Современная типология политических систем общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 13.07.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Дроздов, Д. А. Современная типология политических систем общества / Д. А. Дроздов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116619/ (дата обращения: 18.07.2024).



В данной статье автором анализируется наиболее обобщенная современная типология политических систем общества. Выделяются различные основания для классификации государств в зависимости от степени вовлеченности граждан страны в руководство ее делами и сосредоточенности власти у государственного аппарата. Делается вывод о том, что основания для классификации включают степень власти и контроля, политико-властную культуру, обоснование власти и другие аспекты.

Ключевые слова: политическая система, общество, государство, демократия, авторитарный.

Различные классификации политических систем общества является важным инструментом для анализа, сравнения и понимания их разнообразия вне зависимости от принадлежности к конкретному государству. Ряд оснований, по которым возможно классифицировать политические системы общества, позволяет различным образом охарактеризовать ту или иную политическую систему.

Так, согласно предложенной С. А. Ворониным классификации по основанию степени власти и контроля, политические системы общества подразделяются на авторитарные, тоталитарные и демократические [1, с. 49].

Существует несколько типов политических систем в обществе, каждый из которых характеризуется определенными признаками. Авторитарная политическая система характеризуется центростремительной концентрацией власти, расширенными полномочиями исполнительной власти, ограниченным участием оппозиционных партий, контролем над поведением общества, исключением выборности органов власти и ограничением прав и свобод личности.

Тоталитарная политическая система предполагает полную регламентацию жизни общества, сверхцентрализацию политической власти в руках одного лидера, персонификацию и мифологизацию власти, однопартийную основу, тотальное подчинение всех властных институтов лидеру, ликвидацию плюрализма и оппозиции, регламентацию всех аспектов жизни общества, формирование одной официальной идеологии и полный контроль над средствами массовой информации.

Демократическая политическая система, напротив, характеризуется включенностью всех граждан в политический процесс, государственными гарантиями прав и свобод личности, многопартийностью, выборностью органов власти на альтернативной основе [1, с. 49–50].

Однако в реальных условиях политические системы часто представляют собой смесь разных типов, их синтез или сложные подструктуры. В демократической системе можно выделить элитарно-демократический, народно-демократический и революционно-демократический подтипы. В авторитарной системе могут существовать популистская или президентская формы. В тоталитарной системе можно выделить левоэгалитарный и правоолигархический подтипы.

При рассмотрении данного вопроса целесообразно упомянуть, что категория политической системы неразрывным образом взаимодействует с понятием политического режима, который в политико-правовой науке характеризуется как совокупность средств, используемых властью, а также отношения власти и общества, взаимоотношений внутри общества, и текущего состояния политической культуры в социуме. Следует считать, что политический режим представляет собой более частное понятие по отношению к политической системе. При этом необходимо упомянуть, что политические режимы бывают тоталитарными, авторитарными и демократическими, которые характеризуются схожим образом с политическими системами общества, обладающие сходными чертами и признаками, но со своими особенностями, которые, тем не менее, составляют предмет отдельного исследования.

В свою очередь, рассуждая о соотношении политической системы общества и общественной средой, А. А. Редько полагает, что политическая система выступает в качестве «надстройки» к общественной среде: в качестве аргумента автор указывает на тот факт, что власть осуществляется социальными слоями, классами, группами [2, с. 53].

Интересной представляется точка зрения Н. О. Игнатьева, который помимо рассмотренных выше также выделяет либеральную политическую систему общества. В ее характеристику данный автор вкладывает следующие признаки: « ценность личности; признание неотчуждаемых человеческих прав; идея свободного рынка и конкуренции» [3, с. 93].

Н. О. Игнатьевым также была предложена иная классификация политических систем по характеру обоснования власти: их можно условно классифицировать как традиционные и модернизированные. В этом случае в качестве характерных признаков традиционной политической системы возможно выделить в недостаточной степени развитое гражданское общество и такой способ обоснования власти, который можно назвать харизматическим. В свою очередь, характеризуя модернизированную политическую систему, стоит заметить, что в ее рамках функционирует гражданское общество, а обоснование власти происходит рациональным способом — как правило, посредством выборных процедур [3, с. 94].

Иной классификации придерживается Г. Алмонд, в качестве основания которой он выделяет политико-властную культуру: так, существуют англо-американская; континентально-европейская; доиндустриальная и частично индустриальная; тоталитарная политические системы общества [4, с. 71]:

— англо-американская политическая система (США, Великобритания) характеризуется высокой степенью индивидуализма и активного участия граждан в политической жизни. Присутствует доверие к правительству и поддержка правил демократии. Функционирует развитая демократическая система с разделением властей и сильной ролью гражданского общества;

— континентально-европейская политическая система (Германия, Франция) включает в себя элементы коллективизма и более активное государственное вмешательство. Граждане таких могут иметь высокие ожидания от правительства в области социальной защиты и экономической поддержки. В странах с такой политической системой существуют разнообразные формы демократии, которые могут варьироваться от парламентских до полупрезидентских систем;

— доиндустриальная и частично индустриальная политическая система (Индия, Бразилия) может характеризоваться менее развитой политико-властной культурой, меньшей активностью граждан в политической жизни и более традиционными ценностями. В то же время система власти может быть охарактеризована как развивающаяся (или менее стабильная) демократическая;

— тоталитарная политическая система (КНДР, Саудовская Аравия) характеризуется высокой степенью контроля государства над политической и социальной жизнью, отсутствием свободы слова и выражения. Власть как правило абсолютная, часто концентрированная в руках одной партии или лидера, наблюдается ограничение прав и свобод граждан.

Безусловно, в рамках рассматриваемой работы не представляется возможным дать обзорную характеристику всех существующих в научном дискурсе классификаций политических систем общества. Тем не менее, рассмотренные примеры позволяют показать наиболее характерные различия политических систем.

Выделение различных классификаций политических систем общества позволяет отграничить их друг от друга по различным основаниям, а также на конкретных исторических примерах проследить смену одной системы другой. По мнению автора, именно наглядность классификаций демонстрирует возможность изменения политической системы общества. Интересным представляется мнение Е. А. Ковтуна, который полагает, что в качестве основного критерия типологии политических систем общества следует считать политическую власть, которая определяет характер и направление общественного развития [5, с. 190].

Политическая система общества не является застывшим, статичным явлением — наоборот, это динамичная категория, изменяющаяся под воздействием различных социально-культурных и политических факторов. Например, XX век характеризуется переходом от авторитарной и тоталитарной политической системы к демократической во многих странах мира. История знает множество примеров, когда одна политическая система сменяла другую. Например, период Французской революции характеризовался тем, что Франция была абсолютной монархией, где власть сосредотачивалась в руках короля. С началом массовых протестов и восстаний против феодального строя и абсолютной монархии, а также свержением короля Людовика XVI, ознаменовался новый период в развитии государства — провозглашение Республики и установление Наполеоновской империи. Данный период характеризовался радикальными политическими и социальными изменениями, включая перераспределение власти, прав человека и гражданских свобод. В качестве иных процессов изменения политической системы общества можно выделить события «арабской весны» и распада Советского Союза.

Проблеме усложнения политических систем, их смене и трансформации посвящено множество трудов отечественных специалистов в области права и политологии. Например, В. И. Пантин и В. В. Лапкин в качестве особого фактора, способствующего возникновению подобных изменений, выделяют процесс глобализации, которая обусловила «необходимость усложнения и структурной дифференциации соответствующих политических систем, в частности, разъединения власти и собственности, разделения властей, создания новых политических институтов, формирования гражданского общества» [6, с. 10].

Таким образом, различные классификации политических систем общества позволяют лучше понимать и анализировать их разнообразие независимо от принадлежности к конкретному государству. Основания для классификации включают степень власти и контроля, политико-властную культуру, обоснование власти и иные аспекты.

Литература:

  1. Воронин С. А. Власть — это то, чего всегда не хватает. О природе и типологии политического лидерства, типов политических систем и режимов в историческом процессе / С. А. Воронин. — Текст: непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. — 2014. — № 3. — С. 32–57.
  2. Редько А. А. Политическая система общества и правовая политика / А. А. Редько. — Текст: непосредственный // Философия права. — 2009. — № 2(33). — С. 53–57.
  3. Игнатьев Н. О. Типология и классификация как методы научного познания политических систем / Н. О. Игнатьев. — Текст: непосредственный // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: Сборник материалов, Воронеж, 26 мая 2022 года. Том Часть 2. — Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. — С. 93–95.
  4. Калиниченко А. О. Политическая система: понятие, структура, типология / А. О. Калиниченко. — Текст: непосредственный // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2021. — № 4(45). — С. 68–72.
  5. Ковтун Е. А. Проблема типологий политических систем и режимов в отечественной политической науке / Е. А. Ковтун. — Текст: непосредственный // Форум молодых ученых. — 2021. — № 4(56). — С. 185–191.
  6. Пантин В. И. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования / В. И. Пантин, В. В. Лапкин. — Текст: непосредственный // Полис. Политические исследования. — 2002. — № 2. — С. 6–19.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая система общества, политическая система, власть, гражданское общество, обоснование власти, политико-властная культура, различная классификация политических систем общества, тоталитарная политическая система, абсолютная монархия, общественная среда.


Похожие статьи

Задать вопрос