Каждое предприятие старается выстроить все процессы своей деятельности таким образом, чтобы получить максимальный доход от своей деятельности. Чтобы оставаться конкурентоспособной, предприятию нужно эффективно управлять имеющимися ресурсами. Пожалуй, главную роль в этом играет контроль над издержками, понимание объема и структуры затрат дает свободу для принятия управленческих решений под влиянием изменений внешней и внутренней среды.
В современном финансовом менеджменте рассматривается несколько методик управления издержками, одна из них — «директ-костинг». Этот метод давно известен на западе и быстро приобретает популярность и среди российских управленцев. Однако зачастую руководители предприятий не в полной мере понимают, какой мощный аналитический инструмент они приобретают, внедряя директ-костинг в систему управленческого учета.
Суть системы «директ-костинг» заключается в том, что прямые издержки обобщают по видам готовых изделий, косвенные же собирают на отдельном счете и относят на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. При это подразумевается, что прямые издержки — это переменные издержки, а косвенные издержки — это постоянные издержки.
Директ-костинг чрезвычайно полезен для принятия краткосрочных решений, но практически непригоден для долгосрочных управленческих решений, поскольку не включает все затраты, которые могут иметь значение.
Калькуляция себестоимости только по прямым затратам, то есть неполная себестоимость, имеет большое значение в качестве инструмента анализа. Приведем несколько ситуаций, которые предполагают использование прямых затрат в качестве вводных данных для модели принятия решений.
Инвестирование вавтоматизацию. Распространенным сценарием для компании является инвестирование в автоматизированное производственное оборудование, чтобы уменьшить затраты на оплату труда работников. Ключевой информацией для анализа будут затраты на оплату труда сотрудников, которые будут уволены, а также затраты, которые будут понесены в рамках покупки оборудования, амортизации оборудования и затраты на техническое обслуживание. Сравнивая эти 2 величины, можно сделать вывод, выгодна ли организации автоматизация.
Анализ переменных затрат план-факт. Прямые затраты очень полезны для управления переменными затратами, поскольку можно создать отчет анализа отклонений, который сравнивает фактические переменные затраты с тем, какими должны быть переменные затраты на единицу.
Оценка рентабельности клиентов. Некоторые клиенты требуют много поддержки, но и заказывают большие объёмы продукции, таким образом приносит выручку. Если возникают такие ресурсоемкие ситуации, имеет смысл периодически подсчитывать, сколько денег компания реально зарабатывает с каждого клиента. Этот анализ может показать, что компании будет лучше прекратить сотрудничество, даже если это приведет к заметному снижению доходов.
Анализ безубыточности (CVP-analysis) или маржинальный анализ. Неполная калькуляция себестоимости полезна для построения графиков изменений уровней прибыли при изменении объемов продаж. Относительно просто создать таблицу прямых затрат, в которой соотносятся объем производства и понесенные прямые затраты, чтобы руководство могло оценить размер прибыли при каждом объеме производства.
Целесообразность аутсорсинга. Директ-костинг часто используется для принятия решения о целесообразности самостоятельного производства или же поручить это дело сторонней организации. Для корректного анализа важно определить, сколько сотрудников и какие машины будут фактически ликвидированы; во многих случаях эти ресурсы просто перемещаются в другое место внутри компании, поэтому организация не увеличивает прибыль за счет перемещения производства к подрядчику.
Однако, помимо широких возможностей для анализа, которые предоставляет директ-костинг существует и ряд проблем: в реальной жизни хозяйствующего субъекта идеальных условий не бывает. Поэтому, во внимание принимается ряд допущений, которые могут повлиять на результаты анализа с помощью директ-костинга, их стоит принимать во внимание.
Во-первых, деление затрат на переменные и постоянные всегда носит условный характер, при существенном повышении объемов производства может потребоваться расширение производственных мощностей, что приведет к ступенчатому росту постоянных расходов. И наоборот, при сокращении объемов производства можно продать или сдать в аренду освобождающиеся площади, оборудование и т. д. и тем самым уменьшить постоянные расходы или компенсировать их дополнительными доходами.
Кроме того, в длительном периоде все затраты склонны к увеличению, поэтому результаты анализа по системе «директ-костинг» целесообразно использовать только для краткосрочного планирования. То же самое касается и цен — их колебания особенно существенны именно в долгосрочном периоде. Поэтому директ-костинг применяется лишь в отношении решений, связанных с колебанием объемов производства и продаж в заданных пределах (исходя из имеющихся производственных мощностей и соответствующего им уровня постоянных расходов).
Директ-костинг не учитывает диверсификацию производства за счет разработки и внедрения новых видов продукции, работ, услуг, существенно отличающихся от выпускаемых в настоящий момент, ведь эти решения тоже являются не краткосрочными, а более глобальными, и потому требуют применения специфических методов анализа и оценки.
Как правило, при в маржинальном анализе предполагается, что вся произведенная продукция сразу будет продана, то есть остатки нереализованной продукции предполагаются равными нулю или, по крайней мере, не существенными для анализа. На практике же это может быть не так, и тогда необходимо учитывать дополнительные затраты, связанные с хранением нереализованных запасов, их потерями, и ряд других факторов, требующих применения дополнительных методов и подходов в анализе и оценке ситуации.
Ну и наконец, пожалуй, самое главное ограничение, которое почти никогда не выполняется в реальной жизни, — это то, что «в природе» поведение выручки и переменных затрат на практике не может быть описано линейной функцией, вследствие чего вполне возможно наличие не одной, а нескольких точек безубыточности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для текущего управления финансовым результатом, в том числе ценовой и ассортиментной политикой в краткосрочном периоде, методика директ-костинг в управленческом учете подходит очень многим фирмам.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что использование маржинального анализа в практике российских предприятий весьма актуально, так он предлагает широкие возможности получения информации для принятия управленческих решений. Использование данной методики в финансовом менеджменте даст возможность более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Все больше и больше коммерческих организаций выбирает для своего управленческого учета метод директ-костинга.
Литература:
- Аминева С. А. Влияние методик калькулирования на формирование себестоимости готовой продукции // Молодой ученый. — 2017. — № 13. — С. 234–236. — URL https://moluch.ru/archive/147/41148/
- Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Омега — Л, 2007. — 576с.
- Войтоловский Н. В. Экономический анализ: учебник для академического бакалавриата 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015 г.
- Гульпенко К. В., Тумашик Н. В. Актуальные проблемы калькулирования в отраслях экономики: Учебн. Пособие. — М.: Проспект, 2017. — 240 с.
- Гульпенко К. В., Тумашик Н. В. История, современность и перспективы развития калькулирования. Состояние и перспективы развития экономики (мировой, национальной, региональной): монография. Одесса: Куприенко СВ, 2015. — 189 с.
- Ковалев В. В. Финансовый менеджмент; теория и практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 1024 с.