Художественная литература как средство воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мушинская, Н. В. Художественная литература как средство воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников / Н. В. Мушинская, И. В. Чернявская, Е. Е. Дубина, Н. М. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86126/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье раскрывается актуальность воспитания уважительного отношения у старших дошкольников именно на основе художественной литературы, через ее восприятие в процессе беседы воспитателя. Так как именно беседы воспитателя по художественной литературе будут способствовать повышению уровня у старших дошкольников уважительного отношения к старшим и пожилым людям, к сверстникам; повысят уровень таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

Ключевые слова: уважительное отношение, уважение к старшим людям, уважение к пожилым людям, уважение к сверстникам.

Современные образовательные программы, разработанные на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), как известно, включают в себя несколько образовательных областей, одной из которых является «Социально — коммуникативное развитие». В рамках данной образовательной области рассматривается проблема формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к семье и сообществу детей и взрослых в ДОО [2, с. 3].

Но в современных условиях воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников на основе художественной литературы довольно проблематично, так как многие старшие дошкольники не имеют примера уважительного отношения к людям в семье, в процессе общения со сверстниками и взрослыми, в обществе. А слушая художественную литературу, которую им читает педагог, содержащую сцены уважительного отношения к людям, не понимают почему в сказке, рассказе уважительное отношение к людям есть, а в жизни этого нет и поэтому они не соблюдают критерии уважительного отношения к людям. Поэтому педагогу необходимо на своем примере, при чтении художественной литературы и в процессе беседы по художественному произведению освещать вопросы уважительного отношения к людям старшим дошкольникам.

Что же представляет из себя понятие «уважительное отношение»? По мнению Л. Н. Галигузовой [1, с. 155], уважительное отношение — это сложное личностное образование, включающее способности ценить и почитать другого человека, его слова и поступки, даже если мы не разделяем и не одобряем его действия. Общие критерии уважительного отношения к людям, следующие: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

В опытной работе педагогов используются различные средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к людям. Одним их таких средств является художественная литература, которая способна воспитать у дошкольника критерии уважительного отношения к людям; развивает способность: проявлять участие; доброту; выражать протест против несправедливости.

Беседа педагога по художественному произведению — это ответы на заданные вопросы по прочитанному художественному произведению. Беседа помогает старшему дошкольнику постичь критерии уважительного отношения к людям: вежливость; тактичность; почтительное отношение; доброта; внимательность; и пр., полагает Т. П. Щербакова [4, с. 209].

Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умения поступать тактично, деликатно, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, считает Н. В. Симкина [3, с. 3]. После чтения произведения Н. В. Симкина [3, с. 4] предлагает поговорить о прочитанном, задать «проблемные» вопросы, чтобы дети могли выразить своё понимание произведения.

Для воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников на основе художественной литературы был разработан комплекс бесед для воспитателя.

Цель комплекса бесед — воспитание уважительного отношения к людям у старших дошкольников на основе художественной литературы.

Задачи комплекса бесед:

— повышение уровня уважительного отношения к старшим и пожилым людям у старших дошкольников;

— повышение уровня уважительного отношения к сверстникам у старших дошкольников;

— повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям, как почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

Комплекс бесед разделен на 3 раздела. Рассмотрим задачи и художественные произведения каждого раздела.

Раздел 1. Чтение художественных произведений про уважение к старшим людям.

Задачи раздела: Повышение уровня уважительного отношения к старшим людям у старших дошкольников. Повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

В этом разделе идет чтение художественных произведений про уважение к старшим людям: сказка «Главное — уважение!» Ирис Ревю; притча «Уважение к матери» А. Лопатина; рассказ А. Митяев «За что я люблю маму»; стихотворение Е. Серова «Мой папа»; рассказ Д. Габе «Работа»; рассказ Н. Калининой «В гостях у малышей».

Приведем пример вопросов для беседы после прочтения сказки «Главное — уважение!» Ирис Ревю.

Вопросы для беседы по сказке:

  1. Почему Кузнечик перестал проявлять уважение к своим родителям?
  2. Из-за чего расстроились отец и мать Кузнечика?
  3. Почему мать и отец Кузнечика решили жить на другом берегу?
  4. Кто подсказал Кузнечику, как надо правильно вести себя с родителями?
  5. За что извинился Кузнечик перед своими родителями?

Раздел 2. Чтение художественных произведений про уважение к пожилым людям.

Задачи раздела: Повышение уровня уважительного отношения к пожилым людям у старших дошкольников. Повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

В этом разделе идет чтение художественных произведений про уважение к пожилым людям: рассказ В. Осеевой «Бабка»; рассказ Н. Калининой «Бабка»; рассказ Л. Н. Толстого «Бабушка и внучка»; сказка Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»; рассказ Симона Чираоло «Морщинки на бабулином лице».

Приведем пример вопросов для беседы после прочтения рассказа В. Осеевой «Бабка».

Вопросы для беседы по рассказу:

  1. Что делала бабка для Бори?
  2. Что сделал Борькин товарищ, когда пришел к нему домой?
  3. Почему он вежливо поздоровался с бабушкой?
  4. Что провялил Борька, сказав, что здороваться с ней не обязательно?
  5. Что на это возразил товарищ Борьки?
  6. Почему Борька грустил о бабушке, когда она умерла?

Раздел 3. Чтение художественных произведений про уважение к сверстникам.

Задачи раздела: Повышение уровня уважительного отношения к сверстникам у старших дошкольников. Повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

В этом разделе идет чтение художественных произведений про уважение к сверстникам: рассказ Н. Калининой «Разве так играют?»; стихотворение Н. Найденовой «Новая девочка»; стихотворение Г. Р. Лагздынь «Почему один Егорка?»; рассказ Н. М. Артюховой «Саша-дразнилка».

Приведем пример вопросов для беседы после прочтения рассказа Н. М. Артюховой «Саша-дразнилка».

Вопросы для беседы по рассказу:

  1. Что делать любил Саша?
  2. Как Лялечка отучила брата дразниться?
  3. Почему заплакал Саша?
  4. Что говорил Саша маме про Лялечку?
  5. Почему Саша не понял, что он не уважал сестру?

Панируемые результаты комплекса бесед: повышение уровня уважительного отношения к людям у старших дошкольников; повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.

Таким образом, уважительное отношение — это сложное личностное образование, включающее способности ценить и почитать другого человека, его слова и поступки, даже если мы не разделяем и не одобряем его действия. Художественная литература, как средство воспитания уважительного отношения к старшим помогает: получить представления об уважительных взаимоотношениях между людьми; понять критерии уважительного отношения к людям (почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки); воспитать уважительное отношение к страшим и пожилым людям, к сверстникам. Комплекс бесед по художественным произведениям способствует воспитанию таких критериев уважительного отношения к людям, как вежливое отношение к своим родителям и иным людям более старшего возраста, почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки, прислушивание к их мнению и пр.

Литература:

  1. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 253 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/- Заглавие с экрана. (дата обращения 07.11.2021).
  3. Симкина, Н. В. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшим через чтение художественной литературы / Н. В. Симкина [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28969- Заглавие с экрана. (дата обращения 07.11.2021).
  4. Щербакова, Т. П. Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье / Т. П. Щербакова — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 208–210.
Основные термины (генерируются автоматически): уважительное отношение, повышение уровня, почтительное отношение, оказание помощи, художественная литература, дошкольник, доброта, комплекс бесед, критерий, рассказ.


Ключевые слова

уважительное отношение, уважение к старшим людям, уважение к пожилым людям, уважение к сверстникам

Похожие статьи

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Заниматься воспитанием нравственных личностных качеств у дошкольников довольно трудно. Куда большую трудность вызывает определение степени духовно-нравственного состояния ребенка. Дети дошкольного возраста еще недостаточно хорошо научились сочувствов...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города

В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...

Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...

Похожие статьи

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...

Особенности формирования детского коллектива как фактора развития личности детей младшего школьного возраста

Детский коллектив — это группа детей, которые посещают одно учебное заведение или занимаются в одной дополнительной образовательной организации. Такой коллектив становится важным фактором развития личности детей младшего школьного возраста, так как о...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Заниматься воспитанием нравственных личностных качеств у дошкольников довольно трудно. Куда большую трудность вызывает определение степени духовно-нравственного состояния ребенка. Дети дошкольного возраста еще недостаточно хорошо научились сочувствов...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города

В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...

Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...

Задать вопрос