Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 18.12.2021

Статья просмотрена: 453 раза

Библиографическое описание:

Арифулина, В. Ю. Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности / В. Ю. Арифулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86990/ (дата обращения: 27.10.2024).



В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Ключевые слова: дошкольники, познавательная активность, продуктивная деятельность, психолого-педагогические условия.

Согласно положению Федерального государственного стандарта дошкольного образования, формирование познавательной активности представляет собой актуальную проблему в дошкольной педагогике. Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Познавательная активность — это действие эмоционально-оценочного отношения ребенка дошкольного возраста к процессу и результату познания, которое проявляется в его желании познать новое, преодолении различных трудностей на пути к получению знаний, приложении максимальных волевых усилий в ходе познавательной, продуктивной деятельности [6].

Познавательная активность дошкольников развивается в процессе продуктивной деятельности, организованной педагогами дошкольной образовательной организации.

В условиях дошкольного образования продуктивная деятельность ребенка проходит под руководством воспитателя, ее результатом является появление какого-либо продукта детской деятельности.

Продуктивная деятельность создает благоприятные педагогические условия для процесса социализации дошкольников. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игровой имеет решающее значение для развития детской психики.

Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе [5].

В исследовании А. А. Грибовской отмечается, что в процессе продуктивной деятельности у дошкольника формируются такие важные личностные качества, как: познавательная активность, самостоятельность, инициативность, креативность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности [1].

В продуктивной деятельности ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в процессе продумывания содержания деятельности, подбирать материалы, использовать разнообразные средства художественной выразительности [1].

В ходе созидательной продуктивной деятельности дошкольники учатся практическим навыкам, которые позже понадобятся им для самой разнообразной работы: умелость, практичность. Кроме того, в данном виде деятельности дети освобождаются от страхов и перенапряжения.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности предполагает создание педагогом соответствующих психолого-педагогических условий.

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности, следующие:

  1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста при формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности.

Н. В. Попова подчеркивает, что при учете индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в процессе формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности обеспечивается личностное своеобразие развития детей, возможности максимального развития особенностей ребенка. Без учета индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано [3].

Дошкольный возраст — благоприятный возрастной период для развития познавательной активности в продуктивных видах деятельности. Задача педагогов — создать условия для полноценного развития продуктивного вида деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада по познавательному развитию строится на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта, основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации и рабочей программы каждой возрастной группы.

Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает:

– развитие любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательной активности, становление сознания;

– активизацию воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Создание развивающей предметно-развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей. Насыщенная разнообразными предметами, играми и материалами, она способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности [4].

  1. Проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Продуктивные виды деятельности дошкольника в процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности (НОД) включают изобразительную и конструктивную.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [1].

Изобразительная деятельность на НОД представлена следующими видами — рисованием, лепкой, аппликацией.

Поэтому общие задачи, которые возлагаются на продуктивную деятельность, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

  1. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей предполагает:

– ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого на НОД по познавательному развитию;

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– вовлечение родителей в совместную с детьми продуктивную деятельность [2].

Помимо традиционных форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности целесообразно использовать инновационные формы и методы работы: «круглый стол» по теме развития познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности, тематические выставки совместного творчества, устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице, семейные проекты, открытые НОД по познавательному развитию для просмотра родителей, ринги детей и родителей, интервью с родителями и детьми на тему развития познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности, родительская гостиная, конкурс семейных талантов и др.

Таким образом, к психолого-педагогическим условиям формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности относятся:

1) учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста при формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности;

2) организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие»;

3) проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста;

4) взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей.

Литература:

  1. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. — М., 2009. — 247 с.
  2. Максимова Т. В. Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников / Т. В. Максимова, Н. А. Старосветская // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 367–370.
  3. Попова Н. В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Барнаул, 2002. — 22 с.
  4. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — 2010. — № 6. — С.15–23.
  5. Чайкина Ж. В. Организация детского творчества в системе дополнительного образования: учеб.-мет. пособие. — Н. Новгород, 2009. — 59 с.
  6. Чуприкова Н. И. Познавательная активность и память. — М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. — 46 c.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, дошкольный возраст, познавательная активность, познавательная активность детей, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование, детский сад, непосредственно-образовательная деятельность, образовательная область, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Похожие статьи

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...

К вопросу о формировании познавательной активности у старших дошкольников через дидактическую игру

В статье рассмотрено понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Даётся определение познавательной активности, познания. Делается вывод, что познавательная активность детей начинает развиваться через дидактические игры. С п...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования

В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих с...

Задать вопрос