Программные задачи: формировать у детей представление об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, направлений «прямо», «налево», «направо». Развивать умение воссоздавать модель по образцу, а также комбинаторские способности. Учить использовать кодовые карточки при анализе блоков Дьенеша. Развивать у детей творческую активность, сообразительность, логическое мышление.
Материал. Карточки — таблицы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и кодовые карточки к ним, кубики Никитина.
Ход.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Вы меня ждали? Я тоже очень спешила к вам, и, вот пришла. Но не одна. Хотите узнать, с кем? Для этого нужно отгадать загадку:
В лесу, на опушке,
Есть маленький домик
Живет в этом домике
Сказочный…
Дети . Гномик.
Воспитатель. Правильно, гномик. А зовут его Вася. И пришел он со мной, чтобы посмотреть как дети занимаются и поучиться самому. Давайте обратим внимание на пол.
— Что вы видите?
Дети. Стрелки.
— Как их много, и все они куда — то ведут. Сегодня эти стрелки будут нашими помощниками. Они приведут нас к разным заданиям. Но помогать они будут нам в том случае, если мы их будем вместе хорошо просить. А просить мы их будем так:
Стрелка, стрелка, помоги
Нам дорогу укажи.
Давайте вместе скажем эти слова.
— Ой! Что за чудо. Вон там засветилась стрелочка, значит надо спешить туда, где ждет нас 1-е задание.
— Как нам нужно идти туда?
Дети. Прямо.
— Правильно, прямо. А вот и задание, которое называется «Правило движения». Вам нужно расселить геометрические фигурки по своим домикам, соблюдая правила их движения по дорожкам.
Вопросы: какая фигура живет в красном домике? Желтом?, Синем?, Зеленом?
Стрелка, стрелка, помоги
Нам дорогу укажи.
Опять засветилась стрелочка впереди. И опять нас ждет интересное задание.
— Как мы пойдем к нему? Куда нужно повернуть?
Дети . Вправо, влево.
— Молодцы, значит так и пойдем.
— А вот и… Но что это за надпись?
— Куда это мы попали? Сейчас прочитаем: «Зоопарк».
— А почему в зоопарке так тихо?
Дети. Все спят.
— Сейчас мы разбудим наших обитателей.
Задание: «Кто живет в зоопарке».
Идем дальше.
Стрелка, стрелка, помоги
Нам дорогу укажи.
— И вновь блеснул огонек на стрелочке. Что еще он приготовил нам?
— И как нам добраться туда?
Дети . Повернуть влево, вправо.
— Какие красивые фигуры ждут нас здесь. А вы знаете, ребята, это волшебные фигуры, потому что очень любят рассказывать о себе, и не просто словами, а карточками.
— Сейчас вы сами возьмете себе любую фигурку и сядете за столы, где стоят коробочки с карточками и попробуйте рассказать о них.
— Но здесь оказывается еще одно задание. Что — то лежит в этих коробочках7
Дети. Палочки.
— А что могут эти палочки?
Дети. Строить.
— Правильно, строить. Сегодня мы с вами тоже построим из них вот такой домик.
— Сколько палочек пошло на домик?
Дети. 6.
— А сейчас я попрошу вас переложить 2 палочки так, чтобы из него получился флажок.
— Теперь построим вот такую стрелочку.
— Сколько палочек вы взяли для стрелочки?
Дети. 6.
— Переложите две палочки так, чтобы получился бантик.
— Молодцы, ребята. Как Васе понравились ваши работы. Но нам кажется, что вы устали, особенно ваши глазки. Давайте поможем им отдохнуть.
— Встали, подошли ко мне.
В группу жук прилетел
Зажужжал и запел.
Вот он вправо полетел
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево посмотрел
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть
Не дадим ему присесть.
— Еще попросим стрелочку поиграть?
Стрелка, стрелка, помоги
Нам дорогу укажи.
— Куда мы пойдем?
Дети. За стрелочкой.
— А как?
Дети. Прямо.
— Так идем же скорее.
— Ой, ребята, а тут сюрприз. Что — то спрятано под покрывалом, и конверт лежит сверху, наверное подсказка. Сейчас посмотрим. Да здесь загадка. Попробуем отгадать?
Эти чудо — кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю
Все сначала начинаю.
Дети. Кубики.
— А знаете ребята, кто приготовил для вас эти кубики? Да, наш Вася. И предложил для вас такое задание: «Построй фонарик», по рисунку.
— Ну что, Вася, доволен работой детей.
Дети. Доволен.
— А как вы узнали?
Дети. Он улыбается.
— А вам понравилось на нашем занятии?
—А что понравилось больше всего?