Актуальность исследования целеустремленного формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов предопределена объективной потребностью общества в подготовке конкурентоспособных специалистов экономических специальностей, обеспечении високого качества образования и определяется необходимостью осуществления целостного комплексного анализа подготовки личности студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности, направленной на разработку и обоснование ее эффективной организации на основе определения ее специфичности сравнительно с учебным процессом, который происходит в современной высшей экономической школе.
Разные аспекты и особенности профессиональной подготовки современных специалистов при изучении компьютерных технологий в экономике отражены в трудах О. Е. Коваленко, М. И. Лазарєва, Ю.П. Нагорного, О. Г. Романовського, П. А. Яковишина и других, но они не вычерпывают полного объема проблем, которые требуют неотложного решения. В качестве актуальной и неотложной потребности внедрения в теории и практике высшего образования выступает подготовка личности будущего экономиста к профессиональной деятельности во время учебы в вузах, поскольку связанная с возможностью решения ряда противоречий, которые имеют место в подготовке современных кадров, касается вопросов повышения качества профессиональной подготовки специалистов новой генерации.
Развитие личности студентов-экономистов при изучении компьютерных технологий заключается в выявлении сущности и содержания педагогического проектирования модели подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности, которая предусматривает определение его профессионально значимых качеств (ПЗК) как конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда.
Компьютерные технологии при получении высшего образования влияют на психику человека, развитие его личности. Необходим высокий уровень общего интеллектуального развития. Возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности. Но есть и предел при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен.
Гуманитарий живет "в мире слов" – ярко выраженный вербальный тип интеллекта, широта познавательных интересов, эрудированность, владение языком, богатый словарный запас, умение соотносить конкретные и абстрактные понятия, высокоразвитое абстрактное мышление.
Естественники – высокоразвитое логическое и абстрактное мышление, способность быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального, наличие высокой степени концентрации внимания, безупречная строгость и логичность. Эти качества нужны уже до поступления. Повышенная серьезность и независимость суждений. Недостаточно развитое умение общаться с людьми.
Экономисты как личность – высокоразвитые пространственные представления и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта, при работе с компьютерными технологиями. Пространственные представления максимальны к поступлению и развиваются незначительно. Это качество больше зависит от задатков. Развиваются положительное отношение к социальным нормам, интровертированность, повышается эффективность. Однако узки познавательные интересы. Снижено внимание к политике и философским проблемам.
Знание индивидуальных особенностей студента дает возможность сделать процесс адаптации при получении знаний по компьютерным технологиям ровным и психологически комфортным.
Трудности адаптации первокурсников к вузу: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями. Одни трудности объективно неизбежны, другие зависят от подготовки и воспитания.
Первые трудности в вузе: отличная от школьной, организация обучения – 49,3%; большой объем самостоятельной работы – 39,0%, отрыв от семьи – 20,2%, новые групповые нормы – 12,4%.
Успех в развитии личности при изучении компьютерных технологий зависит от уровня готовности к учению, способности учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.
Некоторые первокурсники-экономисты не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания. Не умеют самостоятельно учиться, конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
При этом свыше 50% опрошенных испытывают недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными.
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:
укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
совершенствуются, "профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт;
повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.
Психологическое развитие личности студента – диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Теоретически и практически обоснована социально-педагогическая модель развития личности студента при изучении в вузах компьютерных технологий представляет собой полную синхронизацию целей, заданий, направлений, методов, условий создания педагогически развивающей среды, диагностики и структуризации в единственном комплексе-модели.
Уровень становления профессионально-значимых качеств является не только оценочной характеристикой, но и выявлением творческого отношения к своей профессии. В качестве определяющего компонента развития личности при изучении компьютерных технологий рядом с ценностными отношениями, самосознанием, социальной активностью, выступает такая ее базовая характеристика, как готовность к профессиональной деятельности, о перспективах развития которой, в свою очередь, дает представление общего моделирования развития профессионально важных качеств личности будущего экономиста.
Литература:
Заир-Бек, Е.С., Тряпицына, А.П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. Г.А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
Карпачева И. А., Толоконников С. В. Подготовка учителя к развитию творчества учащихся в условия профильного обучения, Орел, ОГТУ, 2008 г.
Кирьякова, А.В. Закономерности развития аксиологического потенциала личности студента. – Международный журнал экспериментального образования. – 2010. — №11. С. 110-114.