Формирование фонетических навыков в настоящее время — актуальная проблема, поскольку в ОГЭ, ЕГЭ, и ВПР стали оценивать ошибки в произношении. В то же время проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения. Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, так как нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего [3].
Одна из важнейших задач уроков обучения иностранному языку — это формирование основ фонетической компетентности школьников, являющихся фундаментом грамотной устной и письменной речи обучающихся. Это и обусловило актуальность темы методической разработки. Объект исследования — процесс изучения и освоения младшими школьниками основ фонетики на уроках немецкого языка.
Современные технологии способствуют развитию не только речевых, но и фонетических навыков. Сегодня, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы и формы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою индивидуальность, такие как технические средства обучения, игровые формы, проектные методики [10].
В настоящее время существует множество компьютерных обучающих программ, способствующих развитию фонетических навыков учащихся. Наиболее часто в обучении используются демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и компьютерные лекции, уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point. Так, при обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении фонетике каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон и сопоставлять свое произношение с эталонным при использовании этих программ. Наиболее используемые компьютерные программы, такие как:
1) http://de.forvo.com/ — здесь можно вбить любое слово и послушать, как его произносит носитель языка;
2) http://soundsofspeech.uiowa.edu/german/german.html — видеокурс фонетики от издательства Klett;
3) https://www.youtube.com/user/regrem2012/videos — аудио-тренер от DW;
4) http://www.goethe.de/lrn/prj/rod/deindex.htm — аудио курс RadioD для начинающих от Гёте института.
При изучении немецкого языка на начальном этапе обучения используется упражнение на проговаривание скороговорок, цель которого отработка произношения труднопроизносимых звуков. Данный вид работы необходимо проводить систематически, можно в качестве фонетической зарядки . Ее преимущество состоит в том, что она помогает без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, а также фонетических навыков и других видов речевой деятельности.
Важным является выяснение места фонетической зарядки на уроке. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу, нейтрализуя влияние звуковой среды на родном языке и, как следствие, в некотором роде предупреждая интерференцию. Однако, ее проведение возможно непосредственно перед упражнениями в устной речи или чтении в качестве фонетического упражнения, повышающие внимание к произношению словарных единиц, которые затем будут использованы в речи.
Фонетическая зарядка может предшествовать чтению, тогда она происходит на материале текста для чтения, из которого вычленяются фонетические трудности, которые могут группироваться соответствующим образом и предлагаются затем учащимся для осознанной имитации [5, c. 12].
В целях сохранения мотивации к изучению иностранного языка ребенку необходимо приблизить перспективу «говорения» и поддержать его первоначальное стремление немедленно вступить в процесс коммуникации. Именно фонетическая зарядка облегчает процесс заучивания необходимых для общения фраз и сложной для запоминания лексики.
Использование скороговорок на уроке иностранного языка поможет учителю в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке.
Нижеприведенные скороговорки можно использовать на уроках немецкого для закрепления навыков произношения:
- Fünf Ferkel fressen frisches Futter. 5 поросят едят свежий корм.
- Achtzig alte Ameisen aßen am Abend achtzig Ananas.
- Müller, mahl mir mein Mehl, meine Mutter will mir heute Mehlbrei machen.
- Auf dem Rasen rasen Hasen, atmen rasselnd durch die Nasen.
Применение скороговорок на уроках немецкого языка с использованием современных интерактивных методов способствуют закреплению фонетических навыков учащихся.
Что касается традиционных методов обучения фонетике, то сюда можно отнести игру. Одним из видов игры при изучении иностранного языка являются фонетические игры, способствующие формированию речевых навыков. В процессе учебной игровой деятельности происходит взаимодействие учителя и ученика, а также практикуются те игры, где ученики взаимодействуют друг с другом. Данные нормы работы можно считать инновационными, так как создаются условия для формирования инициативы учащимися, а учитель им в этом помогает.
Самое главное преимущество игрового момента на уроке — это создание условий для общения на немецком языке. Общение — это самое сложное для детей, так как нужно уметь не только правильно выразить мысли, но и понимать то, что говорит собеседник. Тем для ролевых игр очень много, но предпочтительнее брать те, которые актуальны в обычной жизни, например «В магазине» (диалог ведут 2 ученика, один является продавцом, а другой покупателем). Данная игра помогает учащимся отработать не только навыки произношения, но и аудирования.
Не всегда дети легко запоминают числительные, месяцы и времена года, дни недели. Для того чтобы этот процесс сделать проще, лучше всего провести на уроке игру — счет , суть которой состоит в том, что дети должны назвать по порядку те или иные слова, это способствует хорошему запоминанию лексических единиц и улучшает произношение. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры. Точно таким же образом можно закреплять знания об алфавите немецкого языка. При изучении числительных и при повторении темы можно организовать игру « Wir können rechnen ». На доске дано несколько примеров:
100 — … = 45
… — 35 = 20
30 + … = 80
Учащиеся должны дать правильный ответ, который они сначала записывают на немецком языке, затем зачитывают его вслух. Данное упражнение позволяет улучшить фонетические навыки и способствует запоминанию материала уроков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста гораздо лучше изучают иностранный язык, если занятия проводятся в игровой форме. Преимущества таких упражнений состоит в том, что создаются условия для изучения языка в легкой и непринужденной обстановке, в таком случае материал сложный для запоминания осваивается гораздо быстрее, создаются возможности для общения на иностранном языке в естественной среде. Это способствует развитию речевых и фонетических навыков. Но нужно помнить, что обучение будет эффективном в том случае, если игровая деятельность сочетается с учебной, дети должны учиться обучаться самостоятельно, пользоваться учебником и различными информационными ресурсами, находить там необходимую информацию.
Литература:
- Верещагина И. Н. Методика преподавания английского языка в общеобразовательных учреждениях. — М.: Просвещение, 1988.-224 с.
- Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория обучения иностранным языкам. — М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005.- 234 с.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. — М.: Аркти, 2003.-192 с.
- Гебель С. Ф. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка. // Педагогический вестник. — 2013. — № 3. — с. 23–24
- Павлова С. В. Обучение иноязычному произношению на коммуникативной основе //Иностранные языки в школе. — 1990. — № 1.
- Райнеке Ю. С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе. — М: Астрель, 2006.-158 с.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005.- 238 с.
- Сычев В. В. Технология обучения фонетическим навыкам на уроках иностранного языка в основной школе. Лукоянов, 2013–200 с.
- Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984.- 450 с.
- Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.