К 165-летнему юбилею Г. В. Плеханова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Волохова, В. С. К 165-летнему юбилею Г. В. Плеханова / В. С. Волохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 527-529. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86935/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье приводятся взгляды современных исследователей на творчество одного из основоположников русского марксизма Г. В. Плеханова, его личностного становления, изменения взглядов. В связи с социальными и политическими изменениями рассмотрения роли творчества Г. В. Плеханова в истории являетсянеобходимым для понимания настоящего и будущего России.

Ключевые слова: личность Г. В. Плеханова, исторический материализм, серебряный век, марксизм, религия, философия, капитализм.

The article presents the views of modern researchers on the work of one of the founders of Russian Marxism, G. V. Plekhanov, his personal formation, changes in views. In connection with social and political changes, consideration of the role of G. V. Plekhanov's creativity in history is necessary for understanding the present and future of Russia.

Keywords: the personality of G. V. Plekhanov, historical materialism, silver Age, Marxism, religion, philosophy, capitalism.

11 декабря 2021 года отмечается 165-летний юбилей со дня рождения одного из виднейших мыслителей, философов, организаторов российского и международного социалистического движения Георгия Валентиновича Плеханова. Эта дата — прекрасный повод проанализировать, какие аспекты философских воззрений Г. В. Плеханова привлекают современных исследователей.

Прежде всего, хочется отметить монографию Г. Д. Чеснокова «Выдающийся русский теоретик и пропагандист марксизма». По его мнению, современное российское массовое самосознание — парадоксальный коктейль либерально-демократических архетипов, возрождающих отчасти народнические идеи, с реакционными заблуждениями и хаотическими колебаниями, свойственными обществознанию последней четверти XIX века [1, с.5]. Г. Д. Чесноков показывает идейную близость взглядов народников конца девятнадцатого века и идей, декларируемых на рубеже XX и XXI веков.

Период конца XIX начала XX века в современной историографии традиционно называют русским Серебряным веком. Притом, как правило, данный литературоведческий термин используется применительно и к истории философии, подчеркивая господство модернизма, символизма, религиозного мистицизма. Основное противоречие эпохи состояло в том, что восхищению достижениями цивилизации сопутствовало отторжение «бездуховного» мира современности. Научный пафос переплетался с иррационализмом и религиозным мистицизмом, а также мифотворчеством: мессианством, профетизмом, утопизмом. Научное мировоззрение, успехи социальных и естественных наук не препятствовали процессу созидания новой мифологии. Достижения науки сами становились предметом религиозных и мистических интерпретаций. Идея о том, что ход истории может быть не только осмыслен человеком, но и сознательно направляем, оказалась чрезвычайно плодотворной. Поиск новых целей развития человечества стал главной задачей, которую ставили перед собой философы и литераторы Серебряного века.

Всё это побуждает вспомнить, проанализировать и понять автор монографии, обращаясь к идеям Г. В. Плеханова, обнажая драматичные вехи российской истории и философии. Следует еще раз подчеркнуть, что Г. В. Плеханов был одним из выдающихся мировых мыслителей, ученым и ярким публицистом. Г. В. Плеханов был одним из самых образованных людей своего времени, с широчайшим диапазоном научных интересов и знаний. Он оставил после себя огромное творческое наследие. При этом его глубокие по содержанию работы отличаются яркой формой и прекрасным литературным стилем.

Религиозный аспект в творчестве Г. В. Плеханова анализирует Н. И. Кулак. В своей статье он акцентирует внимание на роль и место религиозного феномена в философии Г. В. Плеханова [2, с.46–48]. Н. И. Кулак рассматривает основные работы Г. В. Плеханова, направленные на исследование религии. Он выявляет позицию философа по основным религиозным вопросам в процессе оценки и критики философско-религиозных систем прошлого и полемике с рядом мыслителей. Н. И. Кулак подчеркивает, что вывод, к которому приходит Г. В. Плеханов, системно анализируя религиозные элементы, заключается в постоянной смене религиозных исканий в процессе изменения историко-философских парадигм, в результате чего формируются специфические черты новой религиозной системы. Если некоторые стремились вернуть анимистический характер в религию, как например П. Б. Струве и Д. С. Мережковский, то представители совершенно других исканий, как Л. Н. Толстой и А. В. Луначарский данные представления хотели устранить. В свою очередь Г. В. Плеханов, выступая в роли критика, ставил своей целью исследование как теоретической, так и практической ценности разнообразных религиозных исканий для подтверждения основного правила исторического материализма — «…не бытие определяется сознанием, а сознание — бытием» [3, с.364].

Г. П. Журавлева в своей статье «Жизненный путь Г. В. Плеханова и его вклад в теорию научного социализма» [4, с.30–35] отмечает, что на сегодняшний день много научных трудов посвящено анализу творчества Г. В. Плеханова, но его частная жизнь освящена слабо. Чтобы лучше понять личность Плеханова, необходимо изучать родословною его семьи, так как семья оказала огромное влияние на формирование личности Георгия Валентиновича.

Г. П. Журавлева также составила генеалогическое древо семьи Г. В. Плеханова. Она выделяет три этапа его становления как мыслителя. Первый этап характеризуется разрывом с дворянской средой; отказом от военной карьеры; поступлением в Петербургский горный институт, где знакомится с народниками, вступает на путь активной революционной борьбы. Второй этап становления и формирования Г. В. Плеханова как русского мыслителя характеризуется окончательным разрывом с народничеством, полным переходом на принципы марксизма. Третий этап (переход на сторону меньшевизма) насыщен интересными прогнозами и сомнениями Г. В. Плеханова, чрезвычайно актуальными для понимания настоящего и будущего современной России. Г. П. Журавлева делает вывод: «Обращаясь к творческому наследию Плеханова, важно помнить, что дело не в цитатах (их можно надергать в его работах по многим вопросам), а в устремлениях (во благо России и ее народа), в его методологическом подходе к анализу социально-экономических, политических и других условиях общественного развития» [4, с.32].

Анализ трудов Г. В. Плеханова, показывает, насколько они актуальны для решения современных проблем. Сколько мудрости, например, только в следующем предупреждении Георгия Валентиновича Плеханова, что социалистическая революция временна в аграрной стране, и что необходимо подготовить к ней, образовать, создать другой уровень развития производительных сил, для чего нужно пройти путь капиталистического развития [5, с.49]. Возникает вопрос: восстановление дикого капитализма начала 2000 годов — это объективно необходимый путь капиталистического развития России, от которого мы (ошибочно или прежде временно?) отказались в начале прошлого века и возвращаемся к нему спустя десятилетия?

Как охарактеризовать «перестройку» — это реформирование социализма, переворот, то есть смена власти при сохранении экономической системы, или революция крутой скачок в общественном развитии? Это смена одного способа производства на другой — капитализма на социализм в 1917 году, или контрреволюция — замена социализма на капитализм? Вопрос дискутируется.

О необходимости реформирования модели капитализма и не только в России, но и за рубежом дискутируют исследователи. Действительность выдвигает множество вопросов и их нужно решить современникам. Но и Г. В. Плеханова забывать нельзя. Георгий Валентинович Плеханов был и остается в нашей памяти настоящим ученым, глубоко интеллигентным человеком, сильной личностью, достойной уважения. В его работах всегда будут находить не только ошибочное, устаревшее с позиций сегодняшнего дня, но и то, что считается человечеством ценным и вечным, ибо идеалы просвещения, гуманизма, свободы и справедливости, которым служил Г. В. Плеханов всю свою непростую, сложную жизнь, не потеряют своего значения и привлекательности никогда.

Заслуга Г. В. Плеханова как мыслителя заключается в пропаганде марксизма и развитии марксистской философии. Основные работы Г. В. Плеханова конца XIX века написаны с диалектико-материалистических позиций. В основе философского материализма Г. В. Плеханова лежит основательный историко-философский анализ. Исследование философской мысли прошлого, по Г. В. Плеханову, это, с одной стороны, анализ теоретической, содержательной стороны ее развития, с другой — анализ форм и способов ее социального бытия.

Литература:

  1. Чесноков Г. Д. Выдающийся русский теоретик и пропагандист марксизма [Текст]: [монография] / — Москва: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2013. — 94 с.,
  2. Кулак Н. И. Религиозный аспект в творчестве Г. В. Плеханова // сборник публикаций научного журнала “Chronos” «Актуальные вопросы общественных наук» выпуск 3 (17) г. Москва: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). — М.: Научный журнал “Chronos”, 2020. — С. 46–48.
  3. Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России / Г. В. Плеханов. Избранное собрание сочинений в 5 т., Том 3. М.: Государственное издательство, 1957. С. 326–402.
  4. Журавлева Г. П. Жизненный путь Г. В. Плеханова и его вклад в теорию научного социализма. // Социально-экономические явления и процессы т.12, № 1, 2017. — С.30–35.
  5. Плеханов Г. В. Год на родине / Полное собрание статей и речей 1917–1918 г. Т. 1. Париж: Изд. Поволоцкого, 1921. 296 с.
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-put-g-v-plehanova-i-ego-vklad-v-teoriyu-nauchnogo-sotsializma
Основные термины (генерируются автоматически): Георгия, Россия, исторический материализм, общественное развитие, понимание настоящего, религиозный мистицизм, творческое наследие.


Ключевые слова

религия, философия, марксизм, капитализм, Серебряный век, личность Г. В. Плеханова, исторический материализм

Похожие статьи

Религиозный аспект взаимоотношений России и Европы...

Религиозный аспект различия России и Европы также занимает центральное место в философских

Кроме того, по мнению Данилевского, в Европе искажено и само понимание Церкви

Таким образом, у Ф.И.Тютчева и Н.Я.Данилевского религиозный аспект в развитии...

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика и основные...

Философия в России начинает развиваться в XIX столетии.

В своем настоящем выражении это была свобода личной инициативы и личной ответственности.

Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапы развития русской философии последних двух столетий.

Влияние культурно-исторического наследия на воспитание...

Уважение исторического опыта народа и ощущение собственной принадлежности к родному народу, активная созидательная направленность деятельности, осознание необходимости жить в гармонии с окружающим миром — вот основные направления в воспитании детей.

Эволюция материализма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сциентизация общественной жизни и ее последствия, а также обогащение европейской культуры идеями восточной философии сделали актуальным

Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVI–XVII в.) Автор: Ибрахимов Баротжон Ботирович.

Философско-историческое наследие Г. Шпета как основа для...

Пуляев, А. В. Философско-историческое наследие Г

Наследие Густава Шпета многогранно и актуально для современных исследователей в разных направлениях гуманитарного знания.

В этой связи искусство понималось Г. Шпетом как процесс творческого рождения духа и...

Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения

Прослеживая развитие различных религий, мы можем столкнуться со множествами фактами проявления прежде всего в политической плоскости экстремизма в религии, которые противоречат основным заповедям и постулатам традиционных конфессий.

Религиозный экстремизм: история и настоящее

Религиозный экстремизм: история и настоящее. Автор: Инаева Джамиля Джамбулатовна.

 Прослеживая развитие различных религий, мы можем столкнуться со множествами фактами проявления прежде всего в политической плоскости экстремизма в религии, которые...

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

В начале XIII веков монгольские завоевания нанесли сильный удар по развитию науки Мавераннахра и оказали существенное негативное влияние на прогресс науки. Монголы сжигали мечети и медресы, казнили или увозили в рабство учёных и улемов.

Религиозно-философские основания искусства с позиций...

Религиозно-философские основания искусства с позиций православной культуры. Автор: Хаустова Ксения Сергеевна.

 Вопросы о сущности и предназначении искусства всегда лежали в религиозной сфере бытия. И хотя христианство уже давно дало ответы на эти...

Похожие статьи

Религиозный аспект взаимоотношений России и Европы...

Религиозный аспект различия России и Европы также занимает центральное место в философских

Кроме того, по мнению Данилевского, в Европе искажено и само понимание Церкви

Таким образом, у Ф.И.Тютчева и Н.Я.Данилевского религиозный аспект в развитии...

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика и основные...

Философия в России начинает развиваться в XIX столетии.

В своем настоящем выражении это была свобода личной инициативы и личной ответственности.

Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапы развития русской философии последних двух столетий.

Влияние культурно-исторического наследия на воспитание...

Уважение исторического опыта народа и ощущение собственной принадлежности к родному народу, активная созидательная направленность деятельности, осознание необходимости жить в гармонии с окружающим миром — вот основные направления в воспитании детей.

Эволюция материализма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сциентизация общественной жизни и ее последствия, а также обогащение европейской культуры идеями восточной философии сделали актуальным

Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVI–XVII в.) Автор: Ибрахимов Баротжон Ботирович.

Философско-историческое наследие Г. Шпета как основа для...

Пуляев, А. В. Философско-историческое наследие Г

Наследие Густава Шпета многогранно и актуально для современных исследователей в разных направлениях гуманитарного знания.

В этой связи искусство понималось Г. Шпетом как процесс творческого рождения духа и...

Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения

Прослеживая развитие различных религий, мы можем столкнуться со множествами фактами проявления прежде всего в политической плоскости экстремизма в религии, которые противоречат основным заповедям и постулатам традиционных конфессий.

Религиозный экстремизм: история и настоящее

Религиозный экстремизм: история и настоящее. Автор: Инаева Джамиля Джамбулатовна.

 Прослеживая развитие различных религий, мы можем столкнуться со множествами фактами проявления прежде всего в политической плоскости экстремизма в религии, которые...

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

В начале XIII веков монгольские завоевания нанесли сильный удар по развитию науки Мавераннахра и оказали существенное негативное влияние на прогресс науки. Монголы сжигали мечети и медресы, казнили или увозили в рабство учёных и улемов.

Религиозно-философские основания искусства с позиций...

Религиозно-философские основания искусства с позиций православной культуры. Автор: Хаустова Ксения Сергеевна.

 Вопросы о сущности и предназначении искусства всегда лежали в религиозной сфере бытия. И хотя христианство уже давно дало ответы на эти...

Задать вопрос