важности коммерческого правосудия. Кроме того, был разработан проект устава торгового судебного производства. Но кардинально противоположные отзывы многих известных деятелей и общественности, поступившие по поводу данного акта, обнаружили существенный раскол во мнениях: так, представители купечества высказывали позицию о необходимости системы торговых судов; органы правосудия, напротив, считали такую законную систему разрешения коммерческих споров излишней.
К концу 1910 года был подготовлен проект Общего положения о торгово-промышленных палатах в России. Раздел, где были закреплены предметы ведения палаты, содержал предписание, что «палаты разрешают в качестве третейского суда возникающие по торгово-промышленным делам споры, в случае состоявшегося об этом соглашения между сторонами, с соблюдением всех особых к сему относящихся предписаний закона» [5]. Однако данный акт не был принят.
Итак, проведенный исторический анализ показал, что прототипами международного коммерческого арбитража стали коммерческие суды, которые стремились в оперативном порядке разрешать торговые дела, в том числе, осложненные иностранным элементом. Ликвидация коммерческих судов произошла после вступления в силу Декрета о суде № 1 от 24 ноября 1917 года [6].
В период существования СССР на первом этапе развития права третейского суда были присущи биржевым арбитражным комиссиям при фондовых, а также товарных биржах, которые были образованы в 1922 году.
С. В. Николюкин отмечает, что наиболее ярко идеи третейского суда были реализованы в законодательном порядке при создании в 1932 году Внешнеторговой арбитражной комиссии (далее по тексту — ВТАК) при Всесоюзной торговой палате. Соответствующее постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР было принято 17 июня 1932 года [7].
Следует учитывать, что до создания ВТАК отечественное законодательство не регламентировало вопросы арбитражных разбирательств особой категории споров — внешнеторговых, в постоянно действующих арбитражных органах, которые обладали негосударственным характером.
Наличие негосударственного характера у ВТАК обуславливало особый порядок назначения лиц, входящих в нее. На первом этапе ВТАК включала пятнадцать членов, которых назначал президиум Всесоюзной торговой палаты. Это были лица — представители транспортных, промышленных, торговых и иных хозяйственных предприятий, а также лица, которые обладали специальными знаниями в сфере внешней торговли, норм внешнеторгового законодательства. Из членов ВТАК далее сторонами избирались третейские судьи, впоследствии избиравших из своего состава суперарбитра. Законодательно был установлен срок состава комиссии — один год. Далее, как правило, полномочия состава просто продлевались. В состав ВТАК могли быть введены новые лица — но лишь в случаях, если старые ее члены по каким-то причинам выбывали из состава. Эта практика позволяла обеспечить стабильность состава и, несомненно, имела благоприятное значение для эффективного функционирования Комиссии, выполнения поставленных перед ней целей и задач. Члены ВТАК избирали из своего состава Председателя и двух его заместителей на собраниях, проходивших ежегодно. В соответствии с положением о ВТАК, а также сложившейся практикой, Председателем ВТАК осуществлялись распорядительные функции, в том числе, рассмотрение вопросов, связанных с принятием к производству исковых заявлений, а также формированием состава арбитража по какому-то конкретному делу для его разрешения.
Первое по времени решение ВТАК датировано 15 ноября 1933 года.
Исследователи справедливо отмечают: «Признанием роли ВТАК уже на начальном этапе ее деятельности стало упоминание о возможности рассмотрения споров из внешнеторговых контрактов постоянно действующим арбитражем в СССР в ряде двусторонних международных торговых договоров, заключенных Советским Союзом в предвоенный период» [8].
Внешнеторговой арбитражной комиссией с момента создания и до начала Великой отечественной войны было рассмотрено около ста правовых споров. За первые годы работы ВТАК рассматривалось множество дел, в которых участие принимали организации, фирмы и учреждения из разных стран Азии, Европы и Америки. Среди рассмотренных споров, свидетельствующих о высоком профессионализме арбитров, отдельную группу составили такие традиционные и, одновременно, достаточно сложные для арбитража темы, как установление применимого права, а также собственной компетенции. В процессе разрешения споров арбитражем применялись по существу нормы не только советского, но и иностранного права.
Отмечается, что «деятельность ВТАК привлекала к себе внимание и за рубежом. Это, очевидно, объяснялось заинтересованностью в критической оценке работы ВТАК, которая сразу становилась известной заинтересованным иностранным юридическим и деловым кругам. В основном позитивные отзывы с самого начала деятельности ВТАК стали началом возведения фундамента, на котором основывается международное признание и роль отечественного лидера международного коммерческого арбитража и в настоящее время. В зарубежных источниках при анализе деятельности ВТАК отмечалось, что своей деятельностью Комиссия заслужила репутацию честного и компетентного органа» [9].
В послевоенный период и практически до 1960 года споры между внешнеторговыми организациями СССР и внешнеторговыми компаниями из восточно-европейских стран составляли незначительную часть, однако в следующие два десятилетия деятельность Комиссии в основном была связана с рассмотрением и разрешением правовых споров, которые возникали в процессе научно-технического и экономического сотрудничества между государствами-членами Совета экономической взаимопомощи. Споры с предприятиями, фирмами и организациями других государств на данном историческом этапе составляли незначительный процент.
Интенсивное развитие экономических связей между социалистическими государствами стало объективной предпосылкой существенного возрастания числа ежегодно рассматриваемых Комиссией дел, общее количество которых к концу 1980-х гг. достигло трехсот. Практика разрешения споров в арбитраже, в основном, была обусловлена применением унифицированных в рамках Совета экономической взаимопомощи актов, регламентирующие основные разновидности внешнеэкономических операций между социалистическими государствами. Немаловажное значение в процессе расширения деятельности международного коммерческого арбитража, укрепления его положения как важной составляющей инфраструктуры международных экономических отношений, приобрела Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Московская конвенция) от 26 мая 1972 года.
Споры с участием организаций из несоциалистических государств характеризовались своим минимальным количеством. Такие дела, безусловно, были достаточно сложны для разрешения из-за наличия правовых проблем. В этой связи, можно заключить о высоком профессионализме советских арбитров ВТАК, которые рассматривали подобные споры с учетом специфики каждого государства, соответствующих законодательных актов и сложившейся в данной области практики.
Арбитрами, которые рассматривали споры во Внешнеторговой арбитражной комиссии, являлись видные отечественные специалисты в сфере правового регулирования внешнеэкономической деятельности, среди них выделялись и ведущие представители юриспруденции, и практики. Арбитры являлись высококвалифицированные профессионалами во внешнеторговой области, кроме того, они обладали высоким уровнем образования, культуры, в совершенстве владели, как правило, несколькими иностранными языками.
На протяжении долгого времени Комиссию возглавляли широко известные как в СССР, так и в общемировом масштабе, юристы. Д. Ф. Размайцев занимался разработкой вопросов международного частного права в практике Внешнеторговой арбитражной комиссии [10], автор, к примеру, отмечал, что деятельность «ВТАК основывается на международно-правовом обычае, на основании которого следует признавать право сторон внешнеторговой сделки на выбор применимого материального права» [11]. Выделялись также Д. М. Генкин (возглавлял ВТАК в 1959–1966 гг.), С. Н. Братусь (возглавлял Комиссию с 1966 по 1974 гг.), В. С. Поздняков. Правоведы, внесшие существенный вклад в развитие института международного коммерческого арбитража, не только закрепили его положение на внутринациональном уровне, но и укрепили авторитет на уровне международном.
На следующем этапе развития института международного коммерческого арбитража в нашем государстве, а именно — в 1987 году, ВТАК была переименована в Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР [12]. В дальнейшем активное развитие чуть замедлилось в связи с новым этапом жизни всего государства, коренными изменениями в правовой системе и социально-экономической структуре.
В 1993 году был принят Закона о международном коммерческом арбитраже. Как пишет М. А. Алексеев, данный закон стал первым единым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность международного торгового арбитража, специально выделившим Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ [13]. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 07.07.1993 МКАС является преемником Арбитражного Суда при Торгово-промышленной палате СССР [14].
Принятие Закона о международном коммерческом арбитраже впервые в отечественной истории правового развития создало цельную законодательную базу для деятельности третейского суда в области международной торговли. Отечественный акт был принят на основе Типового закона о международном коммерческом арбитраже, который был разработан Комиссией по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и содержит в минимальном количестве отклонения от текста Типового закона. Эти отличия, в основном, отражают определенные традиции, сложившиеся в России в практике международного арбитража в предшествующие годы. В целом же Закон полностью соответствует фундаментальным принципам, на которых основывается регулирование международного арбитража, признаваемым международным сообществом как отвечающем его задачам способствовать развитию международного сотрудничества.
Безусловно, принятие закона о международном внешнеторговом арбитраже — прогрессивный шаг для применения данного института в России, а также участия Российской Федерации в процессе реализации задач, связанных с международной унификацией регулирования права международной торговли, совершенствования законодательства.
Несмотря на решающее значение принятия Закона о международном коммерческом арбитраже для практики использования этого способа разрешения споров и разногласий в сфере международного экономического оборота на территории России, следует, тем не менее, подчеркнуть, что новые условия для деятельности международного арбитража в России определялись и иными факторами, ставшими следствием кардинальных изменений социально-экономических условий, которые проявились в начале девяностых годов прошлого столетия. На масштабах использования международного арбитража в России серьезным образом сказались и, несомненно, продолжают сказываться и по сегодняшний день действующее нормативное регулирование и общий характер осуществления внешнеэкономической деятельности в стране, определяемые общеэкономической ситуацией в стране, для которой наиболее характерной чертой является состояние переходного периода и продолжающийся процесс формирования экономически оправданных взаимоотношений как между участниками хозяйственной деятельности между собой, так и с государством на основе принципов рыночной экономики.
Развитие частного предпринимательства и отказ государства от монополии на внешнеэкономическую деятельность пробудили активность многочисленных предприятий и фирм всех форм собственности к самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Увеличение числа субъектов международного коммерческого оборота привело также к повышению количества внешнеэкономических споров. В течение достаточно короткого периода времени резко увеличилась нагрузка на международный коммерческий арбитраж как в аспекте количественного возрастания споров, так и повышения их юридической сложности. МКАС в начале девяностых годов встал перед необходимостью, не снижая уровня компетентности и оперативности, рассматривать значительно большее количество дел [15].
Законом 1993 года было утверждено новое Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. В нем был закреплен правовой статус МКАС как самостоятельного, постоянно действующего арбитража. Закон предоставил Торгово-промышленной палате РФ полномочия утверждать Регламент Международного коммерческого арбитражного суда, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и другие расходы суда, а также возложил на нее оказание иного содействия его деятельности. Закон 1993 года, безусловно, отражал все актуальные международные тенденции арбитражного разбирательства, на его основе был принят и Регламент МКАС (1995 г.). Впоследствии было достоверно подтверждено, что в нем отражались общепризнанные основополагающие правовые идеи современного международного коммерческого арбитража, сочетающиеся с подходами, выработанными в прошлые годы работы. Авторитет МКАС повысил и то факт, что Регламент реформировал характер перечня арбитров, сделал его факультативным. Также достоинством МКАС стало то, что список арбитров был значительно дополнен и зарубежными специалистами в области международного арбитража, имеющих опыт в решении правовых споров с участием отечественных организаций.
Многолетний опыт, высокий профессионализм арбитров, отвечающие международным стандартам процедуры, стабильная и предсказуемая практика принесли МКАС широкую известность.
МКАС первым в России среди третейских судов стал лауреатом премии «Фемида-99» за вклад в создание демократического общества и развитие институтов правового государства.
Высокий мировой статус МКАС подтверждает его членство в Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ) [16].
Анализ официальных статистических данных о деятельности МКАС при ТПП РФ позволяет заключить, что с каждым годом возрастает число рассматриваемых дел. Так, в 2017 году было рассмотрено 363 дела, в 2018–454 дела, в 2019–522, в 2020 году — 621 дело. Предметы исков по международным делам МКАС в 2020 году представлены на Рис. 1 [17].
Рис. 1. Предметы исков по международным делам МКАС в 2020 году
Участие иностранных сторон в делах МКАС в 2020 году в процентном соотношении выглядит следующим образом: 39 % — страны ЕС, 19 % — страны СНГ (кроме России), 17 % — Азия, 12 % — Европа вне ЕС, 6 % — Ближний Восток, 5 % — Американские континенты, 2 % — другие государства.
Таким образом, институт международного коммерческого арбитража прошел длительный путь развития — от закрепления отдельных предпосылок еще в законодательстве Древней Руси до современного функционирования на основании Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» и иных актов.
Литература:
- Жаткина А.В. Международный коммерческий арбитраж как средство разрешения торговых споров: анализ практики // Студент – Исследователь – Учитель. Материалы 22 Межвузовской студенческой научной конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2021. С. 684.
- Архипов А.В. Во имя справедливости, именем закона. К 10-летию Арбитражного Суда Чувашской Республики [Электронный ресурс] // Pandia. URL: https://pandia.ru/text/77/389/18407.php (дата обращения: 30.06.2021).
- Истоки экономического правосудия [Электронный ресурс] // Арбитражный суд Дальневосточного округа. URL: https://fasdvo.arbitr.ru/node/14706 (дата обращения: 30.06.2021).
- Становление и развитие коммерческих судов в Российской Империи. Учреждение коммерческих судов и устав их судопроизводства 1832 года [Электронный ресурс] // Гармония права. URL: http://canonlex.com/stanovlenie-i-razvitie-kommercheskikh-sudov-v-rossijskoj-imperii-uchrezhdenie-kommercheskikh-sudov-i-ustav-ikh-sudoproizvodst va-1832-goda.html (дата обращения: 30.06.2021).
- Общее положение о торгово-промышленных палатах в России: Проект / Моск. бир. ком. Москва: тип. П.П. Рябушинского, 1911. 28 с.
- Декрет о суде от 24.11.1917 (утр. силу) [Электронный ресурс] // Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_sude1.htm (дата обращения: 30.06.2021).
- Николюкин С.В. Международный коммерческий арбитраж [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://thelib.ru/books/s_v_nikolyukin/mezhdunarodnyy_kommercheskiy_arbitrazh-read-4.html (дата обращения: 30.06.2021).
- Николюкин С.В. Правовые технологии посредничества (медиации) в Российской Федерации: научно-практическое пособие [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://iknigi.net/avtor-stanislav-nikolyukin/75121-pravovye-tehnologii-posrednichestva-mediacii-v-rossiyskoy-federacii-nauchno-prakticheskoe-poso bie-stanislav-nikolyukin.html (дата обращения: 30.06.2021).
- Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебно-методические материалы и практические рекомендации / Сост. Г. В. Севастьянов. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://moreknig.org/gumanitarnye-nauki/yurisprudenciya/67364-hrestomatiya-alternativnogo-razresheniya-sporov.html (дата обращения: 30.06.2021).
- Рамзайцев Д.Ф. Практика внешнеторговой арбитражной комиссии по вопросам международного частного права // Материалы секции права. Сборник, подготовленный секцией права Торгово-промышленной палаты СССР. М.: Изд-во Торг.-пром. палаты СССР, 1978, Вып. 31. С. 29.
- Новикова Т.В. Истоки признания в отечественном законодательстве автономии воли как принципа международного частного права // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. № 2. С. 123.
- Об Арбитражном суде при Торгово-промышленной палате СССР: Указ Президиума ВС СССР от 14.12.1987 № 8135-XI (утратил силу) [Электронный ресурс] СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/1775999/ [дата обращения 16.10.2021]
- Алексеев М.А. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации: история создания и полномочия // Legal Concept. 2011. № 2. С. 166.
- О введении в действие Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже»: Постановление ВС РФ от 07.07.1993 № 5339-I [Электронный ресурс] СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/10101355/ [дата обращения 16.10.2021]
- Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебно-методические материалы и практические рекомендации / Сост. Г. В. Севастьянов. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://moreknig.org/gumanitarnye-nauki/yurisprudenciya/67364-hrestomatiya-alternativnogo-razresheniya-sporov.html (дата обращения: 30.06.2021).
- История внешнеторгового арбитража в России [Электронный ресурс] // ТПП РФ. URL: https://mkas.tpprf.ru/ru/information/About/page3.php (дата обращения: 30.06.2021).
- Статистические данные о деятельности МКАС при ТПП РФ в 2020 году [Электронный ресурс] // ТПП РФ. URL: https://mkas.tpprf.ru/ru/Stat/page.php (дата обращения: 30.06.2021).