Методика развития помехоустойчивости баскетболисток 15–17 лет при выполнении штрафных бросков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 11.12.2021

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Буркова, В. Е. Методика развития помехоустойчивости баскетболисток 15–17 лет при выполнении штрафных бросков / В. Е. Буркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 581-582. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86634/ (дата обращения: 26.04.2024).



Как известно, в баскетболе результативность игры определяется прежде всего бросками с игры. Тем не менее, многие специалисты считают, что исход игр в баскетболе зачастую решается на линии штрафного броска. [1] Многие авторы занимались изучением факторов, влияющих на точность штрафных бросков [1,4,5], однако, большинство разработанных ранее методик повышения точности штрафных бросков не учитывают специфику самой соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность в баскетболе характеризуется широким спектром факторов, негативно влияющих на деятельность спортсмена. Это помехи, исходящие от зрителей в зале, партнёров по игре, судей, соревновательных условий, утомление. Влияние помех на спортсмена может сказываться отрицательно на результативность его соревновательной деятельности. Методик, направленных на повышения помехоустойчивости спортсменов в конкретном виде спорта, в частности, в баскетболе, крайне мало. А разработки, касающиеся повышения помехоустойчивости при выполнении штрафного броска, как специфичного элемента игры, вообще отсутствуют. Таким образом, противоречие между необходимостью преодоления влияния соревновательных помех в таком важном элементе игры баскетбол как штрафной бросок и теоретической неразработанностью данного вопроса, и определило тему нашего исследования.

Проведённые нами ранее исследования [2,3], позволили выявить наиболее значимые факторы, негативно влияющие на результативность штрафного броска в условиях соревновательной деятельности, которыми являются физическое утомление и акустические помехи. Поэтому целью данного исследования было разработать методику формирования помехоустойчивости у баскетболисток 15–17 лет при выполнении штрафных бросков. Опираясь на проведённые ранее исследования, в которых анализируется состав помех, воздействующих на спортсменок в условиях соревнований, мы определили основные направления в работе с юными баскетболистками по повышению уровня помехоустойчивости. Условно эти направления можно разделить на пять блоков.

Первый блок составляют упражнения, включающие в себя моделирование звуковых помех. Наши исследования показали, что звуковые раздражители отрицательно сказываются на точности штрафных бросков. Это согласуется с исследованиями, проведёнными А. В. Ивойловым (1986), в которых показано, что резкие акустические раздражители негативно воздействуют на системы человеческого организма, снижая результативность действий спортсмена. В процессе педагогического эксперимента спортивный зал, в котором осуществлялись тренировочные занятия юных баскетболисток был оснащён колонкой, через которую без предупреждения при выполнении штрафных бросков на большой громкости включались различные звуки: шум зрителей, сирена, свист, гудок и т. д. Иногда на тренировку приглашались зрители, которых просили при выполнении штрафных свистеть и выкрикивать негативные реплики: «мимо», «мазила» и т. д.

Во второй блок включены упражнения, направленные на моделирование соревновательных нагрузок. Наступившее утомление является значимой помехой, снижающей точность в реализации штрафных бросков. Это подтверждено проведёнными нами исследованиями и согласуется с мнением многих авторов [1,5].

— В тренировочных играх после соответствующих нарушений всегда пробивается штрафной бросок в его стандартных условиях. Исключили выбрасывание из-за боковой линии, как было ранее в таких случаях.

— В тренировочных занятиях, когда осуществляется работа над высокоинтенсивными формами игры, такими как быстрый прорыв, нападение в тройках, прессинг, передачи с последующим ускорением и т. д. в перерыве между сериями выполняются броски в парах с линии штрафного броска в течение 2–3 минут.

— После тренировочного занятия, направленного на развитие выносливости (например, кросс на стадионе), выполняются штрафные броски.

— При работе в парах бросающий, выполнивший серию из 3-х штрафных бросков, отдаёт мяч партнёру и делает ускорение до противоположной лицевой линии. Упражнение осуществляется, пока какая-либо из пар не наберёт 10 попаданий.

— Игры с уменьшенным составом команды до трёх человек. Игра осуществляется на два кольца и длится 5 минут. Сразу после завершения времени игроки выполняют штрафные броски, до тех пор, пока кто-либо не наберёт 10 попаданий. Упражнение выполняется 3 раза.

Третий блок составляют упражнения, направленные на моделирование конкурентного стимула, без которого не обходится ни одно соревнование:

— После того как прошло примерно 2/3 игрового времени тренировочного занятия в момент пробития штрафных бросков игроком проигрывающей команды объявлялся счёт равным, а вес штрафного броска увеличивался с одного до двух очков.

Соревнования на точность штрафных бросков в парах. Первый из партнёров осуществляет серию штрафных бросков до первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трёх побед одного из партнёров.

— В конце тренировочного занятия в пятёрках по очереди выполняется по 2 броска с линии штрафного, выигрывает команда, набравшая первой 15 очков.

— В перерыве между таймами обе пятёрки выполняют штрафные броски в свои кольца сериями по три броска на протяжении 3-х минут. Сумма забитых каждой пятёркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в первом тайме.

Как уже говорилось выше, результат многих матчей решается именно на линии штрафного. В этот момент каждое попадание может определить исход матча. Для этого мы предлагаем в рамках некоторых тренировочных занятий прибегать к искусственному завышению значимости штрафного броска (четвёртый блок): в рамках тренировочных игр увеличивать вес штрафного броска до 2-х очков за одно попадание.

Пятый блок включает упражнения на концентрацию и устойчивость внимания. Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания рекомендуется включать в методику тренировки штрафного броска, поскольку данные психические функции позволят спортсмену концентрироваться на выполняемой деятельности, отвлекаясь от негативных воздействий, а также удерживать внимание на текущей деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Данный блок включает следующие упражнения: «Прожектор», «Помехи», «Фокусировка», «Пальцы», «Сверхвнимание», «Муха», «Ритмическое созерцание», «Красно-чёрная таблица», «Таблица Шульте», «Расстановка числе», «Насос». [5]

Литература:

  1. Бондарь, А. И. Повышение помехоустойчивости спортсменов игровых видов спорта (на примере баскетбола) / А. И. Бондарь, С. А. Лихачев, А. Н. Качинский и др. // Минск: Научно–исследовательский институт физической культуры и спорта Республики Беларусь. — 2014. — 30 с.
  2. Буркова, В. Е. Анализ состава помех при выполнении штрафного броска у юных баскетболисток / В. Е. Буркова. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2021. — № 30. — С. 116–118.
  3. Буркова, В. Е. Биомеханические характеристики помехоустойчивости у юных баскетболисток при выполнении штрафных бросков / В. Е. Буркова, О. И. Загревский, В. И. Загревский. — Текст: непосредственный // Сборник международной научно-практической конференции, посвященной памяти д. п.н., профессора В. Н. Зуева «Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации. — Тюмень: Вектор Бук, 2021. — С. 150–154.
  4. Ивойлов, А. В. Помехоустойчивость движений спортсмена / А. В. Ивойлов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 110 с.
  5. Яковых, Ю. В. Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации: специальность 13.00.04 «теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Яковых Юрий Владимирович; Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева. — Тобольск, 2008. — 156 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): штрафной бросок, бросок, соревновательная деятельность, точность штрафных бросков, тренировочное занятие, упражнение, баскетбол, выполнение штрафных бросков, линия штрафного, устойчивость внимания.


Похожие статьи

Требования к современным броскам и методика начального...

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения

При бросках со средних и дальних дистанций лучше всего выбирать оптимальную траекторию

Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол — навыки и упражнения.

Анализ состава помех при выполнении штрафного броска...

Необходимо подчеркнуть, что штрафной бросок специфичен. Он принципиально отличается от других бросков в баскетболе (бросков с игры). Главное его отличие заключается в способе его реализации: с одинакового расстояния и при отсутствии противодействий соперника.

Круговая тренировка игровой направленности | Статья в журнале...

 ловкость, проявляемая в упражнениях с манипуляцией предметов (броски и ловля мяча, целевые метания, жонглирование).

То же, что упражнения 3, но прыжки выполнять через 3 баскетбольных мяча, лежащих на линии штрафного броска на расстоянии 1м. друг от друга.

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

В тренировочных занятиях силовые упражнения рекомендуем для 2–3 смежных групп мышц, которые делятся на четыре основные группы: мышцы спины, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, ног. Если на тренировке выполнялись упражнения для мышц спины, рук и плечевого...

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе...

Объект исследования: тренировочная и соревновательная деятельность юных

% попаданий штрафных бросков. 0,41.

Нами разработан и внедрен в тренировочный процесс комплекс упражнений для развития интеллектуальных способностей средствами баскетбола...

Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола

При выполнении упражнений концентрировать внимание учащихся на правильном выполнении технических приемов баскетбола.

Из положения лежа на животе головой вперед три кувырка вперед — рывок к линии штрафного броска — остановка прыжком — повороты...

Психологическая подготовка баскетболистов | Статья в журнале...

Баскетбол — командный вид спорта, требующий в меняющихся игровых эпизодах на площадке от каждого игрока полной самоотдачи; он позволяет

На этом этапе психологическая подготовка заключается в формировании установки на соревновательную деятельность и создании...

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической...

Учащийся располагается на линии штрафного броска и спокойно выполняет 10 бросков, соблюдая правила баскетбола.

На учебно-тренировочных занятиях по спортивным игра (баскетбол, волейбол), наши преподаватели, вместе со специальными упражнениями...

Психологическая подготовка баскетболисток | Статья в журнале...

 Баскетбол — командный вид спорта как нельзя лучше отражающий современную действительность благодаря соревновательному духу и высокому зрелищному эффекту игрового состязания, ритму, скорости и эмоциям, силе воли и ума.

Похожие статьи

Требования к современным броскам и методика начального...

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения

При бросках со средних и дальних дистанций лучше всего выбирать оптимальную траекторию

Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол — навыки и упражнения.

Анализ состава помех при выполнении штрафного броска...

Необходимо подчеркнуть, что штрафной бросок специфичен. Он принципиально отличается от других бросков в баскетболе (бросков с игры). Главное его отличие заключается в способе его реализации: с одинакового расстояния и при отсутствии противодействий соперника.

Круговая тренировка игровой направленности | Статья в журнале...

 ловкость, проявляемая в упражнениях с манипуляцией предметов (броски и ловля мяча, целевые метания, жонглирование).

То же, что упражнения 3, но прыжки выполнять через 3 баскетбольных мяча, лежащих на линии штрафного броска на расстоянии 1м. друг от друга.

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

В тренировочных занятиях силовые упражнения рекомендуем для 2–3 смежных групп мышц, которые делятся на четыре основные группы: мышцы спины, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, ног. Если на тренировке выполнялись упражнения для мышц спины, рук и плечевого...

Развитие интеллектуальных способностей в баскетболе...

Объект исследования: тренировочная и соревновательная деятельность юных

% попаданий штрафных бросков. 0,41.

Нами разработан и внедрен в тренировочный процесс комплекс упражнений для развития интеллектуальных способностей средствами баскетбола...

Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола

При выполнении упражнений концентрировать внимание учащихся на правильном выполнении технических приемов баскетбола.

Из положения лежа на животе головой вперед три кувырка вперед — рывок к линии штрафного броска — остановка прыжком — повороты...

Психологическая подготовка баскетболистов | Статья в журнале...

Баскетбол — командный вид спорта, требующий в меняющихся игровых эпизодах на площадке от каждого игрока полной самоотдачи; он позволяет

На этом этапе психологическая подготовка заключается в формировании установки на соревновательную деятельность и создании...

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической...

Учащийся располагается на линии штрафного броска и спокойно выполняет 10 бросков, соблюдая правила баскетбола.

На учебно-тренировочных занятиях по спортивным игра (баскетбол, волейбол), наши преподаватели, вместе со специальными упражнениями...

Психологическая подготовка баскетболисток | Статья в журнале...

 Баскетбол — командный вид спорта как нельзя лучше отражающий современную действительность благодаря соревновательному духу и высокому зрелищному эффекту игрового состязания, ритму, скорости и эмоциям, силе воли и ума.

Задать вопрос