Исследование двухфакторной модели сознания: социально-коммуникативная парадигма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Крылова, Н. А. Исследование двухфакторной модели сознания: социально-коммуникативная парадигма / Н. А. Крылова, Т. В. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 454-455. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87123/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье авторы рассматривают фундаментальное исследование Г. В. Акопова, направленное на двухфакторную модель сознания. Отдельное внимание в работе уделяется социально-коммуникативной парадигме.

Ключевые слова: сознание, социально-коммуникативная парадигма, свобода, общительность, типы сознания, творчество, созидание, контент-анализ

Сознание — одно из основных межнаучных понятий, интерес к которому у исследователей с каждым годом увеличивается. В связи с этим создаются теории, новые методы и методики изучения загадочного феномена. В нашем исследовании мы рассмотрим идею Г. В. Акопова — сознание в социально-коммуникативной парадигме (база «Самарский научном центре психологии сознания» (СНЦПС)).

Ученый пишет о двухфакторной модели сознания, которая не противоречит классической (В. П. Зинченко) и состоит из двух важнейших компонентов сознания:

1) фактор свободы (в присвоении, выборе, открытии, конструировании или созидании личностной самоопределенности.);

2) фактор контакта (общение, «укорененность индивидуального сознания в бытии человека»).

Г. В. Акопов обозначает, что бытийный слой сознания «перекрывается» контактным взаимодействием соответствующих агентов «живого движения» и чувствительной сферы с релевантным окружением. Рефлексивный слой по своей сути (не по составляющей) настолько свободен в проявлениях, что может рассматриваться как эквивалент свободы. [1]

В концепции двухфакторной теории сознания свобода определяется, как фактор развития и проявления сознания в деятельности, познании, общении, в формах выбора (произвольность), творчества и созидания. Контакт по двухфакторное модели сознания проявляется как саногенное общение. Структура общения складывается из коммуникативной установки, общения-контакта, общения-коммуникации, общения-обращения, смыслового общения (раскрытие смысла), метакоммуникации (метаобщения). [2]

Для изучения предложенной нами темы, мы использовали специально разработанные методики в методологическом поле социально-коммуникативной парадигмы психологии, определяющей сознание в качестве основной проблемы и предмета психологической науки и предлагающей двухфакторную теорию сознания:

1) Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО) (сост. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова);

2) Тест преобладающего типа сознания (ТПТС) (сост. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова). [4]

Также нами проводился контент-анализ сочинений на тему «Что такое свобода?», где главными параметрами является наличие слов и конструктов «выбор», «творчество», «внутреннее состояние человека». После сбора эмпирики будет проводиться математический анализ данных, в результате которого возможно определение новой типологии личности.

В данной статье мы предоставляем частичные результаты исследования, которое проводилось в одном их самарских технических колледжей (приняло участие — 78 студентов).

Таблица 1

Результаты ответов студентов в сочинении на тему «Что такое свобода?»

Свобода — это…

Кол-во чел.

Процентное соотношение

выбор

42

54 %

внутреннее состояние

6

8 %

творчество

13

16 %

другое

17

22 %

Соответственно, в данной части исследования были получены следующие итоги:

— 54 % (42 чел.) студента указали в своих работах связь между свободой и выбором;

— 8 % (6 чел.) — написали, что свобода — это некое внутреннее состояние;

— 16 % (13 чел.) студентов ответили, что свобода существует в творчестве;

— 22 % (17 чел.) — дали другие ответы, отличающиеся от концепции двухфакторной модели сознания.

Таблица 2

Результаты методики «Тест преобладающего типа сознания (ТПТС) (сост. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова)»

Тип сознания

Кол-во чел.

В процентах

Созерцательный тип

37

48 %

Деятельностный тип

23

30 %

Критический тип

5

6 %

Неопределенный тип

12

16 %

По методике были получены следующие результаты:

— созерцательный тип сознания выявился у 48 % (37 чел.) студентов колледжа (созерцательная лень — 4 чел., созерцательный сон — 14 чел., деятельностное созерцание — 20 чел.);

— у 30 % (23 чел.) обучающихся определился деятельностный тип сознания;

— критический тип сознания выявился у 6 % (5 чел.) студентов колледжа;

— 16 % (12 чел.) обучающихся имеют неопределенный тип сознания.

Таблица 3

Результаты методики «Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО) (сост. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова)» (по критерию общей общительности)

Общительность

Кол-во чел.

В процентах

Высокая общительность

41

52 %

Средняя общительность

35

45 %

Низкая общительность

2

3 %

По методике были получены следующие результаты:

— высокой общительностью обладает 52 % (41 чел.) студентов колледжа;

— средняя общительность выявилась у 45 % (35 чел.) обучающихся;

— низкая общительность определилась у 3 % (2 чел.) студентов колледжа.

Далее нами будет проведен более тщательный анализ представленных данных (в том числе математический, кластерный анализ), на основании которого, возможно, мы сможем предположить о существовании определенной типологии.

Литература:

1. Акопов Г. В., Носачев Г. Н. Психология и психопатология сознания: учебное пособие / Г.В Акопов, Г. Н. Носачев. — Самара: СГСПУ, 2019. — 180 с.

2. Акопов Г. В., Семенова Т. В., Агапов Д. А. Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма: Учеб. пособие. Самара, 2014.- 52 с.

3. Акопов Г. В., Семенова Т. В. Созерцание как дополнительная к деятельности категория психологии: Лекция покурсу «Общая психология». Самара, ПГСГА, 2014. — 52 с.

4. Семенова Т. В. Сознание: от концепций к социально-психологической эмпирике / Соавторы: Г. В. Акопов,В. И. Тюрин-Авинский, Л. В. Давыдкина / Под общей редакцией Г. В. Акопова. Самара, ООО «Порто-принт», 2017. — 286 с.

Основные термины (генерируются автоматически): модель сознания, семенов, студент колледжа, свобода, социально-коммуникативная парадигма, тип сознания, высокая общительность, Комплексная психологическая диагностика, методика были, результат методики.


Ключевые слова

творчество, свобода, сознание, контент-анализ, общительность, созидание, социально-коммуникативная парадигма, типы сознания

Похожие статьи

Психология сознания: теоретический обзор двухфакторной...

Сознание — один из главных, сложных и неоднозначных терминов в психологии, интерес к

Также выделяют различные классификации по структуре сознания, изучим существующие уровни в

Контакт по двухфакторное модели сознания проявляется как саногенное общение.

Система мониторинга психологической безопасности...

Экспресс-методика изучения социально психологического климата в учебном коллективе.

В ходе диагностики выявлен высокий уровень тревожности у 6 % учащихся, средний у 60

Таким образом, в ходе мониторинга психологической образовательной среды школы были...

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы...

Методику «Эмпатические тенденции Мехрабиана» и методику для исследования эмпатии И

В ходе проведенного исследования коммуникативной сферы студентов — бакалавров 1 курса

К тому же полученные результаты отражают личностное становление и готовность к освоению...

К вопросу о становлении личностных особенностей...

Студенты обнаружили высокие показатели по шкале Н (социальная смелость, решительность), что свидетельствует о их смелости, общительности, эмоциональной активности, активности испонтанности поведения способности выдерживать большие нагрузки.

Анализ данных эмпирического исследования особенностей...

Исследование социально-психологической зрелости студентов осуществлялось при помощи батареи методик. Одной из методик являлся опросник А. А. Серегиной, направленный на определение уровня инфантилизма. В результате проведения этой методики нами были...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

 В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что у большей половины класса показатели социальной компетентности развиты в той или иной...

Представления студентов о профессионально важных качествах...

В качестве испытуемых выступили студенты психолого-педагогических специальностей, так как получают более объемные знания о личностных особенностях человека, о профессионально важных качествах личности, чем студенты других специальностей.

Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом...

По методике «Опросник образа собственного тела» были получены следующие данные: в экспериментальной группе у 25 % испытуемых выявлена

Тарханова, П. М. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом...

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе...

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов.

В понятии тип образования указывается доминирующий признак, отражающий социальные ориентиры, запрос общества.

Похожие статьи

Психология сознания: теоретический обзор двухфакторной...

Сознание — один из главных, сложных и неоднозначных терминов в психологии, интерес к

Также выделяют различные классификации по структуре сознания, изучим существующие уровни в

Контакт по двухфакторное модели сознания проявляется как саногенное общение.

Система мониторинга психологической безопасности...

Экспресс-методика изучения социально психологического климата в учебном коллективе.

В ходе диагностики выявлен высокий уровень тревожности у 6 % учащихся, средний у 60

Таким образом, в ходе мониторинга психологической образовательной среды школы были...

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы...

Методику «Эмпатические тенденции Мехрабиана» и методику для исследования эмпатии И

В ходе проведенного исследования коммуникативной сферы студентов — бакалавров 1 курса

К тому же полученные результаты отражают личностное становление и готовность к освоению...

К вопросу о становлении личностных особенностей...

Студенты обнаружили высокие показатели по шкале Н (социальная смелость, решительность), что свидетельствует о их смелости, общительности, эмоциональной активности, активности испонтанности поведения способности выдерживать большие нагрузки.

Анализ данных эмпирического исследования особенностей...

Исследование социально-психологической зрелости студентов осуществлялось при помощи батареи методик. Одной из методик являлся опросник А. А. Серегиной, направленный на определение уровня инфантилизма. В результате проведения этой методики нами были...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

 В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что у большей половины класса показатели социальной компетентности развиты в той или иной...

Представления студентов о профессионально важных качествах...

В качестве испытуемых выступили студенты психолого-педагогических специальностей, так как получают более объемные знания о личностных особенностях человека, о профессионально важных качествах личности, чем студенты других специальностей.

Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом...

По методике «Опросник образа собственного тела» были получены следующие данные: в экспериментальной группе у 25 % испытуемых выявлена

Тарханова, П. М. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом...

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе...

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов.

В понятии тип образования указывается доминирующий признак, отражающий социальные ориентиры, запрос общества.

Задать вопрос