Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 18.12.2021

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Арифулина, В. Ю. Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности / В. Ю. Арифулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86990/ (дата обращения: 19.07.2024).



В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Ключевые слова: дошкольники, познавательная активность, продуктивная деятельность, психолого-педагогические условия.

Согласно положению Федерального государственного стандарта дошкольного образования, формирование познавательной активности представляет собой актуальную проблему в дошкольной педагогике. Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Познавательная активность — это действие эмоционально-оценочного отношения ребенка дошкольного возраста к процессу и результату познания, которое проявляется в его желании познать новое, преодолении различных трудностей на пути к получению знаний, приложении максимальных волевых усилий в ходе познавательной, продуктивной деятельности [6].

Познавательная активность дошкольников развивается в процессе продуктивной деятельности, организованной педагогами дошкольной образовательной организации.

В условиях дошкольного образования продуктивная деятельность ребенка проходит под руководством воспитателя, ее результатом является появление какого-либо продукта детской деятельности.

Продуктивная деятельность создает благоприятные педагогические условия для процесса социализации дошкольников. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игровой имеет решающее значение для развития детской психики.

Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе [5].

В исследовании А. А. Грибовской отмечается, что в процессе продуктивной деятельности у дошкольника формируются такие важные личностные качества, как: познавательная активность, самостоятельность, инициативность, креативность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности [1].

В продуктивной деятельности ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в процессе продумывания содержания деятельности, подбирать материалы, использовать разнообразные средства художественной выразительности [1].

В ходе созидательной продуктивной деятельности дошкольники учатся практическим навыкам, которые позже понадобятся им для самой разнообразной работы: умелость, практичность. Кроме того, в данном виде деятельности дети освобождаются от страхов и перенапряжения.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности предполагает создание педагогом соответствующих психолого-педагогических условий.

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности, следующие:

  1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста при формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности.

Н. В. Попова подчеркивает, что при учете индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в процессе формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности обеспечивается личностное своеобразие развития детей, возможности максимального развития особенностей ребенка. Без учета индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано [3].

Дошкольный возраст — благоприятный возрастной период для развития познавательной активности в продуктивных видах деятельности. Задача педагогов — создать условия для полноценного развития продуктивного вида деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада по познавательному развитию строится на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта, основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации и рабочей программы каждой возрастной группы.

Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает:

– развитие любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательной активности, становление сознания;

– активизацию воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Создание развивающей предметно-развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей. Насыщенная разнообразными предметами, играми и материалами, она способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности [4].

  1. Проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Продуктивные виды деятельности дошкольника в процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности (НОД) включают изобразительную и конструктивную.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [1].

Изобразительная деятельность на НОД представлена следующими видами — рисованием, лепкой, аппликацией.

Поэтому общие задачи, которые возлагаются на продуктивную деятельность, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

  1. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей предполагает:

– ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого на НОД по познавательному развитию;

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– вовлечение родителей в совместную с детьми продуктивную деятельность [2].

Помимо традиционных форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности целесообразно использовать инновационные формы и методы работы: «круглый стол» по теме развития познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности, тематические выставки совместного творчества, устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице, семейные проекты, открытые НОД по познавательному развитию для просмотра родителей, ринги детей и родителей, интервью с родителями и детьми на тему развития познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности, родительская гостиная, конкурс семейных талантов и др.

Таким образом, к психолого-педагогическим условиям формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности относятся:

1) учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста при формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности;

2) организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие»;

3) проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста;

4) взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей.

Литература:

  1. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. — М., 2009. — 247 с.
  2. Максимова Т. В. Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников / Т. В. Максимова, Н. А. Старосветская // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 367–370.
  3. Попова Н. В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Барнаул, 2002. — 22 с.
  4. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — 2010. — № 6. — С.15–23.
  5. Чайкина Ж. В. Организация детского творчества в системе дополнительного образования: учеб.-мет. пособие. — Н. Новгород, 2009. — 59 с.
  6. Чуприкова Н. И. Познавательная активность и память. — М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. — 46 c.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, дошкольный возраст, познавательная активность, познавательная активность детей, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование, детский сад, непосредственно-образовательная деятельность, образовательная область, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

Федеральный государственного образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет: из опыта работы/авт...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное...

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях...

Образовательная область «Познавательное развитие» является одним из главных направлений деятельности любой дошкольной образовательной организации, так как работа по познавательному развитию проходит через все разделы Программы.

Развитие познавательной активности в образовательном...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка

Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ в свете требований ФГОС ДО.

(37 периодов непосредственно образовательной деятельности в год (1 раз в неделю)...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей

Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного

Основой образовательной деятельности является игра как ведущий вид детской...

Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО

Библиографическое описание: Рогунова, О. А. Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО / О. А. Рогунова.

Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль...

ЗАДАЧИ непосредственно образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность — это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельности, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их...

Организация поисковой деятельности дошкольников

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование

Развитие познавательной активности детей старшего... Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила...

Организация образовательного процесса в старших группах...

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации.

Похожие статьи

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

Федеральный государственного образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет: из опыта работы/авт...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное...

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях...

Образовательная область «Познавательное развитие» является одним из главных направлений деятельности любой дошкольной образовательной организации, так как работа по познавательному развитию проходит через все разделы Программы.

Развитие познавательной активности в образовательном...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка

Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ в свете требований ФГОС ДО.

(37 периодов непосредственно образовательной деятельности в год (1 раз в неделю)...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей

Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного

Основой образовательной деятельности является игра как ведущий вид детской...

Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО

Библиографическое описание: Рогунова, О. А. Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО / О. А. Рогунова.

Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль...

ЗАДАЧИ непосредственно образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность — это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельности, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их...

Организация поисковой деятельности дошкольников

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование

Развитие познавательной активности детей старшего... Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила...

Организация образовательного процесса в старших группах...

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации.

Задать вопрос