Меры поддержки инвесторов специального инвестиционного контракта на региональном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 08.12.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Кислов, А. А. Меры поддержки инвесторов специального инвестиционного контракта на региональном уровне / А. А. Кислов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86486/ (дата обращения: 16.07.2024).



Встатье анализируются меры поддержки инвесторов специальных инвестиционных контрактов, предусмотренные региональным законодательством субъектов Российской Федерации. Автор указывает на конкретные меры стимулирования в данной области, делается вывод о том, что законодательное закрепление мер поддержки способствует развитию промышленного потенциала на региональном уровне.

Ключевые слова: специальный инвестиционный контракт, региональное законодательство, налоговые льготы, меры поддержки

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» правовое регулирование отношений в сфере промышленной политики России основывается на федеральном законодательстве, а также законодательстве субъектов Российской Федерации. Анализ положений Конституции России и федеральных законов Российской Федерации дает представление о том, что правотворчество в сфере инвестиционной деятельности принадлежит преимущественно Российской Федерации, в то время как субъекты Российской Федерации осуществляют практические действия по реализации инвестиционных норм федерального законодательства [1, с. 39]. Так, А. В. Павлушкин отмечает, что федеральное законодательство устанавливает определенный перечень полномочий органов государственной власти в сфере инвестиционной деятельности, однако некоторые его положения требуют более детальной правовой регламентации и механизмов реализации [1, с. 112]. С этой целью на региональном уровне разрабатываются соответствующие правовые акты, конкретизирующие положения федерального законодательства и предусматривающие механизм их реализации.

На уровне федерального законодательства в сфере промышленной политики закреплено определение специального инвестиционного контракта (далее — СПИК). Суть СПИК заключается в том, что одна сторона, инвестор, самостоятельно или с привлечением третьих лиц создает, модернизирует или осваивает производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, включая континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, а публичное образование, выступающее в качестве второй стороны, принимает на себя обязательство оказывать инвестору соответствующую поддержку путем применения стимулирующих мер в сфере промышленности [1, с. 42].

Законодательству субъектов Российской Федерации в области нормативного регулирования СПИК отводится значимая роль, поскольку именно на региональном уровне определяются меры стимулирования инвестора со стороны публичных образований, определяется порядок заключения СПИК.

Анализ современного регионального законодательства в области СПИК позволил выделить следующие виды региональных мер стимулирования деятельности инвесторов в сфере промышленности:

— меры, направленные на предоставление льгот инвесторам по налогу на прибыль. Например, Законом Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. № 81–11 «О налоговых льготах» ставка налога на прибыль организаций для инвесторов, выступающих стороной СПИК, установлена в размере 0 процентов (п. 1 ст. 11–8-1), Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 г. № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» для инвесторов СПИК установлен сниженный размер налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 13,5 % (п. 2 ст. 16.2.1);

— меры, направленные на предоставление льгот по налогу на имущество организаций. Например, Законом Оренбургской области от 27 ноября 2003 г. № 613/70-III-ОЗ «О налоге на имущество организаций» для инвесторов в отношении вновь созданного и (или) приобретенного нового имущества налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов (ст. 9.2); Законом Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» инвесторы освобождены от уплаты налога на имущество организации (пп. 3 п. 2 ст. 26.20);

— меры, направленные на предоставление льгот по транспортному налогу. Например, Законом Областной думы Новгородской области от 30 сентября 2008 № 379-ОЗ «О транспортном налоге» участникам СПИК предоставляется налоговая льгота по уплате транспортного налога в размере 50 % от установленной ставки (п. 4.1);

— меры, направленные на стабильность условий ведения хозяйственной деятельности. Например, Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 136 «О промышленной политике в Курганской области» закреплен целый ряд мер, направленных на стимулирование деятельности субъектов в сфере промышленности: предоставление финансовой поддержки (ст. 8), предоставление информационно-консультационной поддержки (ст. 10), оказание поддержки путем развития кадрового потенциала (ст. 11);

— иные меры поддержки (предоставление земли в аренду без проведения торгов, инфраструктурные, субсидиарные, информационные и т. д.). Например, в Приказе Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской республики от 14 октября 2019 г. № 205-о «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской республики государственной услуги указано, что при наличии заключенного СПИК, инвестору предоставляется земельный участок в аренду без проведения торгов (п. 2.6.1). Согласно Постановлению Правительства Кемеровской области — Кузбасса от 3 октября 2019 г. № 567 «Об утверждении порядка предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат, связанных с модернизацией и техническим перевооружением производственных мощностей, направленных на создание и (или) развитие производства высокотехнологичной, конкурентоспособной и экспортно-ориентированной продукции» инвесторам, при наличии у них заключенного СПИК, департаментом промышленности Кемеровской области предоставляется субсидия на возмещение части затрат, связанных с модернизацией и техническим перевооружением производственных мощностей (п. 1.3–1.5).

В Челябинской области Законом Челябинской области от 18 июня 2015 г. № 201-ЗО «О промышленной политике в Челябинской области» предусмотрен целый комплекс мер поддержки инвесторов, заключивших СПИК с Министерством экономического развития Челябинской области (уполномоченный орган на заключение СПИК от имени Челябинской области):

— меры финансовой поддержки (налоговые льготы: сниженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, по налогу на имущество организаций, областные государственные гарантии, субсидии);

— информационно-консультационная поддержка (финансирование издания справочных материалов, организация проведения выставочно-ярморочных мероприятий);

— развитие кадрового потенциала (обеспечение учебно-методическими изданиями и предоставление научно-педагогического обеспечения).

Таким образом, в настоящее время законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрен широкий перечень мер поддержки инвесторов, выступающих стороной СПИК.

Осуществленный анализ мер поддержки субъектов СПИК позволяет утверждать, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации на законодательном уровне закреплен широкий перечень мер региональной поддержки субъектов инвестиционной деятельности. Законодательное закрепление механизмов региональной поддержки промышленных предприятий в области СПИК способствует развитию и модернизации промышленности региона, формирует положительный инвестиционный имидж региона и оказывает благоприятное влияние на инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации.

Литература:

  1. Хайруллин, А. М. Региональное инвестиционное законодательство: современное состояние и перспективы развития / А. М. Хайруллин. — Текст: непосредственный // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 3 (21). — С. 39–45.
  2. Павлушкин, А. В. Некоторые вопросы регламентации инвестиционной деятельности в законах субъектов Российской Федерации // Комментарий судебной практики / под ред. К. Б. Ярошенко / А. В. Павлушкин. — М.: Юрид. лит., 2011. Вып. 16. — С. 109–120. — Текст: непосредственный.
  3. Герман, А. А. Перспективы использования механизма специальных инвестиционных контрактов для стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации / А. А. Герман. — Текст: непосредственный // Финансы и кредит. — 2016. — № 40. — С. 42–54.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, федеральное законодательство, Челябинская область, промышленная политика, инвестиционная деятельность, предоставление льгот, прибыль организаций, региональный уровень, сфера промышленности, транспортный налог.


Похожие статьи

Льготы по налогу на прибыль организаций | Статья в журнале...

Система мониторинга льгот по налогу на прибыль, оценки результативности их действия дают возможность выделить и исключить, в конечном счете

Анализ практики применения и оценки эффективности налоговых льгот по налогу на прибыль организаций является необходимым...

Современные условия повышения конкурентоспособности...

Челябинская область — аграрно-индустриально развитый регион в Российской Федерации

Говоря о конкурентоспособности промышленности Челябинской области, нельзя не

Помимо этого, для увеличения реальных доходов населения, а значит, уровня и качества...

Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент...

Челябинская область — индустриально развитый субъект Российской Федерации, входящий в Уральский

Челябинская область также имеет устойчивый рост валового регионального продукта в расчете на душу

Таблица 2. Система льгот по налогу на прибыль организаций.

Основные направления увеличения налогового потенциала региона

Поступления от регионального налоганалога на имущество организаций – полностью зачисляются в региональный бюджет. Установленные федеральным законодательством льготы по налогу на имущество организаций, в частности в отношении железнодорожных...

Теоретические аспекты региональной инвестиционной политики

региональная инвестиционная политика — это особый вид региональной экономической политики, субъектами которой выступают региональный и местный уровни власти, организации и физические лица, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме налогов, взимаемых в связи с...

Сравнительная характеристика льготного налогообложения...

Предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности является

Объектом налогообложения по налогу на прибыль является чистая прибыль предприятия.

Однако, эту льготу придется принимать на федеральном уровне, поскольку у регионов мало...

Оценка факторов, влияющих на величину налога на прибыль...

Наименьшие значения прибыли предприятий региона и величины налога на прибыль имеют Костромская и Ивановская области.

Также на очень низком уровне развития находятся добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность и торговля.

Региональные налоги, их состав, значение, перспективы развития

Региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а особенности их применения детализируются

Согласно статье 14 НК РФ [1] к составу региональных налогов относятся:налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Похожие статьи

Льготы по налогу на прибыль организаций | Статья в журнале...

Система мониторинга льгот по налогу на прибыль, оценки результативности их действия дают возможность выделить и исключить, в конечном счете

Анализ практики применения и оценки эффективности налоговых льгот по налогу на прибыль организаций является необходимым...

Современные условия повышения конкурентоспособности...

Челябинская область — аграрно-индустриально развитый регион в Российской Федерации

Говоря о конкурентоспособности промышленности Челябинской области, нельзя не

Помимо этого, для увеличения реальных доходов населения, а значит, уровня и качества...

Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент...

Челябинская область — индустриально развитый субъект Российской Федерации, входящий в Уральский

Челябинская область также имеет устойчивый рост валового регионального продукта в расчете на душу

Таблица 2. Система льгот по налогу на прибыль организаций.

Основные направления увеличения налогового потенциала региона

Поступления от регионального налоганалога на имущество организаций – полностью зачисляются в региональный бюджет. Установленные федеральным законодательством льготы по налогу на имущество организаций, в частности в отношении железнодорожных...

Теоретические аспекты региональной инвестиционной политики

региональная инвестиционная политика — это особый вид региональной экономической политики, субъектами которой выступают региональный и местный уровни власти, организации и физические лица, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме налогов, взимаемых в связи с...

Сравнительная характеристика льготного налогообложения...

Предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности является

Объектом налогообложения по налогу на прибыль является чистая прибыль предприятия.

Однако, эту льготу придется принимать на федеральном уровне, поскольку у регионов мало...

Оценка факторов, влияющих на величину налога на прибыль...

Наименьшие значения прибыли предприятий региона и величины налога на прибыль имеют Костромская и Ивановская области.

Также на очень низком уровне развития находятся добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность и торговля.

Региональные налоги, их состав, значение, перспективы развития

Региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а особенности их применения детализируются

Согласно статье 14 НК РФ [1] к составу региональных налогов относятся:налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Задать вопрос