Нотариат — это система государственных органов и должностных лиц, призванная обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Сегодня нотариат занимает ключевую позицию в сфере общественных отношений, возникающих при переходе материальных и нематериальных благ умершего лица другим лицам в порядке наследования независимо от основания наследования. Так, в процессе совершения нотариусами конкретных нотариальных действий, они защищают интересы всех субъектов наследственных правоотношений, дают гарантии по сохранности наследственного имущества до принятия наследниками наследства.
За период с 2017 г. по сегодняшний день законодателем была проведена огромная работа по реформированию наследственного права. Данные нововведения продиктованы стремительным развитием экономического оборота. Теперь институт наследования включает в себя совместное завещание, наследственный договор, а также наследственный фонд. При этом внедрение новелл в законодательство повлекло за собой возникновение вопросов об их сущности и особенностях практической реализации.
В соответствии с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» был упорядочен правовой статус наследственного фонда. Данная новелла, введенная в Гражданский кодекс РФ, является достаточно привлекательной и актуальной для российского бизнеса, поэтому важно рассмотреть её правовые особенности и определить место нотариуса при образовании наследственного фонда.
Согласно п. 1 ст. 123.20–1 Гражданского кодекса РФ наследственным фондом признается фонд, создаваемый в установленном законом порядке во исполнение завещаниягражданина и на основе его имущества и осуществляющий деятельность по управлению имуществом этого гражданина, полученным в порядке наследования. Таким образом, любой гражданин, имеющий определенное имущество, которое нуждается в управлении, и желающий создать наследственный фонд, должен обратиться в нотариальную контору и нотариусу огласить свое решение, совместно подготовить завещание. Наследственный фонд подлежит созданию в качестве юридического лица только после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании его создание.
Что касается требований к завещанию, предусматривающему создание наследственного фонда, то оно подлежит обязательному нотариальному удостоверению и должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом. Завещание, содержащее решение об учреждении наследственного фонда, не может быть закрытым, а также не может быть совершено в чрезвычайных обстоятельствах. Несоблюдение этих требования влечет ничтожность указанного завещания.
Государственная регистрация наследственного фонда осуществляется в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций. Для государственной регистрации наследственного фонда в территориальный орган Минюста России по месту его нахождения представляются:
1) заявление о государственной регистрации наследственного фонда в качестве юридического лица по форме № Р11001, которое заполняется в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации некоммерческих организаций;
2) решение о создании наследственного фонда, отвечающее требованиям, предусмотренным пунктом 4 статьи 501 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также содержащее сведения о дате, времени и месте принятия решения;
3) устав наследственного фонда, отвечающий требованиям пункта 2 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 123.20–1–123.20–3 Гражданского кодекса Российской Федерации; цель и предмет деятельности наследственного фонда определяются исходя из положений пункта 1 статьи 123.20–1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявление о государственной регистрации наследственного фонда подписывается нотариусом, ведущим наследственное дело, усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется в электронном виде, то есть посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, в соответствующий территориальный орган Минюста России не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела. На практике многие нотариусы сталкиваются с проблемой небольшого срока для подачи заявления о государственной регистрации наследственного фонда, при этом увеличение данного трехдневного срока возможно только при возникновении уважительных причин и заслуживающих внимания обстоятельств (п.2 ст.123.20–1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Более осуществимый период для данной обязанности составляет от семи до десяти дней. Таким образом, принимая во внимание актуальность и востребованность нотариальных услуг, порой огромную загруженность нотариуса, можно сделать вывод, что данный срок является слишком коротким, не соответствующим реальной жизни, для осуществления данной процедуры, и как следствие, требующим увеличения, например, до семи рабочих дней.
Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства.
Как указывается в ст. 63.2 Основ, нотариус, ведущий наследственное дело, обязан довести условия управления наследственным фондом до сведения лиц, которые в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда вошли в состав коллегиальных органов наследственного фонда. Нотариус также обязан передать выгодоприобретателю по его заявлению копию решения об учреждении наследственного фонда вместе с копиями устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом. На практике часто возникают ситуации, когда назначенные наследодателем лица для управления, вновь созданного наследственного фонда, не только не имеют желания, но и возможности осуществления данной процедуры. К уважительным причинам, например, можно отнести смерть таковых. И тогда, перед нотариусом, ведущим дело по открытию наследственного фонда, встает вопрос о том, кто же в итоге будет управлять данным фондом. Между тем в компетенцию нотариуса не входят полномочия по утверждению нового состава органов управления фондом. Право по внесению изменений в состав органов фонда, имеется только у органов управления фондом, но если фонд не создан, то и органов таковых не существует. Данная проблема могла быть решена, путем увеличения полномочий нотариуса, его возможностью самостоятельно вносить изменения в устав наследственного фонда, органы управления фондом, а, в случае отказа лиц, назначенных для управления фондом, наследодателю дать право на замену данных лиц.
Кроме того, при создании наследственного фонда может возникнуть и такая ситуация, когда устав наследственного фонда не соответствует требованиям действующего законодательства. Принимая во внимание тот факт, что условия управления наследственным фондом, равно как и его устав не могут быть изменены после создания наследственного фонда. Исключением из этого правила является изменение условий или устава решением суда по требованию любого органа фонда в одном из следующих случаев. Во-первых, если управление наследственным фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать. Во-вторых, если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником, если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда (п. 6 ст. 123.20–1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная проблема может возникнуть в силу отсутствия опыта у нотариуса в сфере регулирования деятельности некоммерческих организаций. Считаем целесообразным, на этапе подготовки завещания, при необходимости, предоставить право нотариусу обращаться в органы Министерства юстиции РФ за консультацией. Например, если возникают сомнения в выборе кандидатур в члены органов управления наследственным фондом, выгодоприобретателей. Данную процедуру, возможно, осуществить в рамках межведомственного электронного взаимодействия в форме обезличенного запроса, используя защищенный канал связи, чтобы не нарушить основополагающий принцип наследственного права о тайне завещания.
В заключении следует отметить, что наследственный фонд является одним из новшеств в отечественном наследственном праве и центральное место при его учреждении отводится нотариусу. От профессиональных навыков, умений и опыта нотариуса уже на этапе подготовки завещания, содержащее распоряжение о создании наследственного фонда зависит судьба наследственного фонда. Возникновение череды проблем при учреждении наследственного фонда является одним из признаков хрупкости данной правой конструкции, требующей доработки на законодательном уровне.
Литература:
- Аюпова Г. Ф. Наследственный фонд в России: проблемы и перспективы/ Г. Ф. Аюпова// Молодой ученый.2019. № 25 (263). С.270–271.
- Голованов Н. М. Проблемы правового регулирования наследственного фонда в Российской Федерации/ Н. М. Голованов // Евразийский союз ученых. 2020. № 1–6 (70). С. 22–26.
- Кирилова Е. А. Правовой статус наследственных фондов в России/ Е. А. Кириллова // Нотариус. 2019. № 2. С. 33–36.
- Крашенников П. В. Наследство до востребования /П. В. Крашенинников/ Российская газета. Федеральный выпуск 2017. 1 августа.
- Крашенинников П. В. Наследственный фонд: альтернатива трастам в российском праве?/ П. В. Крашенинников и др. // Закон.2018.№ 9 с.18–38
- Крашенников П. В. Наследственное право (Включая наследственные фонды, наследственные договоры и совместные завещания) /4-е изд, перераб. и доп.- Москва: Статут, 2019.-302 с.
- Макарова О. А. Наследование «бизнеса на ходу»: как наследственный фонд может управлять акциями?/ О. А. Макарова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018 № 4.С. 37–42
- Петров Е. Ю., Путинцева Е. П. Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110–1185,1224 Гражданского кодекса Российской Федерации. М: Статут, 2018. С.120.
- Письмо ФНП от 29 августа 2018 г. № 4299/03–16–3 «О порядке учреждения нотариусами наследственных фондов» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
- Рассказова Н. Ю. Мотив введения большинства новелл, касающихся наследственного права,- обеспечить наследование бизнеса // Закон.2017 № 6.С.6–12.
- Турбина Е. В. Понятие и признаки наследственного фонда в правовой системе России /Е. В. Турбина// Молодой ученый. 2018. № 46. С.202–204
- Ямшанов Б. Выполнение завещанного. Павел Крашенинников: Новые законы о наследстве помогут избежать острых семейных конфликтов/ Б.Ямшанов// Российская газета.2018.28 апреля.