Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 07.12.2021

Статья просмотрена: 507 раз

Библиографическое описание:

Морозова, Ж. В. Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов / Ж. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 614-616. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86417/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье попытаемся показать изменения образа «маленького человека» в произведениях писателей «натуральной школы» А. Д. Галахова, Я. П. Буткова.

Ключевые слова: маленький человек, социальное неравенство, писатели натуральной школы.

Тема «маленького человека» существовала еще до того, как была раскрыта в произведениях Н. В. Гоголя. Первое упоминание о «маленьком человеке» отмечается в произведениях А. С. Пушкина «Медный всадник» и «Станционный смотритель». Образ «маленького человека» представляется как бедный, оскорбленный высшими по чину людьми, доведенный до отчаяния человек, который ощущает свое бессилие перед жизнью и способный на протест. Данный протест всегда порождает определенная жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.

Также проблема «маленького человека» получила свое отражение и в произведениях писателей «натуральной школы». Изучение его быта занимает центральное место в творчестве литераторов. Однако, рассмотрению подверглись лишь внешние проявления образа «маленького человека», в то время как внутренняя, духовная составляющая осталась неизведанной. Писатели «натуральной школы» уделяли внимание судьбе бедных и униженных людей, которых в то время было очень много.

Критики того времени возмущались по поводу пристального внимание к бедным и униженным людям. Негативная критика к «натуральной школе» просматривалась в лице «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», которые в своих отзывах едко «обыгрывали» «бедность»; «Мы прочли этот роман и сказали: бедные русские читатели!» [2, с.107]; «бедный молодой человек! За что вы его так жестоко хвалите, так лестно браните»... [6, с.3]. Подобные мнения можно объединить формулой «бедный автор, бедный герой, бедные читатели», которая вызвана пониманием проблемы «маленького человека» и бедности вообще как надуманной, не стоящей пристального внимания, стремлением «из мухи делать слона» [2, с.99].

Достигнув определенного положения в обществе, зарекомендовав себя с самой лучшей стороны в департаменте, некоторые из «не дворян» начинали стыдиться своего происхождения, скрывать его от окружающих — так происходило разрастание амбиций «маленького человека». Так они из «маленьких» людей стремились выбиться в «большие», тогда им подходило уже другое название — «маленькие великие люди», которое было в ходу в 1840-е годы.

Так А. Д. Галахов являясь автором обзора «Русская литература за 1847 год», который был опубликован в «Отечественных записках», акцентирует внимание на прямой речи Владимира Петровича Венельского, который является главным героем произведения «Превращение».

Являясь учителем Московского женского пансиона, как отмечает А. Д. Галахов: «Венельский был человеком неглупым, но очень бедным» [4, с.179]. Учитывая то, что учитель в то время считался чиновником статской службы с небольшим жалованием, то данного героя можно отнести к «маленькому человеку». Тем не менее, Владимир Петрович расценивает свою бедность со стороны интеллигентного человека.

Также в произведении А. Д. Галахова «Превращение» можно найти и противоположное понимание образа «маленького человека», которое представлено здесь как «лишний человек». Так, Венельский является «маленьким человеком» лишь по своему социальному статусу. Бедность и «труд по привычке» будто бы и смиряют его с действительностью, которая отнимает у него «естественное право» на богатство, славу, счастье, однако, это смирение оказывается внешним, продиктованным лишь амбициями, его неудовлетворенностью жизнью.

Суть внутренних убеждений героя заключается в пословице «Бедность не порок, а хуже порока». Так Владимир Петрович испытывал любовные чувства к своей ученице Катерине Михайловне Страницыной, которая отвечала ему взаимностью. Однако, жениться на ней он не мог, так как у него отсутствовало хоть какое-то состояние. Но он решил сделать ей предложение, как только его финансовое положение изменится в лучшую сторону. Сложность состояла в том, что он обязан был помогать своей семье, решая проблемы относительно имения, которое было обременено долгами. Поэтому необходимость труда видится герою «обязательной губительной силой», «привычкой, обременяющей душу» [4, с.180]. В таком положении человеческое счастье — «законная принадлежность разумного существа» представляется ему чем-то нереальным, невозможным в молодые годы: «Разве счастье наше в забвении счастья?» [4, с.180]. Необходимость труда, на которую обрекает многих достойных людей бедность, — это самообольщение, когда, работая, человек не видит результатов своих трудов, но ждет их. Человек, воспринимая работу как необходимость, выполняя которую он не видит результатов, но непременно ждет их. Трагедия, по мнению автора и его героя, состоит в том, что однажды труженик теряет «живость наслаждений», не видит радостей там, где находил их раньше. А. Д. Галахов пишет: «Как смешны в это время кажутся похвалы бедности и нравственно-идиллические выходки противопоставления богатства! Нет! Надобно провести целые годы в несчастье, утратить свежесть сил в непрерывной борьбе с людьми и природой, долгими лишениями притупить врожденные таланты, не жить как следует в юности и трепетать при ожидании старости, — и тогда узнаешь всю важность довольства и все зло бедности, хотя бы эта бедность имела преспокойную совесть. Деньги — это могущественное достоинство человека, способ для нравственной жизни, посредствующая добродетель общества» [4, с.181].

Таким образом, как утверждает А. Д. Галахов, только те, кто низки духовно не могут заметить своей бедности, а просвещенный человек страдает от бедности больше, чем не тронутый «цивилизацией». Он не понимает, почему он, человек, который имеет все права на счастье: «и доброе сердце, и недюжинную голову, и честный труд, и добросовестную жизнь, лишен возможности быть счастливым по своему желанию» [4, с.185].

От материальной стороны также зависит и обретение счастья, семьи. В данном направлении представлен и финал повести «Превращение», то есть это история о том, как опускается человек, как «душевное безразличие» поглощает его и как «мелочность» приводит женщину к «ничтожности». Здесь прослеживается сходство с «маленьким человеком» Гоголя. Тем не менее, Н. В. Гоголь причину этого определял через духовную бедность, умственную нищету, в то время как А. Д. Галахов возлагал всю вину на законы все уничтожающей действительности.

Галахов находится на стороне Венельского, отмечая, что любой человек, который обладает личным достоинством, должен быть наделен благами цивилизации. Интеллигентское сознание тесно связывало безбедное существование с понятием счастья, что не позволяло рассмотреть проблемы духовной бедности и разобщенности людей, особенно мелких чиновников.

Писатель Я. П. Бутков получил свою известность благодаря выходу в свет сборника «Петербургских вершин», который был издан в двух книгах (в 1845 и 1846 годах). Э. Г. Багиров делает ряд интересных наблюдений, касающихся стиля произведений Я. П. Буткова, он говорит, что: «ценность его творчества в развитии русской литературы ученый видит в умении писателя избежать филантропичности и сентиментальности, а так же в раскрытии противоречий общества, социальных контрастов, в отражении современных ему проблем» [1, с.289].

Как утверждает М. С. Мейлах: «имя Буткова незаслуженно забыто, повести его даже не все собраны» [5, с.378]. Тем не менее, спустя время данная ситуация совершенно не изменилась.

Проанализировав сборник «Петербургские вершины» можно сказать, что образ «маленького человека» Я. П. Буткова этнографически принадлежит Петербургу. Характерной особенностью является изучение биографии героя, большое внимание уделено бытописанию, а также образу «маленького человека» до и после «испытания» его бедностью или богатством.

Повесть «Ленточка» Я. П. Буткова представляет нашему вниманию самый идеальный образ «маленького человека», который обладает маленькими радостями и печалями, мечтами о высоком и прекрасном. В данной повести происходит убеждение читателя в том, что не все «маленькие люди» страдают от бедности и социального неравенства.

Образ «маленького человека» в произведениях Я. П. Буткова имеет свои особенности. Он передается читателю через простодушных чиновников невысокого класса, которые довольны своим положением и достойно переживают трудности. Герои произведений обладают оптимистическим взглядом на жизнь, который отмечается и у самого автора.

Также Я. П. Бутков представляет образ «маленького человека» с мягким сердцем и характером, но с тяжелой судьбой и тех, кто уже опустился на самое дно общества. Их объединяет то, что физические и духовно падшие, нравственно преступившие однажды, герои считают себя невиновными.

В литературе писателей «натуральной школы» улавливается желание защитить «маленьких людей». Они осуществляли это посредством, как им казалось, гоголевского анализа действительности, взяв за основу повесть «Шинель», которая конкретно отображает быт и нравы чиновников, указывая на социальный конфликт произведения.

Таким образом, «великие маленькие люди» всегда стремятся казаться более успешными, что в достаточной мере отражено в произведениях писателей «натуральной школы». Однако, материальная составляющая образа «маленького человека» всегда преобладает над духовной, что лишает человека права выбора и заставляет идти к совершенству.

Литература:

  1. Багиров Э. Г. Яков Бутков (жизнь и творчество). — М.: Б.И., 1957. — С. 289.
  2. Булгарин Ф. В. Журнальная всякая всячина // Северная пчела. — 1846. — № 27. — 1 февр. — Отд. Фельетон. — С. 99–109.
  3. Брандт Л. В. Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым // Северная пчела. –1846. — № 25. — 30 янв. — Отд. Русская литература. — С. 84- 105.
  4. Галахов А. Д. Повесть Сто-одного. Превращение // Современник. — 1847. –№ 7. –Т. 4. — С. 111–192.
  5. Мейлах Б. С. Вопросы литературы и эстетики. — Л.: 1957. — С. 378.
  6. Сеньковский О. И. Бедные люди Ф. Достоевского // Библиотека для чтения. — 1846. — № 3. — Отд. Литературной летописи. — С. 1–52.
Основные термины (генерируются автоматически): бедность, образ, Петербургский, произведение писателей, Владимир, духовная бедность, необходимость труда, пушкин, русская литература, социальное неравенство.


Ключевые слова

социальное неравенство, маленький человек, писатели натуральной школы

Похожие статьи

Социальное неравенство и проблема бедности в России

Ключевые слова: социальное неравенство, проблема бедности, государственная социальная помощь. Все живое и неживое на Земле обладает отличными друг от друга характеристиками.

На сегодняшний день проблема социального неравенства является актуальной. Это касается и нашей страны. В результате перехода России от командной экономической системы к рыночной произошло серьезное изменение социально-экономического положения населения.

27 января 2021 г. президент России Владимир Путин, выступая на онлайн-форуме «Давосская повестка дня 2021», говорил: «Рост экономических проблем и неравенство раскалывают общество...

Богатство и бедность как социокультурные феномены...

Напротив, богатство нравственно сомнительно. Бедность вообще не является в православной традиции позорной, так как достижимость не является обязательной целью труда. Так как ни сам труд, ни тем более богатство не имеют прямого отношения к спасению души.

Но такое противостояние, где бедность и богатство разведены как порок и добродетель, не создает в обществе уважительного отношения к производительной деятельности, которую в свою очередь противопоставляют жизни души. Поэтому не удивительно, что в истории русской культуры постоянно возникают диалоги, обращенные в настоящее, об общественной активности и...

Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв.

Ключевые слова: русская литература, студент, писатели, русский XIX век, студенческая жизнь. XVIII век был периодом кодификации, подражания и поглощения иностранных образцов.

Русская литература второй половины XIX века часто обращается к теме студентов, не только осмысливающих феномен данной социальной группы, но и формирующих определенный художественный стереотип.

Подчеркивается, что бедность — это временное состояние, этап жизни перед прекрасным будущим. Авторами рассматриваемых в статье произведений были наиболее популярные писатели своего времени.

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность...

Изучение творчества провинциальных журналистов помогает нам лучше понять образ мысли просвещённых жителей губернских городов конца XIX — начала XX веков, поскольку публицистический взгляд всегда интересен тем, что содержит не только описание

Умер в такой страшной бедности, что не нашлось в квартире ни белья, ни платья, в котором можно было бы одеть покойника, не нашлось даже стола, на котором можно было положить тело умершего.

Литература: 1. Жилякова Н. В. Журналистика Томской губернии второй половины XIX — начала XX века: идея областничества: дис. …канд. филол. наук. — Санкт-Петербург, 2012.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам...

Авторы художественных произведений часто обращаются к историческим событиям и персоналиям. Для своих будущих произведений они обращаются к русскому фольклору, изучают личные мемуары, документы, обстановку.

Более широко Толстой раскрыл образ Петра в своём романе «Пётр Первый». Здесь автор стремился показать необходимость преобразований, которые совершит император. Петр показывается не как идеализированный государь, а как обычный человек с его положительными и отрицательными чертами.

Социальное расслоение и первоначальное равенство.

Целостные концепции богатства и бедности представлены в трудах Платона, Аристотеля, отцов Церкви. Исследования явления богатства и бедности заключены в трудах классиков политической экономии: Адам Смит

В исследовании М. З. Ярмиева «Бедность и богатство в современном российском обществе:изменения в социальной структуре и их репрезентация в СМИ» предложена типология отношения социальных

Таким образом, бедность в восприятии россиян все меньше сама по себевыступает основанием для априорного сочувствия оказавшимся в сложном положении людям…помощь бедным как таковым, как особой...

Приобщение современных обучающихся к духовно-нравственным...

Нравственный и духовный потенциал русской литературы с самого начала ее развития основывался на религиозном мировоззрении. А. С. Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу, все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от религиозного чувства, без него не было бы ни философии

Напряжение природы перекликается с внутренним напряжением Ивана «Пожимаясь от холода, …студент думал, такая лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут … жизнь не стане лучше.

Историческая основа производственного романа и жанровая...

Автор приходит к выводу о том, что образ человека труда имеем мощную историческую основу, как в отечественной, так и в зарубежной прозе. Главной специфичной жанровой характеристикой советского

Если верить зарубежным русистам, то образ человека труда в русской литературе носит вымышленный, искусственно сконструированный характер, что обусловлено исключительно идеологическими мотивами, а отнюдь не материалом реальности.

В этом произведении мы видим появление гордости рабочего за свой труд, за свою социальную миссию, и за восстановление исторической справедливости «Верите ли вы в свою работу?

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

Ключевые слова: русская литература, немецкая литература, главный герой, маленький человек, социальный статус . В связи с демократизацией литературы в XIX веке многие русские и зарубежные писатели в своих произведениях начинают правдиво и

Начинает развиваться критический реализм, одна из основных черт которого заключалась в том, чтобы перенести действие за блестящий фасад Российской империи и обрисовать быт и духовную жизнь простого человека.

Продвижение по службе и надежды: в прошлом. Бедность — это не только несчастье, бедность наказуема, бедность позорна, бедность подозрительна» [3, с.280].

Похожие статьи

Социальное неравенство и проблема бедности в России

Ключевые слова: социальное неравенство, проблема бедности, государственная социальная помощь. Все живое и неживое на Земле обладает отличными друг от друга характеристиками.

На сегодняшний день проблема социального неравенства является актуальной. Это касается и нашей страны. В результате перехода России от командной экономической системы к рыночной произошло серьезное изменение социально-экономического положения населения.

27 января 2021 г. президент России Владимир Путин, выступая на онлайн-форуме «Давосская повестка дня 2021», говорил: «Рост экономических проблем и неравенство раскалывают общество...

Богатство и бедность как социокультурные феномены...

Напротив, богатство нравственно сомнительно. Бедность вообще не является в православной традиции позорной, так как достижимость не является обязательной целью труда. Так как ни сам труд, ни тем более богатство не имеют прямого отношения к спасению души.

Но такое противостояние, где бедность и богатство разведены как порок и добродетель, не создает в обществе уважительного отношения к производительной деятельности, которую в свою очередь противопоставляют жизни души. Поэтому не удивительно, что в истории русской культуры постоянно возникают диалоги, обращенные в настоящее, об общественной активности и...

Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв.

Ключевые слова: русская литература, студент, писатели, русский XIX век, студенческая жизнь. XVIII век был периодом кодификации, подражания и поглощения иностранных образцов.

Русская литература второй половины XIX века часто обращается к теме студентов, не только осмысливающих феномен данной социальной группы, но и формирующих определенный художественный стереотип.

Подчеркивается, что бедность — это временное состояние, этап жизни перед прекрасным будущим. Авторами рассматриваемых в статье произведений были наиболее популярные писатели своего времени.

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность...

Изучение творчества провинциальных журналистов помогает нам лучше понять образ мысли просвещённых жителей губернских городов конца XIX — начала XX веков, поскольку публицистический взгляд всегда интересен тем, что содержит не только описание

Умер в такой страшной бедности, что не нашлось в квартире ни белья, ни платья, в котором можно было бы одеть покойника, не нашлось даже стола, на котором можно было положить тело умершего.

Литература: 1. Жилякова Н. В. Журналистика Томской губернии второй половины XIX — начала XX века: идея областничества: дис. …канд. филол. наук. — Санкт-Петербург, 2012.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам...

Авторы художественных произведений часто обращаются к историческим событиям и персоналиям. Для своих будущих произведений они обращаются к русскому фольклору, изучают личные мемуары, документы, обстановку.

Более широко Толстой раскрыл образ Петра в своём романе «Пётр Первый». Здесь автор стремился показать необходимость преобразований, которые совершит император. Петр показывается не как идеализированный государь, а как обычный человек с его положительными и отрицательными чертами.

Социальное расслоение и первоначальное равенство.

Целостные концепции богатства и бедности представлены в трудах Платона, Аристотеля, отцов Церкви. Исследования явления богатства и бедности заключены в трудах классиков политической экономии: Адам Смит

В исследовании М. З. Ярмиева «Бедность и богатство в современном российском обществе:изменения в социальной структуре и их репрезентация в СМИ» предложена типология отношения социальных

Таким образом, бедность в восприятии россиян все меньше сама по себевыступает основанием для априорного сочувствия оказавшимся в сложном положении людям…помощь бедным как таковым, как особой...

Приобщение современных обучающихся к духовно-нравственным...

Нравственный и духовный потенциал русской литературы с самого начала ее развития основывался на религиозном мировоззрении. А. С. Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу, все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от религиозного чувства, без него не было бы ни философии

Напряжение природы перекликается с внутренним напряжением Ивана «Пожимаясь от холода, …студент думал, такая лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут … жизнь не стане лучше.

Историческая основа производственного романа и жанровая...

Автор приходит к выводу о том, что образ человека труда имеем мощную историческую основу, как в отечественной, так и в зарубежной прозе. Главной специфичной жанровой характеристикой советского

Если верить зарубежным русистам, то образ человека труда в русской литературе носит вымышленный, искусственно сконструированный характер, что обусловлено исключительно идеологическими мотивами, а отнюдь не материалом реальности.

В этом произведении мы видим появление гордости рабочего за свой труд, за свою социальную миссию, и за восстановление исторической справедливости «Верите ли вы в свою работу?

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

Ключевые слова: русская литература, немецкая литература, главный герой, маленький человек, социальный статус . В связи с демократизацией литературы в XIX веке многие русские и зарубежные писатели в своих произведениях начинают правдиво и

Начинает развиваться критический реализм, одна из основных черт которого заключалась в том, чтобы перенести действие за блестящий фасад Российской империи и обрисовать быт и духовную жизнь простого человека.

Продвижение по службе и надежды: в прошлом. Бедность — это не только несчастье, бедность наказуема, бедность позорна, бедность подозрительна» [3, с.280].

Задать вопрос