Ранняя спортивная специализация и форсирование подготовки на примере греко-римской борьбы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 21.12.2021

Статья просмотрена: 1021 раз

Библиографическое описание:

Слободенюк, А. В. Ранняя спортивная специализация и форсирование подготовки на примере греко-римской борьбы / А. В. Слободенюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 494-499. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87120/ (дата обращения: 17.12.2024).



В условиях развития современного спорта, большинство (дисциплин) видов спорта имеют тенденцию к так называемому «омолаживанию» (фигурное катание, синхронное плавание, спортивная гимнастика и т. д.), не обходит это явление и спортивную борьбу. Помимо снижения возраста начала занятиями теми или иными видами спорта, борцы сталкиваются с явлением перманентного изменения правил, критериев и системы судейства соревнований в спортивной борьбе. Оба вышеуказанных обстоятельства приводят к тому, что, тренеры вносят корректировку в систему многолетней подготовки спортсменов, а именно сдвигают сроки начала занятиями борьбой в более ранний период, и пусть и не всегда, но пренебрегают принципами спортивной тренировки, в частности ставя перед юными неокрепшими организмами спортсменов, цели и задачи сопоставимые с целями спорта высших достижений. Статья отражает, минует ли проблема ранней спортивной специализации олимпийских чемпионов и призёров по греко-римской борьбе, прошедших Игр в Рио-де-Жанейро (2016), Токио (2020).

Ключевые слова: ранняя специализация, греко-римская борьба, спортивная борьба, Олимпийские Игры, многолетняя подготовка, early sport specialization, Greco-roman wrestling, Olympic Games.

Недостаточная изученность темы ранней спортивной специализации (или Early sport specialization) на постсоветском пространстве является упущением современной спортивной науки, а ведь с каждым годом вопрос становится все более актуальным. Родители в погоне за успехом ребенка, порой забывают об интересах самого ребенка, специализируя его на той или иной деятельности, не подходящей для него в силу возраста, например, или по морфологическим признакам. Определить изученность тематики ранней спортивной специализации во всем мире, по одному из критериев достаточно просто, стоит лишь принять во внимание количество поисковых запросов в любой поисковой системе сети Интернет. Так, например, на постсоветском пространстве результаты по поисковому запросу «ранняя спортивная специализация» составляют примерно 23 700 ед., тогда как результат поискового запроса «early sport specialization» превосходит в 302 раза и составляет 7 170 000 ед. Это может говорить в том числе, и о степени заинтересованности родителей и тренеров по данной тематике.

В настоящее время однозначного и четкого определения ранней специализации не существует [1]. Одним из определений ранней спортивной специализации является — интенсивная тренировка или соревнование в организованном спорте детей препубертатного возраста (менее 12 лет) более 8 месяцев в году, с упором на один вид спорта. [2] В то время как другие определяют по типу участия, (осознанность выбора) что является ключевым маркером ранней специализации (Côté and Fraser-Thomas, 2016). Несмотря на несоответствия в определениях ранней спортивной специализации, с этим определением смешивают еще и понятие форсированной подготовки юных спортсменов, что приводит к непоправимым суждениям о ранней спортивной специализации. Так, например успешность и осторожность применения форсирования подготовки в детско-юношеском спорте достаточно часто затрагивается, как сторонниками этой теории [3], так и противниками [4, 5]. По мнению Большаковой И.В, Платонова В. Н. (2013), Латышевой Н.Е, Хвацкой Е. Е. (2015), ранняя специализация тесно граничит с форсированной подготовкой, направленной на достижение наивысших результатов в соревнованиях детско-юношеского спорта, давая определение форсированной подготовке юных спортсменов — как резкой интенсификацией тренировочного процесса, направленной на достижение «быстрых» спортивных результатов, без учета особенностей этапа спортивной карьеры, возрастно-половых и индивидуальных особенностей спортсменов. Отмечу лишь то, что снижение возраста начала тренировочных занятий проявляется как в положительных, так и в отрицательных эффектах (Хвацкая Е., Латышева Н., 2015 Психолого-педагогические науки). Такие явные противоречия по данной тематике возникают сплошь и рядом. Влияет ли ранняя спортивная специализация на успех в спорте и продолжительность спортивной карьеры является предметом споров долгие годы [6]. К примеру, цитируя В. Н. Платонова «Эксплуатация талантливых юных атлетов, проявляющаяся в их ориентации на спортивный результат и победу в соревнованиях, а не на оптимальным образом построенный процесс многолетнего совершенствования, приводит к подготовке юных чемпионов, которые в дальнейшем перестают прогрессировать и уступают сверстникам, не ощутивших на себе этого процесса» [4] можно сделать вывод о том, что ранняя специализация не имеет тенденцию к переходу во взрослый спорт и весь показанный (если таковой имеется) результат остается в юношестве. В противовес можно отметить исследование [7] где на примере 294 футболистов показано, что ранняя специализация, приобретенный опыт на практике и в игре, привела к тому, что футболисты юношеской сборной Швейцарии достигли более высоких уровней успеха во взрослом возрасте.

Греко-римская борьба

В связи с постоянными изменениями правил проведения соревнований и правил проведения самого борцовского поединка тренеры вынуждены вносить значительные изменения в саму систему подготовки юных атлетов, включая этап отбора и ориентации. Успешность модели ранней спортивной специализации на примере футбола демонстрирует ретроспективный взгляд перехода с юношеского футбола в профессиональный футбол [3]. Но не стоит забывать, что планирование многолетней тренировочной подготовки спортсмена юношеского возраста, очень тонкий и трудоемкий во всех аспектах процесс, и дабы избежать форсирования подготовки на ранних этапах, процесс должен затрагивать, все разнообразие развития двигательных качеств человека, а не акцентированно развивать ведущее качество для избранного вида спорта.

Какова была ситуация в середине-конце прошлого века в системе отбора и ориентации в мировой борьбе отследить, к сожалению, невозможно, но тенденция к снижению возраста приема детей в СССР в секции наблюдается с 1962 года [8]. Изначально рекомендовалось проводить набор в возрасте с 14-ти лет, тогда как в начале семидесятых порог снизился до 12. На данный момент времени, еще со времен СССР, на территории РФ минимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки установлен на отметке — 10 лет. Для организации нашего исследования, определим условный возраст ранней спортивной специализации, согласно действующему ФССП по виду спорта спортивная борьба — менее 10 лет. Проанализировав две последних Олимпиады по греко-римской борьбе (Таблица 1,2), можно сделать вывод о том, что еще на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро из 24 человек вошедших в число призеров, ранней специализации подверглись — 10 человек т. е. 41 % (далее это отражает рисунок 2).


Таблица 1

Анализ биографий призёров и чемпионов Олимпийских Игр XXXI 2016 год (Рио-де-Жанейро, Бразилия)

Занятое

место

Начало занятий

Возраст

Уровень результата

Средний возраст начала карьеры спортсмена (на категорию)

Средний возраст спортсмена (на категорию)

Временной путь

Весовая категория

I место Исмаэль Борерро

8

24

ЛР

9,5 лет

26 лет

16

59

II место Шинобу Ота

13

22

ЛР

9

III место Стиг Андре Берге

4

33

ЛР

29

III место Эльмурат Тасмурадов

13

25

ЛР

12

I место Давор Штефанек

15

31

ЛР

10,5 лет

26,25 лет

16

66

II место Мигран Арутюнян

12

27

ЛР

15

III место Расул Чунаев

9

25

ЛР

16

III место Шмаги Болквадзе

6

22

ЛР

16

I место Роман Власов

10

26

ПР

9,75 лет

28 лет

-

75

II место Марк Мадсен

6

32

ЛР

26

III место Ким Хён Ву

12

27

ЧОИ 2012

-

III место Саид Абдвали

11

27

ЛР

18

I место Давит Чакветадзе

10

24

ЛР

9,75 лет

24,5 лет

14

85

II место Жан Беленюк

9

25

ЛР + ЧОИ 2020

16

III место Джавид Гамзатов

14

27

ЛР

16

III место Денис Кудла

6

22

ЛР + ПР в 2020

13

I местоАртур Алексанян

10

25

ЛР

8,75 лет

28 лет

15

98

II местоЯсмани Луго

9

26

ЛР

15

III местоДженк Ильдем

10

30

ЛР

20

III местоГасем Резаи

6

31

ЛР в 2012 ЧОИ

I местоМихаин Лопес

11

34

ПР

10,75 лет

27 лет

-

130

II местоРиза Каялп

11

27

ЛР

16

III место Сергей Семенов

8

20

ЛР + (повторение в 2020)

14

III местоСабах Шариати

13

27

ЛР

12

Таблица 2

Анализ биографий призёров и чемпионов Олимпийских Игр XXXI I 2020 год (Токио, Япония)

Занятое место

Начало занятий

Возраст

Уровень результата

Средний возраст начала карьеры спортсмена (на категорию)

Средний возраст спортсмена (на категорию)

Временной путь

Весовая категория (кг)

I место Луис Орта Санчес

8

27

ЛР

10,75 лет

27 лет

19

60

II место Кэнэтиро Фумита

13

26

ЛР

13

III место Валихан Серикулы

12

29

ЛР

16

III место Сергей Емелин

10

26

ЛР

17

I место Мохаммед Гераи

5

25

ЛР

6,25 лет

25,75 лет

20

66

II место Парвиз Насибов

9

23

ЛР

14

III место Франк Штеблер

5

32

ЛР

27

III место Мохаммед Эльсайед

6

23

ЛР

17

I место Тамаш Лёринц

8

35

ПР

7,5 лет

29 лет

27

75

II место Акжол Махмудов

6

22

ЛР

16

III место Сэхэй Ябику

8

26

ЛР

18

III место Рафик Гусейнов

8

33

ЛР

25

I место Жан Беленюк

9

30

ЛР

7 лет

29,25 лет

21

87

II место Виктор Лёринц

7

31

ЛР

24

III место Денис Кудла

6

26

ПР

-

III место Зураб Датунашвили

6

30

ЛР

24

I место Муса Евлоев

12

28

ЛР

11,5 лет

27,5 лет

16

97

II место Артур Алексанян

10

29

ЧОИ — 2016

-

III место Тадеуш Михалик

10

30

ЛР

20

III место Мохаммадхади Сарави

14

23

ЛР

9

I место Михаин Лопес

11

39

ПР (4х ЧОИ)

10,5 лет

30,5 лет

-

130

II место Якоб Каджая

12

27

ЛР

15

III место Сергей Семенов

8

25

ПР

-

III место Риза Каялп

11

31

2 место ОИ — 2016

-

*Проведенные в августе 2021 года


Средний возраст ранней специализации (у приступивших к занятиям раньше 10 лет) установился на отметке 7,1 года, у остальных участников возраст начала спортивной карьеры зафиксирован на отметке 11,7 (рисунок 1). Таким образом, средний возраст начала карьеры исключительно по призерам Олимпиады в Рио-де-Жанейро, составил — 9, 83 года, а средний возраст призёра и чемпиона составил — 26,6 лет (рисунок 1).

Средний возраст начала карьеры и средний возраст всех призёров и чемпионов ОИ-2016, ОИ-2020

Рис. 1. Средний возраст начала карьеры и средний возраст всех призёров и чемпионов ОИ-2016, ОИ-2020

Данные прошедшей Олимпиады в Токио говорят о том, что 14 из 24 человек вошедших в число призеров подверглось ранней специализации т. е. 58 % (рисунок 2). Средний возраст ранней специализации (у приступивших к занятиям раньше 10 лет) установился на отметке — 7 лет, средний возраст начала карьеры у остальных призёров 11,5 лет. Таким образом средний возраст начала карьеры спортсмена — 8, 91 года, а средний возраст призёра, чемпиона зафиксирован на отметке — 28,16 лет (рисунок 1). Из 24 человек 20 человек (83 %) в Рио-де-Жанейро показало лучший для себя результат за всю карьеру, аналогичная ситуация сложилась и в Токио.

Количество призёров и чемпионов ОИ-2016, ОИ-2020 «подвергшихся» ранней специализации и среднее кол-во времени затраченное на пути к лучшему результату

Рис. 2 Количество призёров и чемпионов ОИ-2016, ОИ-2020 «подвергшихся» ранней специализации и среднее кол-во времени затраченное на пути к лучшему результату

Временной путь у «раннеспециализованных» в Рио-де-Жанейро к лучшему результату составил 17,4 года, тогда как у остальных призёров и чемпионов равен 14,7 годам. Тогда как у «раннеспециализованных» в Токио временной путь к лучшему результату составил 21 год, а у остальных призёров и чемпионов равен 15,1 годам. (рисунок 2).

Заключение

Полученные данные по результатам прошедших Олимпийских Игр в Рио-де Жанейро (2016 г.) и Токио (2020 г.), показывают, что ранняя спортивная специализация присущая греко-римской борьбе имеет свои особенности. Необходимо отметить, что ранний возраст начала занятиями борьбой на примере призёров и чемпионов Олимпийских Игр по греко-римской борьбе, никак не отразился на продолжительности спортивной карьеры, а наоборот поспособствовал её длительному продолжению.

Абсолютно точно можно утверждать, что и далее степень специализации должна основываться на дополнительных исследованиях по конкретным видам спорта, что бы юные спортсмены оставались как можно дольше в спорте и получали удовольствие от тренировочного процесса и соревнований.

Литература:

  1. Mosher A, Fraser-Thomas J, Baker J. What Defines Early Specialization: A Systematic Review of Literature. Front Sports Act Living. 2020 Oct 27;2:596229. doi: 10.3389/fspor.2020.596229. PMID: 33345176; PMCID: PMC7739675.
  2. Popkin CA, Bayomy AF, Ahmad CS. Early Sport Specialization. J Am Acad Orthop Surg. 2019 Nov 15;27(22):e995-e1000. doi: 10.5435/JAAOS-D-18–00187. PMID: 31157759.
  3. David T. Hendry, Nicola J. Hodges, Early majority engagement pathway best defines transitions from youth to adult elite men's soccer in the UK: A three time-point retrospective and prospective study, Psychology of Sport and Exercise, Volume 36, 2018, Pages 81–89, ISSN 1469–0292).
  4. Платонов В. Н., Большакова И. В., Форсирование многолетней подготовки спортсменов и Юношеские Олимпийские игры. / Наука в Олимпийском спорте, № 2, 2013 стр.37–42.
  5. Хвацкая Е. Е., Латышева Н. Е. Проблема ранней спортивной специализации (профессионализации) «Психолого-педагогические науки» 1/2015 стр. 194–201.
  6. Jayanthi N, Pinkham C, Dugas L, Patrick B, Labella C. Sports specialization in young athletes: evidence-based recommendations. Sports Health. 2013;5(3):251–257. doi:10.1177/1941738112464626
  7. Sieghartsleitner R, Zuber C, Zibung M, Conzelmann A. «The Early Specialised Bird Catches the Worm!" — A Specialised Sampling Model in the Development of Football Talents. Front Psychol. 2018 Feb 21;9:188. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00188. PMID: 29515500; PMCID: PMC5826374
  8. Савченков А., Леготкин А. Проблемы ранней специализации и отбора в спортивной борьбе 2013/ Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, № 2 (27) 2013, стр. 186–188
Основные термины (генерируются автоматически): III, место, ранняя специализация, ранняя спортивная специализация, греко-римская борьба, Рио-де-Жанейро, Токио, вид спорта, временной путь, спортивная борьба.


Ключевые слова

олимпийские игры, греко-римская борьба, спортивная борьба, многолетняя подготовка, ранняя специализация, early sport specialization, Greco-roman wrestling, Olympic Games

Похожие статьи

Значение стрельбы из лука для людей с поражением опорно-двигательного аппарата

В представленной статье раскрываются история возникновения лучного спорта в мире среди лиц с ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата), проблемы, связанные с организацией и проведением тренировочных занятий и соревнований по стрельбе из лука в ...

Особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае

В данной статье рассматриваются особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае. А также проведен анализ эффективности деятельности организаций по подготовке спортивного резерва на примере...

Тренировочный процесс в подготовительном процессе юного борца греко-римского стиля

Спортивная тренировка юного борца греко-римского стиля является педагогическим процессом, одной из составляющих комплексный контроль технико-тактических действий юного спортсмена, включает в себя физическую подготовку, техническую и тактическую подго...

Плавательная подготовка синхронисток высокой квалификации

В статье представлены результаты исследования плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. Плавательная подготовка в синхронном плавании имеет очень важную роль в тренировочном процессе спортсменок. От плавательной подготовки зависит ре...

Кто он такой, силач? Расскажем детям вместе

Детям, часто говорят «О какой ты сильный». Дети задают вопрос «А кто такой силач?» Не надо походить на шварцнегеров … у нас были свои русские силачи. Изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности» студенты анализируют не только особенности дв...

Взаимодействие организма пловца с водой

В данной статье эксплицированы теоретические и практические знания о плавании — как популярного вида спорта. Для подтверждения сказанного нами в этой статье приведены факты из истории появления этого вида спорта. Если в современных условиях двигатель...

Авторский комплекс коррекции технико-тактического мастерства спортивных акробатов

В статье освещается перспективный подход к совершенствованию тренировочного процесса в спортивной акробатике, основанный на интеграции элементов классического балета, спортивной и художественной гимнастики. Проведенные исследования позволили выявить,...

Влияние координационных способностей спортсмена на соревновательные результаты в олимпийском и профессиональном боксе

В профессиональном боксе результат поединка сильно зависит от координационных способностей (ловкости) спортсмена. Следовательно, для достижения высоких соревновательных результатов необходимо развитие этих качеств. Цель нашего исследования — выяснит...

Особенности тренировок сборной команды части по лыжным гонкам

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей подготовки военнослужащих к соревнованиям по лыжным гонкам. Авторы акцентируют внимание на то, что подготовка военнослужащих в циклических видах спорта, а именно в лыжных гонках имеет с...

Дартс — полезная игра и международный вид спорта

Дартс — игра или международный вид спорта? Таким вопросом задались студенты Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности». Студенты исследуют биомеханику движени...

Похожие статьи

Значение стрельбы из лука для людей с поражением опорно-двигательного аппарата

В представленной статье раскрываются история возникновения лучного спорта в мире среди лиц с ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата), проблемы, связанные с организацией и проведением тренировочных занятий и соревнований по стрельбе из лука в ...

Особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае

В данной статье рассматриваются особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае. А также проведен анализ эффективности деятельности организаций по подготовке спортивного резерва на примере...

Тренировочный процесс в подготовительном процессе юного борца греко-римского стиля

Спортивная тренировка юного борца греко-римского стиля является педагогическим процессом, одной из составляющих комплексный контроль технико-тактических действий юного спортсмена, включает в себя физическую подготовку, техническую и тактическую подго...

Плавательная подготовка синхронисток высокой квалификации

В статье представлены результаты исследования плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. Плавательная подготовка в синхронном плавании имеет очень важную роль в тренировочном процессе спортсменок. От плавательной подготовки зависит ре...

Кто он такой, силач? Расскажем детям вместе

Детям, часто говорят «О какой ты сильный». Дети задают вопрос «А кто такой силач?» Не надо походить на шварцнегеров … у нас были свои русские силачи. Изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности» студенты анализируют не только особенности дв...

Взаимодействие организма пловца с водой

В данной статье эксплицированы теоретические и практические знания о плавании — как популярного вида спорта. Для подтверждения сказанного нами в этой статье приведены факты из истории появления этого вида спорта. Если в современных условиях двигатель...

Авторский комплекс коррекции технико-тактического мастерства спортивных акробатов

В статье освещается перспективный подход к совершенствованию тренировочного процесса в спортивной акробатике, основанный на интеграции элементов классического балета, спортивной и художественной гимнастики. Проведенные исследования позволили выявить,...

Влияние координационных способностей спортсмена на соревновательные результаты в олимпийском и профессиональном боксе

В профессиональном боксе результат поединка сильно зависит от координационных способностей (ловкости) спортсмена. Следовательно, для достижения высоких соревновательных результатов необходимо развитие этих качеств. Цель нашего исследования — выяснит...

Особенности тренировок сборной команды части по лыжным гонкам

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей подготовки военнослужащих к соревнованиям по лыжным гонкам. Авторы акцентируют внимание на то, что подготовка военнослужащих в циклических видах спорта, а именно в лыжных гонках имеет с...

Дартс — полезная игра и международный вид спорта

Дартс — игра или международный вид спорта? Таким вопросом задались студенты Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности». Студенты исследуют биомеханику движени...

Задать вопрос