Жестокость человека как одна из причин противоречивости признания его высшим существом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 18.12.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Никулина, А. С. Жестокость человека как одна из причин противоречивости признания его высшим существом / А. С. Никулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 531-532. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87056/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье рассматриваются различия в развитии человека и животных, путь человека к его признанию высшим существом. Поднимаются вопросы о противоречивости признания человека как высшего существа. Ставится проблема влияния негативных черт сущности человека на противоречивость признания его высшим существом. Формулируются выводы о роли жестокости как причины отсутствия единого признания человека высшим существом.

Ключевые слова: человек, высшее существо, сознание, жестокость, гуманизм.

Анализируя различные труды философов, социологов, биологов и других ученых, мы замечаем их попытки высказываний о том, что человек, а именно его сознание — высшее сознание, ныне существующее в мире, доступном нам. Приводятся различные доказательства, что животные, не имея возможности анализировать, воображать, говорить, потому и не могут стоять рядом с Человеком на одной ступени живых организмов.

Человек во многом сходен по физиологическому и анатомическому критерию со многими млекопитающими, имеет общие с ними черты. Но существуют большие разрывы между этими представителями ниши живых существ мира — различия в психике и сознании.

Антропологи, изучая хронологическое изменение поведения и морфологии человека и животных, делают выводы о том, что на всем пути эволюции были критические точки, после которых развивалась новая ветвь развития организмов. Так, ученые заметили, что в определенный момент некий организм, которого уже сложно назвать приматом, но еще нельзя назвать человеком, стал использовать орудия труда, логику при охоте на животных, появляется общество, имеющее свой социальный строй, свою социальную структуру и правила [4, с. 20]. Именно в этот момент в этом организме явно выраженным становится процесс зарождения сознания человека, будущего homo sapiens.

В различных научных трудах (например, «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвина, 1871 г, или «Эволюция человека» А. Маркова, 2011 г.) прослеживается общая тенденция — человек по ходу эволюции стремится к развитию и биологических, и социальных качеств (это происходит вследствие развития психики человека при использовании видового (генетически переданного), индивидуального (собственного), и, что самое главное, социального опыта, получаемого в процессе взаимодействия с окружающим обществом), а животным свойственно развитие лишь биологических качеств вследствие использования в своей жизнедеятельности видового и индивидуального опыта. Человек развивает мыслительные способности, приобретает чувства, сознание, способность говорить и взаимодействовать с окружающими его организмами, а животное — лишь меняется во внешности и строении тела, оно действует по генетически заложенным в него принципам.

Именно с этого момента начинается путь человека к его признанию высшим существом на планете Земля.

На современном этапе развития философии еще не существует полного и исчерпывающего определения понятия «высшее существо». Однако анализируя такое словосочетание в контексте трудов философов и других ученых, где оно используется, можно предположить, что высшее существо — это материально существующий организм (т. к. его называют высшим, сравнивая с животными и др.), обладающий неповторимым сознанием, высшим разумом и силой, не имеющих границ. Анализируя эту мысль, возникают следующие вопросы: если существует идея назвать человека высшим существом, то обладает ли он всеми названными характеристиками этого высшего существа? Существование сознания человека неоспоримо, но имеет ли он безграничные силы и разум? Ответа нет, но если, предположим, человек действительно имеет безграничный разум, то почему возникли такие явления как жестокость, гуманизм, толерантность, безопасность? Стало бы истинно высшее существо убивать или другим способом вредить себе подобным? Возникла бы потребность в популяризации гуманизма и толерантности, если истинно высшее существо обладало безграничными разумом и силой?

Достаточно веским аргументом в сторону того, что человека нельзя однозначно назвать высшим существом, будет более подробное рассмотрение специфики понятия жестокости как одной из форм проявления агрессии человека. Жестокость возникает, когда появляется желание грубого отношения к живым существам вследствие неуравновешенности, личной неприязни, конфликтов, мотива показать свое превосходство и других причин. Так, по мнению Балабановой Л. М. жестокость рассматривается внутри теории агрессии и насилия, почти являясь их синонимом [1, с. 113]. Кириленко Е. И. считает, что жестокость — понятие, захватывающее все сферы человеческой жизни и становящейся всеобъемлющей проблемой общества [3, с. 201]. Чернова Г. Р. выдвигает точку зрения о том, что «насилие», «агрессия», «враждебность», «отчуждение», «овеществление», «бесчеловечность» (антигуманность) являются синонимичными по отношению к понятию «жестокость» [5, с. 8]. Следует понимать, что в сознании высшего существа, имеющего безграничные силы, вероятность возникновения агрессии крайне мала, ведь для него было бы просто бессмысленно показывать своё превосходство. Высшее существо признаётся «высшим» во всём.

Другое понятие, наоборот, не противоречащее признанию человека высшим существом — гуманизм. Гуманизм рассматривается Л. И. Шестовым (философ-экзистенциалист XX в.) как попытка вернуть человеку его утраченную свободу [2, электронный ресурс]. Само понятие гуманизм — воззрение, которое состоит в признании человеческой жизни высшей ценностью. Появление гуманизма связано с попыткой человека предотвратить падение моральной ценности понятия «человеческая жизнь».

Человек способен лгать, совершать противоправные поступки (зная о возможной ответственности за них), вредить другим, нарушать свободу других людей, считать себя правым лишать жизни других людей и т. д. Эти качества порождает агрессия (как защитный механизм для тех, кто остался обманутым), они принуждают человека к созданию требований к соблюдению правил безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека (как предупреждение о возможной опасности, в том числе по вине самого человека — терроризм, убийство и т. д.), принуждают к созданию специальных организаций, обеспечивающих безопасность, соблюдение прав человека и др. Это говорит об отсутствии у человека безграничных разума и сил, которые могли бы предупредить возникновение общественной опасности, а значит говорит и о противоречивости его признания высшим существом.

Все вышеизложенные рассуждения не позволяют сделать вывод о том, что жестокость и иные негативные стороны сущности человека, которые приводят его к совершению поступков, нарушающих права других людей и оскорбляющих их достоинство, являются той самой причиной, из-за которой человечество не может с полной уверенностью сказать, что человек — высшее существо в мире. Ведь существует множество других причин (например, развитие гуманизма и гуманистического отношения во многих сферах человеческой жизнедеятельности), которые позволяют считать человека стремящимся к всеобщему развитию, к признанию его сущности — высшей сущностью. Проблема противоречивости признания человека высшим существом на сегодняшний день не решена.

Литература:

  1. Балабанова, Л. М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений) / Л. М. Балабанова. — Харьков: Сталкер, 1998. — 432 c. — Текст: непосредственный.
  2. Борзенко, И. М. Основы современного гуманизма / И. М. Борзенко. — Текст: электронный // Николай Иванович Козлов. Персональный сайт: [сайт]. — URL: http://nkozlov.ru/book/32-osnovy-sovremennogo-gumanizma.html. (дата обращения: 11.12.2021).
  3. Кириленко, Е. И. Дискурс о жестокости в междисциплинарной перспективе / Е. И. Кириленко. — Текст: непосредственный // Евразийское Научное Объединение. — 2017. — № 10. — С. 201–204.
  4. Черепанова, Е. С. Философская антропология: Актуальные понятия: учебное пособие / Е. С. Черепанова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. — 324 c. — Текст: непосредственный.
  5. Чернова, Г. Р. Феномен жестокости: Культурно-антропологический аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Чернова Г. Р. — Санкт-Петербург, 2001. — 19 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее существо, гуманизм, жестокость, животное, признание, путь человека, сила, сознание, том, человеческая жизнь.


Ключевые слова

человек, гуманизм, сознание, жестокость, высшее существо
Задать вопрос