Ключевые слова: автомобильная промышленность, автопоезд, двигатель.
В настоящее время автопоездом или автомобильным поездом считается комбинированное многозвенное транспортное средство, состоящее из автомобиля-тягача и прицепа (в таком случае он называется прицепным автопоездом) или полуприцепа (в таком случае он называется седельным автопоездом).
Автомобильные поезда могут быть сформированы из различных транспортных средств, например, грузовых, пассажирских и легковых.
Вспомним, что первый полуприцеп был создан в Америке. Его изобретение приписывается Августу Чарльзу Фрюхауфу, создателю корпорации «Fruehauf».
В 1914 году один из его клиентов попросил перевезти лодку. Фрюхауф и его компаньон Нойман решили помочь, и попросили заказчика дать им немного времени на выполнение его просьбы. У клиента был автомобиль Ford Model_T. Итогом работы стало решение, сделавшее настоящий переворот в сфере грузоперевозок.
В настоящее время популярность полуприцепов и тягачей во всем мире объясняется следующими факторами:
— процесс сцепки и расцепки современных полуприцепов происходит достаточно легко и быстро, что существенно экономит время перевозчика;
— автопоезда, обладающие хорошей маневренностью, могут развивать достаточно большую скорость на шоссе с хорошим покрытием;
— полуприцепы комфортабельны благодаря своей возможности отложенной разгрузки. Во время ожидания грузчиков или освобождения места на складе водитель тягача может поехать выполнять другой заказ с другим полуприцепом;
— в случае неисправности, поломки тягача груз можно перевезти другим тягачом. При этом нет необходимости перегрузки груза на другое транспортное средство;
— огромное разнообразие всевозможных полуприцепов позволяет выполнить практически любую задачу и перевезти даже самый специфичный груз.
В настоящее время также набирают популярность малотоннажные автопоезда, обладая достоинствами большегрузных автопоездов, помимо этого они обладают следующими достоинствами:
- Наличие любых прав на автомобиль дает возможность управлять легковым автомобилем с прицепом.
- Маневренность, в настоящее время дороги в городах очень перегружены, дороги в сельской и гористой местности тоже очень узкие и не всегда хорошего качества.
- Изнашиваемость дорог снижается в отличие от различных большегрузных грузовиков.
- Экологичность, использование более современного экологически чистого горючего для легковых автомобилей, по сравнению с грузовиками.
- Экономичность, окупается использование прицепа за один сезон.
Таким образом с уверенностью можно сказать, что дальнейшее развитие автопоездов как большегрузных, так и малотоннажных будет продолжаться и совершенствоваться. Будет улучшаться их маневренность, экономичность, наверняка будут добавляться новые типы прицепов и полуприцепов, в зависимости от новых нужд потребителей этих видов транспорта. Думаю, что очень скоро появятся и автопоезда-беспилотники, недавно «в США разработали фуру-беспилотник. Она перевезла коммерческий груз на расстояние больше 190 километров.
Что касается самих автомобилей, в настоящее время ведутся разработки различного вида топлива. В «Российской газете» от 25 февраля 2006 г. была опубликована статья ««Мерседес» на семечках», в которой рассказывается о кубанском умельце, придумавшем двигатель, работающий на подсолнечном масле: «...Отставной капитан Николай Тоскин из поселка Ахтырский Абинского района решил техническую задачу, над которой до него бились американские и немецкие изобретатели: придумал такой двигатель, который может работать на самых разных видах топлива, в том числе на растительном масле. Идею свою он вынашивал двадцать лет. И начал он с хождения по библиотекам, перелопачивать техническую литературу и оказалось, что его идея не бредовая, над ней уже несколько десятков лет бились научно-исследовательские институты США, Англии и Германии. Ему пришла в голову мысль использовать «процесс детонации», т. к. по его подсчетам выходило, что при этом скорость возгорания возрастет в сотни раз и тогда гореть может практически все. В 1995 г. он поехал в Москву и представил свои расчеты и соображения в научно-исследовательский институт, его заявка была принята. Через 3 года после тщательной экспертизы получил патент. Свою идею воплотил в жизнь только спустя ряд лет. Так, из купленного в складчину трактора «Т-34» и его двигателя начали конструировать новый тип двигателя, чтобы убедиться, что двигатель может в реальности работать «на взрыве». В этом двигателе отсутствуют форсунки, коленвал, топливная аппаратура. Смесь готовится вне цилиндра. Соотношение объемов воздуха к топливу 50: 1 (в старых — 15: 1). «…Двигатель завелся сразу же, обороты у него были такие, что думали трактор разлетится, но потом проехали на нем по сельской улице. Затем заливали в двигатель спирт, ацетон, растворитель и др., машина работала» ... Сейчас на заводе Седина приступили к изготовлению деталей для нового варианта двигателя: типа турбины, дискообразного, в котором нет коленвала и шатунов».
Кроме таких экзотических видов топлива рассматривается в качестве топлива природный сжиженный газ, водород и другие виды топлива. Также хотелось бы отметить, что в последнее время набирают популярность электромобили.
В настоящее время автомобильная промышленность считается главной отраслью машиностроения в экономике многих стран. Так происходит из-за следующих факторов:
— автомобильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей. Она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государств значительный доход от продаж, как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
— она является наукоемкой и высокотехнологичной. Благодаря ей многие другие отрасли и предприятия которых выполняют ее заказы. Новые разработки, вводимые в автомобильной промышленности, неизбежно заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства;
— ввиду того, что таких отраслей довольно большое количество, то в итоге наблюдается подъем многих отраслей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом;
— автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью;
— требуется все больше и больше автомобилей для решения различных хозяйственных задач, что увеличивает выпуск продукции.
В настоящее время в ряде секторов автомобильному транспорту отсутствует альтернатива. Это розничная торговля, перевозка дорогостоящих и срочных грузов на малые и средние расстояния, транспортное обеспечение производственной логистики, малого бизнеса. Эффективность и темпы экономических реформ определяются эффективностью автотранспорта, а следовательно, сдерживание развития автомобильного транспорта равнозначно торможению экономического развития и структурных преобразований.
Литература:
- Зигуненко, С. Н. 1000 увлекательных рассказов о машинах / С. Н. Зигуненко. — М.: Астрель: АСТ, 2002. — 287 с.
- Рубец, А. Д. История автомобильного транспорта России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. дипломир. специалистов «Эксплуатация назем. трансп. и трансп. оборуд». и «Орг. перевозок и упр. на трансп». / А. Д. Рубец. — 2-е изд., стереотип. — М.: Academia, 2004. — 299 с.
- История американских автомобилей. — Текст: электронный // История американских автомобилей: [сайт]. — URL: http://america-cars.ru/ (дата обращения: 15.12.2021).
- Бернацкий В. И. и др. Развитие автомобильных транспортных средств. — М.: Транспорт, 1984.
- Краткий автомобильный справочник НИИАТ. — М.: Транспорт, 1994.
- Якобашвили, А. М. Специализированный подвижной состав для грузовых автомобильных перевозок / А. М. Якобашвили, В. С. Олитсткий, А. Л. Цеханович. — М.: Транспорт, 1988.
- В США беспилотный грузовик перевез коммерческий груз на 190 километров. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2016/11/13/v-ssha-bespilotnyj-gruzovik-perevez-kommercheskij-gruz-na-190-kilometrov.html (дата обращения: 15.12.2021).
- Епифанов, В. В. История автомобилестроения: учебное пособие / В. В. Епифанов. — Ульяновск; УлГТУ, 2019. — 215 с.
- Виды грузовых автомобилей и прицепов для перевозки. — Текст: электронный // svezem.ru: [сайт]. — URL: https://svezem.ru/article/vidy-gruzovyh-avtomobiley-i-pricepov-dlya-perevozki/ (дата обращения: 15.12.2021).