Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ганиева, К. Л. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста / К. Л. Ганиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 514-516. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86646/ (дата обращения: 27.01.2022).



В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.

Ключевые слова: коммуникативные способности, сюжетно-ролевая игра, общение, коммуникация.

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка играет важную роль. В процессе познания мира, дошкольник примеряет на себя роли, которые ему более привлекательны, учится взаимодействовать в рамках этой роли и понимать их значение в социальной среде. Роль педагога также немаловажна. В этой деятельности он выступает как управляющий. Педагог лишь наблюдает за процессом игры и включается лишь тогда, когда возникают проблемные ситуации, которые может решить взрослый человек.

По моему мнению, сюжетно-ролевой игре как одному из основных видов деятельности в дошкольном возрасте уделяется недостаточно внимания. Психологический аспект этой деятельности достаточно интересен для изучения.

Для начала стоит определить, что же входит в понятие коммуникативные способности личности? Коммуникативные способности — это прежде всего желание вступить в контакт с окружающими, умение организовать общение, умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации, эмоционально сопереживать, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Общение — это взаимодействие, которое приводит к какому-либо результату. Для того, чтобы этот результат был на хорошем уровне, необходимы коммуникативные способности.

Выше нами было указано, что коммуникативные способности играют значимую роль во взаимодействии с людьми, исходя из этого хотелось бы раскрыть такое понятие как коммуникация. По мнению Т. Шибутани, коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Коммуникация − это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности [5, с 95]. Каждый человек обладает индивидуальными коммуникативными способностями, которые он приобрел в течение всей своей жизни. На формирование коммуникативных свойств личности влияют две группы факторов: психологические и социально-психологические. Первые обусловлены типом высшей нервной деятельности, интересами, потребностями, способностями и так далее. Коммуникативные свойства личности при этом связаны с индивидуально-типологическими характеристиками человека, и их развитие объясняется внутренней структурой личности.

В сюжетно-ролевой игре одну из основных ролей играет взрослый человек, и в целом фигура взрослого является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка, таких как мышление, речь, самооценка, эмоциональная сфера, воображение. В период дошкольного возраста ребенок проходит путь отделения себя от взрослого. Для того, чтобы этот путь был успешно пройден необходимо развивать все эти важнейшие новообразования в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. Что же входит в понятие сюжетно-ролевая игра? Сюжетно-ролевая игра — это деятельность, в которой дети берут на себя какую-либо определенную роль и стараются подражать ей. Посредством воспроизведения деятельности взрослых людей и отношений между ними. В такой игре наиболее ярко и интенсивно формируются все психические качества и особенности ребенка. В сюжетно-ролевой игре также продолжается развитие и формирование коммуникативных способностей личности. Игра выступает как главный инструмент, который помогает в формировании личности ребенка.

Большую часть времени в саду дошкольник общается со своими сверстниками. Это происходит в ходе игры, в режимные моменты и так далее. В сюжетно-ролевой игре дети могут делиться своими мыслями, идеями, строить и реализовывать совместные планы. В данном виде деятельности ребенок может полноценно раскрыть свои коммуникативные способности. Однако перед нами стоит достаточно интересный вопрос: как педагог может сделать данный процесс более эффективным для детей?

Стоит отметить, что в сюжетно-ролевую игру сложно включаться тем детям, которым сложно наладить контакт со своими сверстниками. Обычно дети не хотят налаживать контакт с малоактивными детьми, оправдывая это тем, что «Он не умеет играть!», «Он ничего не знает». В такой ситуации педагогу необходимо провести индивидуальную работу с ребенком, которая поможет ему включиться в данный вид деятельности. Не стоит оставлять без внимания проблемы ребенка, которому сложно включиться в совместную игру с остальными детьми. Не исключено, что ребенок чувствует себя комфортно, несмотря на то, что не включается в данный вид деятельности. Поэтому необходимо учесть все индивидуальные особенности ребенка, сопоставить их, и прийти к определенному выводу.

В процессе сюжетно-ролевой игры устанавливаются определенные правила, они регламентируют действия ребенка и воспитателя. Взрослым достаточно сложно следовать этим правилам, а ребенку это в сотни раз сложнее [2, с. 150]. Несмотря на это, сюжетно-ролевая игра является самой привлекательной деятельностью для детей дошкольного возраста. В основе метода руководства сюжетно-ролевой игры лежат следующие принципы: Воспитатель должен играть вместе с детьми. На каждом возрастном этапе игра разворачивается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры; на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

У многих педагогов сюжетно-ролевая игра рассматривается как отдельная сфера жизни ребенка. По словам А. Г. Асмолова, «дошкольный ребенок — личность играющая» и в ФГОС игровая деятельность выделена как отдельная единица в структуре развития личности ребенка [1, с. 57]. Игра занимает огромную роль в целостном развитии личности ребенка. Через игру формируются основные коммуникативные навыки, которые помогут ребенку в дальнейшем вести активную социальную жизнь. Общение в игре занимает важную и основную роль. Сюжетно-ролевая игра — это своего рода «моделирование социальных отношений», то есть воспроизведение их в доступной для детей форме. Посредством игры у детей формулируется критическая самооценка, происходит осознание плохих и хороших качеств личности сверстника. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Сюжетно-ролевая игра подразумевает перевоплощение ребенка в какую-либо роль, будто то роль животного, сказочного героя или просто людей. Например, примеряя на себя роль какого-либо хищного животного, застенчивый ребенок может почувствовать себя более уверенно. Либо же гиперактивный ребенок, примеряя на себя роль спокойного персонажа сказки или мультфильма, может почувствовать себя более сдержанным. Исходя из психологических особенностей ребенка, воспитатель, управляя процессом игры, может помочь детям распределить роли среди детей, которые будут эффективно воздействовать на формирование коммуникативных способностей каждого ребенка.

Еще раз отметим, что сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В данной игре ребенок осознает причины различных действий людей как по отношению к нему лично, так и по отношению к взрослым и окружающим его сверстникам [3, с. 50]. Ребенок начинает понимать паттерны поведения людей и выстраивает у себя в голове определенную картину, которая поможет ему в дальнейшем в общении с другими людьми. Активно взаимодействуя в сюжетно-ролевых играх, совместной деятельности со сверстниками, дети усваивают основные нормы и правила.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра играет огромную роль в формировании коммуникативных навыков дошкольника. Все те качества, приобретенные в процессе сюжетно-ролевой игры, могут помочь ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно в социуме. Необходимо также учитывать психологические особенности ребенка. Роль воспитателя в сюжетно-ролевой игре также имеет огромное значение. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель сможет корректно управлять процессом игры.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что это игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты, такие как эмоциональность, насыщенность, активность и творчество [4, с. 432]. Поэтому воспитатель должен обладать такими необходимыми качествами как мобильность, активность для того, чтобы уметь переключаться с одной деятельности на другую. Сюжетно-ролевые игры — это отличная возможность, для развития коммуникативных навыков дошкольников. Посредством игр ребенок может почувствовать себя более уверенно среди своих сверстников. Воспитатели и родители могут помочь ребенку в этом виде деятельности, подтолкнуть его к общению и взаимодействию с другими детьми.

Литература:

  1. Авагян, М. С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества / М. С. Авагян. — Текст: непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2015. — № 53. — С. 55–58.
  2. Логинова, Н. А. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Н. А. Логинова. — 2-е издание. — Москва: Просвещение, 2008. — 447 c. — Текст: непосредственный.
  3. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. — 2-е издание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 251 c. — Текст: непосредственный.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — 2-е издание. — Москва: Просвещение, 2001. — 720 c. — Текст: непосредственный.
  5. Шибутани, Тамотсу Социальная психология / Тамотсу Шибутани. — 2-е издание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 539 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): сюжетно-ролевая игра, ребенок, дошкольный возраст, вид деятельности, игра, процесс игры, роль, способность, взрослый человек, возрастной этап.


Задать вопрос