Все страны имеют направления политики и инфраструктуру для поддержки семьи, но в большинстве случаев эти меры не являются частью общей семейной политики или общей стратегии поддержки семьи. Семейная политика как отдельное направление провозглашена в небольшом количестве стран.
В разных странах понятие «семейная политика» трактуют неодинаково. Одни считают, что семейная политика должна распространяться только на те семьи, которые имеют детей или намерены их мать. Другие, следуя более широкого понимания, думают, что в сферу семейной политики относятся и меры, направленные на поддержку пожилого населения, родителей, организацию ухода за ними.
Семейная политика разных стран весьма разнообразна: одни, такие, например, как Франция, провозглашают законодательно оформленную семейную политику, другие, не провозглашая официально, активно ее внедряют (Германия, Швеция), часть поддерживает все типы семей (Финляндия, Дания), а часть — защищает и поддерживает только бедные семьи [4].
Присутствующие различия между очевидной и скрытой политикой основано на существовании или отсутствии политических программ и целей, направленных на семью. Это различие не всегда заметно, потому что концепции различаются у разных участников, организаций и изменяются во времени. Можно предположить, что семьи находятся в лучшем положении в странах с очевидной семейной политики. Но пример скандинавских стран доказывает обратное. Так, семейные пособия и услуги в этих странах более развиты чем, например, в Германии, но при этом у них нет явных целей семейной политики в прямом смысле [5].
ЕС уделяет вопросам формирования и внедрения семейной политики в своих странах большое значение. Периодически проводятся конференции, семинары, распространяются публикации по этой проблематике, разрабатываются соответствующие рекомендации о необходимых мерах государственной поддержки семей. В целом за последние годы в странах ЕС происходит заметный сдвиг в расширении и совершенствовании государственной политики помощи семьям с детьми.
Общим для всех стран ЕС является признание семьи важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержку.
В рамках социальной помощи осуществляются следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребенка, предоставления и оплата декретных отпусков, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, право на отпуск по уходу за ребенком (так называемая родительская отпуск), помощь на детей, налоговые льготы, кредиты под низкие проценты (или субсидии) для приобретения или аренды жилья. Во всех странах ЕС действуют службы планирования семьи.
Однако эти общие положения имеют время сложную дифференциацию в разных странах, вызванные рядом условий, сроков, возрастных ограничений и т. д.
Так, отпуск в связи с беременностью и родами полностью оплачивается работающим только в таких странах, как Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды, Швеция; в некоторых странах (Бельгия, Дания, Испания, Ирландия, Италия) женщины получают от 50 до 90 % заработка, гораздо меньше компенсируется вынужденное отсутствие на работе в Греции и Португалии. В Великобритании системы оплаты декретного отпуска особые: зависят от ряда причин, в частности продолжительности работы на одном месте.
В некоторых странах, в частности в Дании, Испании, Португалии полная оплата декретного отпуска гарантируется не всем работающим женщинам: имеют преимущество те, кто занят в государственном секторе, — они получают полную компенсацию. Хуже всего ситуация с выплатой декретных отпусков в Греции.
В некоторых странах декретный отпуск так или иначе оплачивается не только работающим, но и самозанятым, а в некоторых — и вообще неработающим женщинам — в основном в виде единовременного пособия.
Продолжительность отпуска в связи с беременностью и родами отличается большим разнообразием. Во всех без исключения государствах запрещено увольнение беременной женщины, а ее место работы на период декретного отпуска сохраняется. Во многих странах право возвращения на прежнее место работы распространяется на более длительный период.
Менее распространен такой вид поддержки семьи, как помощь в связи с рождением ребенка. Его выдают не всем женщинам и не во всех странах, например в Ирландии и Великобритании такую помощь могут получить только нуждающиеся семьи.
Во всех странах ЕС выплачивают семейные пособия на детей. Только в одних помощи отличаются универсальным характером, то есть ничем не обусловлены, а в других при его выплате учитываются доходы семьи. Универсальный характер имеют помощи в таких странах ЕС, как Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Финляндия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Великобритания. Полууниверсальный характер выплат существует в Германии. Здесь платят помощи практически всем, но начиная с второго ребенка размер пособия зависит от дохода семьи [2].
В некоторых государствах размер семейных пособий прогрессивно увеличивается по мере взросления ребенка, в некоторых — размер пособия зависит от очередности рождения ребенка. Максимальная сумма в большинстве случаев выплачивается на третьего-четвертого ребенка.
В большинстве стран Европейского Союза учитывается тот факт, что неполные семьи, как правило, менее обеспеченные, чем полные, и потому одиноким родителям предоставляются дополнительные налоговые льготы в виде снижения подоходного налога.
Сейчас во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода ниже установленного прожиточного минимума, финансируемых из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им предоставлен общегосударственный статус. В центральноевропейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.
В США, в отличие от европейских стран, программы социальной защиты имеют другое экономическое и политическое содержание. Основной чертой нынешней семейной политики США является то, что семья сама беспокоится за свое благосостояние. США являются единственной капиталистической страной, не оказывает помощи на детей и отпуска по беременности и родам, здесь не существует законодательно закрепленной политики государства по семей. Однако, в США достаточно развита система социального и экономического защиты населения, учитывающий семейный статус [4].
Рассмотрев опыт социальной поддержки семей в разных странах, приходим к выводу, что в последние годы происходит заметный сдвиг в расширении и совершенствовании государственной политики, нацеленной на улучшение жизни семей (особенно семей с детьми). Однако, такие тенденции имеют межнациональные особенности, социальная политика в разных странах приспосабливается к национальным демографических и экономических реальностей, с которыми сталкивается современная семья. Даже в странах ЕС к воплощению в жизнь единых мер в проведении политики поддержки семьи по общей схеме еще далеко, возможности для дальнейшего улучшения условий жизни семей не исчерпаны и требуют более тесного сотрудничества во всех странах.
Литература:
- Булахтин М. А. Семейная политика польских консерваторов на современном этапе // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). С. 79–86.
- Грибовский В. Семейная политика евроскептиков Германии, Австрии и Швейцарии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 3. С. 54–57.
- Дунаева Т. Ю. Роль социальной политики государства в контексте семейно-брачного поведения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3. С. 153–155.
- Исупова О. Г. Демографическая и семейная политика в разных странах: концептуальные подходы и практики // Демографическое обозрение. 2020. № 3. С. 51–58.
- Мартин Шульц Семейная политика Германии в контексте решения демографических проблем // Вестник ПАГС. 2021. № 1. С. 4–11.