Внешние и внутренние факторы информатизации образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 07.12.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Авдюшкин, В. В. Внешние и внутренние факторы информатизации образования / В. В. Авдюшкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86465/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы информатизации образования, уделено внимание политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным факторам информатизации образования. Особое внимание уделено роли внутренних факторов в области цифровой трансформации в образовании.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая трансформация образования, цифровая грамотность, цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, цифровое информационное пространство.

T he article examines the external and internal factors of informatization of education, attention is paid to the political, economic, technological and socio-cultural factors of informatization of education. Particular attention is paid to the role of internal factors in the field of digital transformation in education.

Keywords : digital technologies, digital transformation of education, digital literacy, digital educational resources, information and communication technologies, digital information space.

Культурные средства пребывают в периоде становления и онтогенеза, так как он необходим для исследования и применения этих средств, в том числе в образовательных организациях. В свою очередь, это говорит о том, что точно представить их состав в будущем нельзя. У преподавателей и обучающихся должно формироваться умение самостоятельно познавать, оценивать и изучать новые средства в процессе их развития. Данное умение является определяющим вопросом современной организационной структуры образования. Для овладения каждым таким культурным средством, необходимо получить определенные навыки и компетенции. Новые цифровые информационные средства высвобождают от многих технических задач и в то же время требуют от пользователя отсутствующий ранее профессионализм. Наступающие друг за другом этапы цифровизации образования можно представить как культурное явление, связанное с приобретением такого профессионализма [1].

На рис. 1 приведена макромодель основных стадий информатизации образования. Согласно этой макромодели основные направления развития цифровой трансформации образованиярасходятся на два основных курса: внешний и внутренний.

Каждый из курсов имеет определенные группы факторов:

— внешние, задают условия функционирования образовательной системы и требования к ней. К внешним фактором относят: политические, экономические, технологические и социально-культурны. Каждой из внешних факторов оказывает существенное влияние на цифровую трансформацию образовательной среды;

— внутренние, определяют потребность, готовность и способность образования воспринимать достижения технологического прогресса и использовать их для решения собственных задач.

Основные направления развития цифровой трансформации образования

Рис. 1. Основные направления развития цифровой трансформации образования

Внешние факторы (связь А) самым непосредственным образом оказывают влияние на цифровую трансформацию образования и определяются процессами, которые разворачиваются за пределами образовательной системы [2]. Служащие образовательной сферы не могут их контролировать. Эти факторы связаны с достигнутым уровнем развития информационной индустрии, распространением использования цифровых технологий во всех аспектах жизни общества. Они определяют:

— общественные ожидания, претензии к результативности работы системы образования;

— требуемую подготовку и уровень информационной культуры и цифровой грамотности выпускников;

— доступность и качество используемых ЦТ и цифровых образовательных ресурсов;

— возможный на данном этапе уровень решения задач цифровой трансформации образования.

Внешние факторы не только дают импульс к появлению нововведений, но и задают ограничения на темпы и характер оснащения образовательного процесса средствами цифровых технологий.

Внешние факторы оказывают воздействие на ход развития внутренних факторов (связь В), что проявляется в возникновении современных педагогических идей, которые построены на применении цифровых технологий. Внешние факторы оказывают непосредственное влияние на развитие инновационных образовательных моделей и суть учебных предметов. Они стимулируют процесс создания принципиально новых цифровых технологий, а также актуализацию уже имеющихся. Кроме этого стимулируются методические разработки и практики. Они также воздействуют на авторов-разработчиков учебных материалов, преподавателей, педагогов, ученых, исследователей и остальных работников образования, которые задействованы в работах по развитию содержания, организации и методов обучения.

Внутренние факторы (связь С) определяются процессами, которые в большей мере появляются внутри системы образования. Они связанны с вопросами в рамках системы образования, с готовностью общеобразовательной системы реагировать на вариацию запросов общества, принимать и изучать инновационные инструменты работы с информацией для решения современных и уже устоявшихся образовательных задач. Эти факторы характеризуются:

— имеющимся научно-методическим заделом в области разработки и использования всех видов цифровых образовательных ресурсов (информационные источники, инструменты и сервисы), учебных программ и методических материалов. Для реализации данного фактора необходимо создавать системы дистанционного обучения, электронные образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы. Все эти инструменты должны находиться в свободном доступе для каждого обучающегося;

— достигнутым уровнем профессиональной подготовки работников образования, их педагогической ИКТ-компетентностью, способностью результативно использовать цифровые технологии в своей профессиональной деятельности. Для повышения уровня цифровой грамотности работники сферы образования должны проходить специализированные курсы повышения квалификации заниматься саморазвитием в сфере цифровых технологий.

Подводя итог, можно сказать, что в России на данный момент большее влияние на цифровую трансформацию образования влияют внешние факторы, нежели внутренние. Хотя всеобщее использование многочисленных форм «интернет-общения» активизирует переключение на новые формы взаимодействия преподавателей и обучающихся, но анализ остальных вопросов, задач и сущности образования, методов и приемов учебной работы, для которых необходимо использование цифровых технологий в учебном процессе, в нашей стране, в отличие от других развитых стран, практически не ведется. Главными факторами повышения влияния внутренних факторов на цифровую трансформацию образования являются процессы освоения педагогами современных цифровых технологий и актуальность внедрения этих технологий в учебный процесс. Развитие цифровых технологий — это неизбежный процесс, который требует от всей системы образования непрерывного развития и роста. Необходимо чтобы каждый педагог или руководитель образовательной организации понимал не только важность применения цифровых технологий, но и умел рационально их использовать.

Литература:

  1. Антонова, Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин. — Текст: непосредственный // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2018. — № 14. — С. 5–37.
  2. Куркина Н.Р Применение цифровых технологий как средство устойчивого развития образовательной организации /Н. Р. Куркина, Л. В. Стародубцева //Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=30890
  3. Стародубцева Л. В. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса /Н. Р. Куркина, Л. В. Стародубцева // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. Том 9, 2018. — № 1.- С.14–17.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая трансформация образования, цифровая трансформация, образование, образовательная система, основное направление развития, система образования, средство, учебный процесс, цифровая грамотность.


Ключевые слова

цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, цифровые технологии, цифровая грамотность, цифровая трансформация образования, цифровое информационное пространство
Задать вопрос