Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 19.03.2017

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Левченко М. А. Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 79-81. — URL https://moluch.ru/archive/145/40831/ (дата обращения: 16.07.2018).



В статье рассматриваются вопросы моделирования сопряжения систем общественного транспорта городского и магистрального и городской среды в рамках транспортно-пересадочных узлов.

Ключевые слова: имитационное моделирование, транспортно-пересадочный узел, транспортная инфраструктура

В последние годы, с ростом урбанизации и мобильности городского и сельского населения в разных странах мира, вопросы моделирования транспортной инфраструктуры стали весьма актуальны. Важнейшей составляющей которой, во многом определяющей динамику развития современного города, являются вопросы взаимодействия регионального и городского общественного транспорта на принципах устойчивого развития и создание так называемой дружественной городской среды.

Система транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) представляет самостоятельную и достаточно значимую часть транспортной инфраструктуры, определяющую эффективность транспортного комплекса территории и развития всех видов транспорта общего пользования.

Потребность комплексной реконструкции транспортной инфраструктуры, одним из основных направлений которой является формирование и развитие системы современных транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интермодальное взаимодействие всех элементов транспортной системы с городской средой, назрела, прежде всего, в крупных российских мегаполисах.

Одной из приоритетных задач транспортной политики мегаполисов является опережающее развитие и трансформация пассажирской транспортной инфраструктуры в условиях стремительных темпов развития, с учетом соответствия роста количества жителей и рабочих мест, создающихся в городе и ближайшем пригороде. Имитационное моделирование является наиболее эффективным способом решения задач по оптимизации структуры ТПУ с учетом всего многообразия транспортных ситуаций и их стохастического проявления.

ТПУ создается с целью трансфера пассажиров между различными видами пассажирского транспорта городского и магистрального или между различными линиями одного вида транспорта, а также сопутствующего обслуживания пассажиров объектами социальной инфраструктуры. Для этого в состав ТПУ могут входить торговые зоны (магазины), в которых пассажиры могут приобрести необходимые товары в дорогу или при следовании домой.

Имитационное моделирование позволяет учесть существующие траекторий передвижения пассажиров в зоне тяготения ТПУ и проводить различные эксперименты с транспортными объектами без значительных финансовых вложений и производственных рисков. При этом моделируется ситуация, максимально приближённая к реальной. Уникальность такого подхода заключается в том, что имитационное моделирование позволяет в виртуальном мире оценить работоспособность не только существующего, но и перспективного объекта и на этапе проектирования заложить необходимые мощности для эффективной его работы.

Необходимо отметить, что результат моделирования напрямую зависит от качества исходных данных. К примеру, если рассматривать данные по пассажиропотоку в часы «пик» или конкретно по каждому транспорту, то качество результата в первом случае будет ниже.

С учетом выше перечисленных особенностей при моделировании перспективных ТПУ, а также при помощи карты плотности пассажиропотока были определены места с максимальным скоплением пассажиров. В основе карты плотности лежит цветовая индикация, отображающая в режиме реального времени количество человек, находящихся в единице исследуемой площади (Рис. 1).

J:\111111111111111111111111111111111111111\УКА\Имитационное моделирование ТПУ\Рисунок1.gif

Рис. 1. Анализ траекторий движения пассажиров

Таким образом, были определены места со средней концентрацией пассажиров, в которых возможно размещение торговых площадей. Такие места расположены в населённом месте и, в то же время, размещение коммерческих объектов в таких местах не препятствует движению пассажиров.

Оптимизацию технологической составляющей рассмотрим на примере вестибюля станции метрополитена. Были решены задачи рационализации пропускной способности сервисов по обслуживанию пассажиров (кассы, турникеты и т. д.). На рис. 2 представлен один из примеров решения данной задачи, позволившего в существующих условиях и с минимальными инвестиционными затратами оптимизировать работу вестибюля станции метрополитена.

J:\111111111111111111111111111111111111111\УКА\ВОПРОСЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДРУЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ВСМ В СИСТЕМУ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА\2.gif

Рис. 2. Имитационная модель оценки времени движения пассажира

Для устранения заторов пассажиров в коридорах и перед турникетами было принято решение по разделению встречных потоков и изменению конфигурации турникетной линейки. Результатами моделирования явилось оптимизационное решение, без глобальных перестроек и капитальных вложений.

Учитывая изложенное, можно сказать, что имитационное моделирование сегодня является важной составляющей в процессе разработки проектных решений по оптимизации существующих или строительству новых транспортно-логистических объектов. Оно позволяется сэкономить на экспериментах с реально существующими объектами, а также спрогнозировать ситуацию в будущем, тем самым обезопасив себя от дополнительных финансовых и производственных потерь.

При помощи моделирования можно найти наиболее эффективную конфигурацию исследуемого объекта, рассчитать пропускные способности, проверить устойчивость объекта к нештатным ситуациям, выявить места с возможными затруднениями и принять решения по оптимизации на стадии проектирования.

Литература:

  1. Петров М. Б., Журавская М. А., Левченко М. А. Пути и возможности формирования дружественной сети регионального и городского общественного транспорта при создании ВСМ // Инновационный транспорт. — 2016. — № 4 (22). — С. 3–8.
  2. Самуйлов В. М., Кошкаров Е. В., Кошкаров В. Е., Левченко М. А. Развитие теории и практики инновационной деятельности на транспорте и в дорожном хозяйстве. — Екатеринбург: УрГУПС, 2017. — 206 с.
  3. Левченко М. А., Арсенова Е. А., Цыбарт А. И. Терминально-логистический центр // Проблемы организации и управления на транспорте. — Екатеринбург: УрГУПС, 2014. — С. 6–16.
  4. Инструмент многоподходного имитационного моделирования ANYLOGIC //. URL: http://www.anylogic.ru/ (дата обращения: 17.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): имитационное моделирование, транспортная инфраструктура, вид транспорта, городская среда, место, результат моделирования.


Похожие статьи

Компьютерное имитационное моделирование как способ...

для моделирования и имитации потоков пешеходов на дорогах и в зданиях.

Результат имитации - это анимация движения транспорта в виде графики в режиме реального времени

Оба способны моделировать различные транспортные сети — системы городских дорог...

Факторы выбора имитационного моделирования, как...

Основные термины (генерируются автоматически): имитационное моделирование, транспортная система, управление цепочками, задача, имитационная модель, транспортная задача

Факторы выбора вида транспорта и формирование затрат на транспортировку.

Моделирование условий пропуска поездов в программном...

Использование данного метода является весьма актуальным, в условиях расширения области применения имитационного моделирования для решения различных транспортных задач [7–25].

Моделирование заторовых ситуаций на регулируемых...

Результаты моделирования динамики очередей.

На основе имитационного моделирования и анализа цикла работы светофорного объекта можно сделать

Кураксин А.А., Шемякин А.В. Метод выявления узких мест в транспортной сети города на основе...

Моделирование развития региональной...

Имитационное моделирование еще называют ситуационным моделированием.

- Проведение моделирования; - Анализ полученных результатов, их интерпретация

2. Григорак М. Ю. Моделирование развития транспортно-логистической инфраструктуры...

Методические аспекты преподавания дисциплины...

Графическое представление результатов моделирования. На лекционных занятиях необходимо представить общие сведения об имитационном моделировании, выделить его как особый вид

3. Томашевский В., Жданова Е. Имитационное моделирование в среде GPSS.

Основные направления и проблемы развития инновационных...

- «городской вид транспорта, выполняющий регулярные перевозки пассажиров по установленным

Из сказанного выше следует, что инновацию (результат) нужно рассматривать неразрывно с

пути сообщения и транспортная инфраструктура. перевозочные устройства.

Применение математического моделирования при исследовании...

В результате формируется имитационная модель принятия решений.

Широкие возможности компьютерного имитационного моделирования приводят к разработке все более сложных конструкций моделей.

Программный комплекс моделирования транспортных...

Программный комплекс моделирования транспортных и пешеходных потоков на регулируемом перекрестке.

Имитационное моделирование в среде Windows: практическое пособие. — СПб: КОРОНА принт, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Компьютерное имитационное моделирование как способ...

для моделирования и имитации потоков пешеходов на дорогах и в зданиях.

Результат имитации - это анимация движения транспорта в виде графики в режиме реального времени

Оба способны моделировать различные транспортные сети — системы городских дорог...

Факторы выбора имитационного моделирования, как...

Основные термины (генерируются автоматически): имитационное моделирование, транспортная система, управление цепочками, задача, имитационная модель, транспортная задача

Факторы выбора вида транспорта и формирование затрат на транспортировку.

Моделирование условий пропуска поездов в программном...

Использование данного метода является весьма актуальным, в условиях расширения области применения имитационного моделирования для решения различных транспортных задач [7–25].

Моделирование заторовых ситуаций на регулируемых...

Результаты моделирования динамики очередей.

На основе имитационного моделирования и анализа цикла работы светофорного объекта можно сделать

Кураксин А.А., Шемякин А.В. Метод выявления узких мест в транспортной сети города на основе...

Моделирование развития региональной...

Имитационное моделирование еще называют ситуационным моделированием.

- Проведение моделирования; - Анализ полученных результатов, их интерпретация

2. Григорак М. Ю. Моделирование развития транспортно-логистической инфраструктуры...

Методические аспекты преподавания дисциплины...

Графическое представление результатов моделирования. На лекционных занятиях необходимо представить общие сведения об имитационном моделировании, выделить его как особый вид

3. Томашевский В., Жданова Е. Имитационное моделирование в среде GPSS.

Основные направления и проблемы развития инновационных...

- «городской вид транспорта, выполняющий регулярные перевозки пассажиров по установленным

Из сказанного выше следует, что инновацию (результат) нужно рассматривать неразрывно с

пути сообщения и транспортная инфраструктура. перевозочные устройства.

Применение математического моделирования при исследовании...

В результате формируется имитационная модель принятия решений.

Широкие возможности компьютерного имитационного моделирования приводят к разработке все более сложных конструкций моделей.

Программный комплекс моделирования транспортных...

Программный комплекс моделирования транспортных и пешеходных потоков на регулируемом перекрестке.

Имитационное моделирование в среде Windows: практическое пособие. — СПб: КОРОНА принт, 2001.

Задать вопрос