Ключевые слова: маржинальный анализ, маржинальный доход, точка безубыточности, прибыль.
Одной из основных целей любого бизнеса является получение и наращивание прибыли. Однако под влиянием многочисленных факторов внутренней и внешней среды возможен риск возникновения убытков или даже банкротства. В связи с этим, перед руководством организации встает множество вопросов относительно планирования деятельности таким образом, чтобы обеспечить здоровое и устойчивое ее функционирование.
Данное направление исследования может осуществляться посредством применения маржинального анализа, а именно инструментария, которым он оперирует. К примеру, благодаря специфическим показателям данного вида анализа, руководящее звено может определить объем реализации, который бы не позволял организации нести убытки либо обеспечить конкретную величину прибыли. Кроме того, в рамках этой концепции можно рассматривать и политику ценообразования, например, определять минимальную цену на конкретный вид готовой продукции, которая обеспечила бы безубыточность предприятию.
Маржинальный анализ — это один из методов анализа, направленный на изучение соотношения трех базовых показателей деятельности организации — объема реализации, себестоимости и прибыли, — на основании которых осуществляется принятие управленческих решений руководством экономического субъекта. Основным же допущением маржинального анализа выступает деление затрат организации на переменные и постоянные.
В зарубежной литературе встречается такое наименование маржинального анализа, как CVP (cost — volume — profit), который в переводе означает основные категории изучаемого вида анализа — затраты, объем (выпуска) и прибыль. Поэтому можно говорить о том, что маржинальный анализ дает возможность планирования, анализа одного из показателей при заданных значениях других и последствий изменения их значений. Иными словами, этот вид анализ служит для выявления резервов роста прибыли при установлении соотношения между затратами и выручкой организации.
Начнем рассмотрение показателей с маржинального дохода. Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и переменными затратами, необходимыми для ее производства (оказания, проведения). Также можно выделить маржинальный доход на единицу продукции — разница между ценой продукции и переменными затратами на единицу. По приведенным определениям понятно, что рассматриваемый показатель может быть рассчитан как по организации в целом, так и по отдельным видам продукции (услуг, работ). При втором случае создается возможность определения того, какой продукт (работа, услуга) является наиболее прибыльной и производство которых из них «тянет вниз» показатели деятельности организации. Иными словами, осуществляется ранжирование видов выпускаемой продукции с целью выработки оптимального управленческого решения относительно производственной программы предприятия. В связи с этим можно говорить, что данные о маржинальном доходе необходимы в рамках внутреннего управления организацией (для управленцев в области производства, маркетинга, менеджмента и финансов).
В силу ограниченности всех ресурсов, объективно, что у организации будет только конечное количество трудовых ресурсов, оборудования и иных ресурсов. В рамках сложившейся ситуации перед руководством встает вопрос: какие виды необходимо произвести, учитывая ограниченность тех или иных ресурсов, чтобы обеспечить безубыточность и эффективность деятельности. Также возможно рассмотреть этот вопрос, опустив проблему ограниченности ресурсов. Ответ на данный вопрос можно получить с помощью применения такого показателя, как маржинальный доход.
Производной маржинального дохода на единицу продукции (работ, услуг) является его уровень. Чаще всего, этот показатель рассчитывается как отношение маржинального дохода на единицу продукции к выручке от продаж данного вида продукции. На основе полученного результата определяется, сколько маржинального дохода организация получит при продаже конкретного вида готовой продукции. На основании этого показателя может осуществляться ранжирование продукции: в сторону производства и реализации тех позиций, которые обеспечат предприятию максимальную прибыль.
Но кроме указанной базовой величины, которая стоит в знаменателе формулы расчета уровня маржинального дохода, также могут быть использованы и другие. Например, количество времени рабочего, необходимое для производства конкретного вида продукции. На основании расчета можно получить величину, которая будет характеризовать, сколько маржинального дохода может получить организация от реализации разных видов продукции, на производство которых затрачено одинаковое количество рабочего времени. Кроме того, в качестве знаменателя может быть использован показатель мощности основных производственных фондов и т. д.
Применение и расчет показателя маржинального дохода лучше дает представление о выгоде выпуска той или иной номенклатуры продукции по сравнению с вычислением прибыли как разницы между выручкой и полной себестоимостью. Дело в том, что маржинальный доход учитывает только затраты, относящие непосредственно к данному продукту, не учитывая различные арендные платежи и другие постоянные расходы организации, т. е. дает представление только о самой продукции. Данное предположение подтверждает и Воробжит Е. Г., утверждая, что: «В условиях неполной загрузки производственных мощностей снятие с производства продукции убыточной на основе полных затрат часто приводит к убыточности других групп, то есть еще большему ухудшению финансового положения» [3, с. 46].
Таким образом, применение показателей маржинального дохода и его уровня дает возможность при неизменности имеющего ресурсного потенциала увеличить результирующие показатели деятельности путем перераспределения средств в сторону производства более прибыльной продукции.
Еще одним главным показателем маржинального анализа, с расчета которого и началась история рассматриваемого вида анализа, является точка безубыточности. С точки зрения Савицкой Г. В.: «Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию» [8, с. 243]. Следовательно, точка безубыточности — это определенное значение выручки, которое будет покрывать все постоянные расходы организации. При этом ее прибыль будет равна 0, т. е. затраты предприятия (переменные и постоянные) будут равны выручке от продаж.
Точка безубыточности представляет собой отношение постоянных затрат к уровню маржинального дохода. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый показатель находится в зависимости от таких величин, как выручка от продаж, постоянные и переменные затраты, объем реализации. На основе перечисленных показателей и анализируется точка безубыточности.
Кроме того, рассматриваемый показатель можно обосновать с количественной точки зрения: точка безубыточности — это такой объем продаж продукции, реализация которой не обеспечивает организации убытков, но при этом не сопровождается формированием прибыли. Реализация продукции большей, чем данное значение, приносит предприятию положительный финансовый результат, а меньшей — отрицательный.
Расчет точки безубыточности, несомненно, является важной частью планирования деятельности организации, т. к. дает ответить на многие вопросы, касающиеся производственного и сбытового процесса, например:
- определение оптимальной цены производимых изделий, оказываемых услуг и выполняемых работ;
- расширение производства (с точки зрения того, оправдает ли себя это расширение);
- оценка успешности организации (связано с привлекательностью бизнеса для инвесторов, кредиторов и т. п., способностью генерировать положительный финансовый результат либо показывать устойчивые показатели деятельности, характеризоваться стабильным превышением фактических результатов деятельности над точкой безубыточности);
- выявление «слабых мест» и проблем в производстве (посредством анализа роста постоянных затрат, переменных затрат и одновременного увеличения постоянных и переменных затрат).
Таким образом, обобщая все вышеуказанное, можно выделить следующие основные направления принятия решений на основе данных, полученных при проведении маржинального анализа:
- Решение об изменении масштаба производства. При расширении необходимо иметь в виду, что в данном случае будет происходить увеличение постоянных затрат. Необходимо это рассматривать вместе с направлением изменения прибыли, окупаемостью вложенных средств;
- Выбор оптимального варианта машин и оборудования. Для организации более эффективного производственного процесса и эффективного использования машин и оборудования необходимо решить, какие их виды являются наилучшими для производства. В связи с этим, анализируется возможный объем реализации, который можно получить при использовании конкретного вида оборудования (машины) и затраты, связанные с их производством с помощью него. Полученные результаты необходимо сравнить и выбрать наилучший из альтернатив;
- Выбор между «производить самостоятельно» или «покупать». Так же, как и в предыдущем пункте, организации необходимо проанализировать и сравнить возможную выручку, затраты и прибыль при двух вариантах исхода деятельности: произвести самим либо приобрести. В результате сравнения выбирается наилучший способ организации производственно-хозяйственной деятельности. При этом необходимо учитывать производственные мощности предприятия, все ресурсы и потенциал, которым он обладает, а также его внутрифирменную ситуацию;
- Выбор технологии производства. Еще один вопрос, которым нередко задаются производители: по какой технологии следует производить продукцию. Никишина А. А. по этому поводу пишет: «Для того, чтобы выбрать верный и оптимальный способ производства, нужно учитывать уровень спроса: одна технология наиболее выгодна в том случае, если спрос не превышает итоговую величину объема продаж, а другая — если он превышает» [7, с.34];
- Обоснование структуры выпускаемой продукции. Увеличить результаты деятельности организации можно за счет оптимизации ассортимента реализуемой продукции. Это означает, что нужно сбывать в большей степени те виды продукции, маржинальный доход которых ваше, чем у остальных;
- Принятие решений с учетом ограниченности (дефицита) ресурсов. Рассматривая данную проблему, Никишина А. А. пишет: «необходимо учитывать маржинальную прибыль, которую обеспечивает каждое изделие на единицу недостающего ресурса. Выбирают производство такой продукции, которая даёт наибольшую маржу покрытия на единицу недостающего ресурса» [7, с.34].
Литература:
- Акулова, Н. Г. Проблемы качества финансового анализа в процедурах, применяемых в делах о банкротстве / Н. Г. Акулова, Д. И. Ряховский. — Текст: непосредственный // Эффективное антикризисное управление. — 2014. — № 6. — С. 70–80.
- Варламова, Т. П. Финансово-экономический анализ: Учебное пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. — М: Дашков и К, 2016. — 132 c. — Текст: непосредственный.
- Ворожбит, Е. Г. Управление ассортиментом и прибылью на основе маржинального анализа / Е. Г. Ворожбит, А. С. Выскребенцева, М. В. Ласкина. — Текст: непосредственный // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2016. — № 1 (32). — С. 45–51.
- Гатауллина, Р. Р. Достоинства, недостатки и дискуссионные вопросы маржинального анализа финансовых результатов деятельности организации / Р. Р. Гатауллина. — Текст: непосредственный // SCIENCE TIME. — 2014. — № 12. — С. 87–89.
- Голубев, С. В. Маржинальный анализ в планировании хозяйственной деятельности / С. В. Голубев, С. А. Голубева. — Текст: непосредственный // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2015. — № 5 (127). — С. 170–175.
- Евстафьева, И. Ю. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Ю. Евстафьева, В. А. Черненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 337 c. — Текст: непосредственный.
- Никишина, А. А. Инструментарий маржинального подхода в принятии стратегически важных управленческих решений / А. А. Никишина, Е. В. Савоскина. — Текст: непосредственный // Научный альманах. — 2016. — № 2. — С. 31–35.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. — 6-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 378 c. — Текст: непосредственный.