Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 15.12.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Костылева, А. Д. Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом / А. Д. Костылева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86831/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье авторы пытаются определить современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом.

Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, транспортно-пересадочный комплекс, тенденции.

Основополагающим элементом в составе транспортно-пересадочного узла (далее — ТПУ) является железнодорожный вокзал. Также следует различать два понятия: «железнодорожный вокзал» и «железнодорожный вокзальный комплекс». В железнодорожный вокзал не входит привокзальная площадь. И сложность вся состоит в том, что привокзальная площадь находится в собственности города, а не ОАО «РЖД». При разработке вариантов развития ТПУ можно в качестве предложения взять в аренду у собственности города привокзальную площадь и благоустроить ее. Тем самым обеспечить пассажирам ТПУ минимальные затраты времени на пересадки с железнодорожного транспорта на городской общественный транспорт, и безопасное передвижение пассажиров, что не маловажно для самого города.

В зарубежной практике проектирования ТПУ накоплен богатый опыт создания многофункциональных транспортно-пересадочных комплексов. Одним из таких ярких проявлений современных тенденций в Европе стало восстановление железнодорожного вокзального комплекса на месте старого, разбомбленного во время второй мировой войны и снесенного в 1959 году железнодорожный вокзал Hauptbahnhof в городе Берлин (рисунок 1). Важной и полезной особенностью вокзала Hauptbahnhof является его интегрированность в систему общественного транспорта города. Через станцию кроме поездов дальнего и пригородного сообщения проходит метро, трамвайные линии, автобусные маршруты и электрички местного значения.

Железнодорожный вокзал Hauptbahnhof в г. Берлин

Рис. 1. Железнодорожный вокзал Hauptbahnhof в г. Берлин

Многоуровневая структура комплекса позволила эффективно и компактно решить сложную развязку транспортных и пешеходных потоков, используя минимум городской территории. На первом ярусе перронный парк. На втором ярусе расположены билетные кассы, автомобильная стоянка, магазины и рестораны быстрого питания. Третий ярус выполняет распределительные функции и предназначен для развязки пассажиропотоков, однако, на этом ярусе также располагаются магазины, предприятия общественного питания. На четвертом расположена вокзальная инфраструктура для обслуживания направления «восток-запад». Пятый ярус — магазины.

Центральный железнодорожный вокзал Франкфурта-на-Майне (рисунок 2) является одной из крупнейших железнодорожных станций в Германии. Ежедневно тут обслуживается порядка 350000 человек.

Главный вокзал Франкфурта (Frankfurt Hauptbahnhof)

Рис. 2. Главный вокзал Франкфурта (Frankfurt Hauptbahnhof)

Этот вокзал занимает второе место после Гамбурга по пассажиропотоку. Здесь проходят поезда дальнего и пригородного следования, трамваи, автобусы, две линии метро. Такого транспортного сообщения нет нигде в немецком государстве.

Франкфуртская железнодорожная станция большого расстояния Аэропорта — железнодорожная станция во Франкфуртском Аэропорту в Германии, которая подана дальними поездами (рисунок 3). Это — самая большая железнодорожная станция аэропорта в Германии приблизительно с 23,000 пассажиров каждый день. Станция подана 210 ежедневными дальними поездами, из которых 185-междугородние. На железнодорожном вокзале под большим куполом находиться область зала и зал билета, так же железнодорожный вокзал связан с аэропортом авиатрассой.

Вокзал поездов дальнего следования Fernbahnhof в г. Франкфурт

Рис. 3. Вокзал поездов дальнего следования Fernbahnhof в г. Франкфурт

Железнодорожный вокзал Льеж-Гийемен (рисунок 4) в бельгийском городке Льеж является основной транспортной артерией, проходящей через город и одним из главных высокоскоростных железнодорожных узлов страны — ежедневно станцией пользуется более 36 тысяч человек.

Вокзал Льеж-Гийемен обслуживается более чем 1 620 автобусами, перевозящими 15 000 человек. Это один из немногих европейских вокзалов, напрямую соединённых с сетью автомобильных шоссе

Железнодорожный вокзал Льеж-Гийемен

Рис. 4. Железнодорожный вокзал Льеж-Гийемен

В развитии транспортно-пересадочных узлов за рубежом можно выделить три основных этапа их формирования:

— трансформация железнодорожных вокзальных комплексов в современные мультимодальные ТПУ, интегрирующие в себе все виды пассажирского транспорта мегаполиса, включая транспортные связи с аэропортами;

— создание на базе ТПУ (как места максимальной концентрации пассажиропотоков) общественно-деловых центров;

— развитие территорий в зоне влияния ТПУ — секторов опережающего развития города.

Основные мировые тенденции формирования и развития ТПУ представлены на рисунке 5.

Основные мировые тенденции формирования и развития транспортно-пересадочных узлов

Рис. 5. Основные мировые тенденции формирования и развития транспортно-пересадочных узлов

Анализ зарубежного опыта показывает, что несмотря на определенные достижения в области строительства вокзального комплекса в России, наши железнодорожные вокзалы, входящие в состав транспортно-пересадочных узлов и комплексов, уступают зарубежным по качеству обслуживания пассажиров и посетителей.

Литература:

  1. Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю. О классификации транспортно-пересадочных узлов // Мир транспорта. — 2011. — № 5. — С. 130–132.
  2. Правдин Н. В. Технология работы вокзалов и пассажирских станций / Н. В. Правдин, Л. С. Рябуха, В. И. Лукашев. — М.: Транспорт. 1990. — 319 с.
  3. Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю. Транспортно-пересадочные узлы — основа мультимодальных пассажирских перевозок // В книге: Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2019. Материалы двенадцатой международной конференции Научное электронное издание. Под общей ред. С. Н. Васильева, А. Д. Цвиркуна. 2019. С. 662–665.
  4. Власов, Д. Н. Транспортно-пересадочные узлы: монография / Д. Н. Власов. — Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 192 c.
  5. Евреенова Н. Ю. Качество услуг ТПУ: интерес и спрос // Мир транспорта. — 2015. — № 1. — С. 108–114.
  6. Единые требования к формированию транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОАО «РЖД»: учебное пособие / Е. В. Копылова, Е. Б. Куликова // М.: МИИТ, 2016. — 89 с.
  7. Вакуленко С. П. Моделирование пассажиропотоков в ТПУ / С. П. Вакуленко, В. В. Доенин, Н. Ю. Евреенова // Мир транспорта. 2014. № 4. С. 124–131.
  8. Евреенова Н. Ю. Моделирование функционирования транспортно-пересадочного узла // Мир транспорта. 2014. № 4. С. 170–176.
  9. Вакуленко С. П., Евреенова Н. Ю. Планировочная структура транспортно-пересадочных узлов // Мир транспорта. — 2012. — № 5. — С. 100–104.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный вокзал, привокзальная площадь, берлин, мировая тенденция формирования, рисунок, собственность города, транспортно-пересадочный узел, ярус.


Ключевые слова

тенденции, транспортно-пересадочный узел, транспортно-пересадочный комплекс
Задать вопрос